Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Пояснительная записка к презентации
-Лаврушкина Вера Петровна – учитель русского языка и литературы МБОУ «Нюрбинский технический лицей им. А.Н. Чусовского»
Нюрба/Нюрбинский;
Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
продемонстрировать эффективные методы и приемы работы по развитию ФГ на уроке русского языка;
прокомментировать эффективность применения данных приемов;
отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
Основные этапы :
Мотивация учения.
Актуализация знаний.
Постановка педагогической проблемы.
Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
Подведение итогов мастер-класса.
Рефлексия.
1. МотивацияЗдравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами проведем мастер-класс. Для того, чтобы Вы догадались, какой теме он будет посвящен, послушайте небольшую притчу.
Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», - сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» - это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник,» - добавил второй.
- «Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник,» - подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. - Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, - заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, - ответил учитель.
Исходя из вывода мудрого учителя, что является самым главным в обучении детей? Чему мы должны учить детей?(умению применять знания в жизни)
2) Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле. Скажите пожалуйста, говоря современным языком, как называется умения применять знания в жизни? («функциональная грамотность школьников».)
Эпиграфом к нашему мастер-классу будут замечательные слова Яна Аммоса Каменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся».
2. Актуализация знанийПрежде чем перейти к приемам, которые способствуют формированию функциональной грамотности, давайте с вами вспомним некоторые теоретические моменты.
Когда впервые появился термин «функциональная грамотность?» (был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году)
Верно ли что «функциональная грамотность» - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (Да)
Верно ли что в международном исследовании PISA оценивается уровень сформированности функциональной грамотности? (Да)
Верно ли что исследовании PISA участвуют учащиеся 14-летнего возраста? (Нет, с 15 лет)
Верно ли что место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов) по читательской грамотности в исследовании PISA-2023 -3? (Нет, Россия находится на 27 месте)
Верно ли что Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо им предложить нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни (Да).
3. Постановка педагогической проблемыФормирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность. В ходе сегодняшнего выступления я попробую показать несколько приемов работы на уроках русского языка, которые способствуют формированию функциональной грамотности.
Задача формирования функциональной грамотности - это задача учителей всех предметов, в том числе учителей русского языка и литературы.
4. Демонстрация приемов развития функциональной грамотности.- Для развития ФГ на уроке можно использовать различные приемы. Перед вами таблица. Поставьте знак «+» напротив тех приёмов, о которых вы знаете и используете на уроках, с которыми знакомы. (распечатка).
Приём | «+» или «-» |
Отсроченная отгадка | |
Проблемная ситуация | |
Кластер | |
Корзины идей | |
Лови ошибку | |
Денотатный граф | |
Яркое пятно | |
Удивляй | |
Ромашка Блума |
- Какие приёмы вы используете? С какими знакомы?
- Замечательно, что вы знакомы с этими приемами. Но есть приёмы, которые вы используете реже или не знакомы с ними. Их мы рассмотрим подробнее.
Презентация приемов (каждый прием на отдельном слайде).
1) Один из способов «вхождения» в урок - прием «Отсроченная отгадка».
До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.
Например, приступая к изучению темы «Фонетика» в 5 классе, демонстрирую на слайде разные предметы. Вопрос: что объединяет эти предметы? И какая картинка лишняя? (слайд)
Вопрос: что объединяет эти предметы? | Среди картинок с общим корнем - фон - лишняя картинка, изображающая фон рабочего стола. Общее у остальных предметов то, что они передают звук. |
2