Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

1
0
Материал опубликован 25 April

Пояснительная записка к презентации

-Лаврушкина Вера Петровна – учитель русского языка и литературы МБОУ «Нюрбинский технический лицей им. А.Н. Чусовского»  

Нюрба/Нюрбинский;

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

продемонстрировать эффективные методы и приемы работы по развитию ФГ на уроке русского языка;

прокомментировать эффективность применения данных приемов;

отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Основные этапы :

Мотивация учения.

Актуализация знаний.

Постановка педагогической проблемы.

Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Подведение итогов мастер-класса.

Рефлексия.

1. Мотивация

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами проведем мастер-класс. Для того, чтобы Вы догадались, какой теме он будет посвящен, послушайте небольшую притчу.

Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», - сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» - это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник,» - добавил второй.

- «Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник,» - подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. - Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, - заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, - ответил учитель.

Исходя из вывода мудрого учителя, что является самым главным в обучении детей? Чему мы должны учить детей?(умению применять знания в жизни)

2) Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле. Скажите пожалуйста, говоря современным языком, как называется умения применять знания в жизни? («функциональная грамотность школьников».)

Эпиграфом к нашему мастер-классу будут замечательные слова Яна Аммоса Каменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся».

2. Актуализация знаний

Прежде чем перейти к приемам, которые способствуют формированию функциональной грамотности, давайте с вами вспомним некоторые теоретические моменты.

Когда впервые появился термин «функциональная грамотность?» (был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году)

Верно ли что «функциональная грамотность» - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (Да)

Верно ли что в международном исследовании PISA оценивается уровень сформированности функциональной грамотности? (Да)

Верно ли что исследовании PISA участвуют учащиеся 14-летнего возраста? (Нет, с 15 лет)

Верно ли что место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов) по читательской грамотности в исследовании PISA-2023 -3? (Нет, Россия находится на 27 месте)

Верно ли что Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо им предложить нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни (Да).

3. Постановка педагогической проблемы

Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность. В ходе сегодняшнего выступления я попробую показать несколько приемов работы на уроках русского языка, которые способствуют формированию функциональной грамотности.

Задача формирования функциональной грамотности - это задача учителей всех предметов, в том числе учителей русского языка и литературы.

4. Демонстрация приемов развития функциональной грамотности.

- Для развития ФГ на уроке можно использовать различные приемы. Перед вами таблица. Поставьте знак «+» напротив тех приёмов, о которых вы знаете и используете на уроках, с которыми знакомы. (распечатка).

Приём

«+» или «-»

Отсроченная отгадка


Проблемная ситуация


Кластер


Корзины идей


Лови ошибку


Денотатный граф


Яркое пятно


Удивляй


Ромашка Блума


- Какие приёмы вы используете? С какими знакомы?

- Замечательно, что вы знакомы с этими приемами. Но есть приёмы, которые вы используете реже или не знакомы с ними. Их мы рассмотрим подробнее.

Презентация приемов (каждый прием на отдельном слайде).

1) Один из способов «вхождения» в урок - прием «Отсроченная отгадка».

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Например, приступая к изучению темы «Фонетика» в 5 классе, демонстрирую на слайде разные предметы. Вопрос: что объединяет эти предметы? И какая картинка лишняя? (слайд)

Вопрос: что объединяет эти предметы?
И какая картинка лишняя?

Среди картинок с общим корнем - фон - лишняя картинка, изображающая фон рабочего стола. Общее у остальных предметов то, что они передают звук.
- Какая взаимосвязь между словом «звук» и уроком русского языка? Предположите, о чем будем говорить на уроке.

2) Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

3) Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже знают, что корень - главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)

- Этот прием также можно использовать на уроках литературы, чтобы вызвать интерес к теме урока и личности писателя. Например, когда мы проходили в 8 классе Чехова, я спросила у учеников «А знаете ли вы, что Чехов писал не только юмористические рассказы», но и рассказы о любви?

4) Прием «Лови ошибку»

Универсальный прием, который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.

Пример: текст с намеренно допущенными ошибками

Слайд: пример - урок литературы по изучению произведения «Васюткино озеро» в 5 «б» классе.

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие - это самостоятельная часть речи?»

Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»

Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно - следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»

Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»

Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи»

Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

Прием «Денотатный граф».

На уроках систематизации и обощения информации можно использовать прием «Денотатный граф».

Денотатный граф (от лат. “обозначаю” и греч. “пишу”) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.

Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.

(слайд - пример по «Кавказскому пленнику»)

5. Подведение итогов мастер-класса

Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать с младшего школьного возраста. Используя представленные приемы, мы можем внести свою лепту в развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Закончить хочу притчей. Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел проверить это и, зажав в ладони бабочку, спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или жива. А сам думает. Если он скажет живая - я ее умертвлю, если мертвая - выпущу. Все в твоих руках. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.

6. Рефлексия





Предварительный просмотр презентации

-Лаврушкина Вера Петровна – учитель русского языка и литературы МБОУ «Нюрбинский технический лицей им. А.Н. Чусовского»   Нюрба/Нюрбинский; Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Притча «Чайная церемония» «Сегодня изучите обряд чайной церемонии», - сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. - «Белый журавль моет голову» - это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордостью сказал первый ученик. - «Бодхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник,» - добавил второй.

- «Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник,» - подхватил третий. - «Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник,» - подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. - Твой рассказ был лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. - Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». - Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, - заметил кто-то. - Практические дела всегда говорят громче, чем слова, - ответил учитель.

"Методы и приемы работы на уроке русского языка и литературы по формированию функциональной грамотности" «Для жизни, а не для школы мы учимся» Ян Амос Коменский

Повторим теорию 1. Когда впервые появился термин «функциональная грамотность?» (Был предложен и введен ЮНЕСКО в 1957 году) 2. Верно ли что «функциональная грамотность» - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (Да) 3.Верно ли что в России PISA проводится для обеспечения соответствия качества российского образования мировым стандартам? (Да)

Повторим теорию 4. Верно ли что в исследованиях PISA участвуют школьники 14-летнего возраста? (Нет, с 15 лет) 5. Верно ли, что РФ занимает 3 место среди других стран-участниц (по количеству баллов) по читательской грамотности в исследовании PISA-2023? (Нет, Россия находится на 27 месте) 6. Верно ли, что чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо им предложить нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни? (Да)

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Читательская грамотность Математическая грамотность Естественно-научная грамотность Компьютерная грамотность Юридическая грамотность Экономическая грамотность Экологическая грамотность Грамотность в вопросах здоровья Грамотность в вопросах семейной жизни

Приемы «+» или «-» Отсроченная отгадка Проблемная ситуация Кластер Корзина идей Лови ошибку Денотатный граф Яркое пятно Удивляй Ромашка Блума

Прием «Отсроченная отгадка»

Прием «Проблемная ситуация» Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. - Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова: Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка. - Какое слово отличается от других? - Чем оно отличается? - Какое правило мы будем изучать?

«Проблемная ситуация» Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо… -Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка? луг, пирог, код, город, пруд, клюв, прут, овраг, короб, кот, арбуз, лук, обоз

Приемы «Удивляй» и «Яркое пятно» Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении урока. А вы верите, что в русском языке есть слово без корня?

Приемы «Удивляй» и «Яркое пятно» А вы верите, что в русском языке есть слово без корня? ВЫ – НУ – ТЬ Слов без корней не бывает. Единственным исключением является глагол вынуть. В результате исторических изменений сегодня слово вынуть осталось без корня. Но вынимать и вынуть – однокоренные слова. В слове вынимать корень –ним-, а в слове вынуть – был корень –ня-.

«Лови ошибку» Прием формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации

«Ромашка Блума»

Прием «Ромашка Блума» 1. Простой вопрос: Какие сочетания слов называются фразеологизмами? 2. Уточняющий вопрос: В прямом или в переносном значении употребляются слова во фразеологизмах? 3. Интерпретационный вопрос: Почему фразеологизмы имеются во всех развитых языках мира? 4. Творческий вопрос: Что произошло бы, если бы фразеологизмы исчезли из языка? 5. Оценочный вопрос: Как вы думаете, хорошо или плохо, что в языке есть фразеологические обороты? 6. Практический вопрос: В обычной жизни вы и ваши близкие употребляете фразеологизмы? Если да, то в каких ситуациях?

Обобщение и систематизация информации «Денотатный граф» Денотатный граф (от лат. “обозначаю” и греч. “пишу”) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

«Кавказский пленник» Жилин спасается помогает занимается надеется не смиряется наблюдает с обстоятельствами на побег рукоделием за местностью Костылину побег

Костылин смиряется не верит ждет не ищет спасается с обстоятельствами в свои силы денег для выкупа выход выкуп

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время. Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее , и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации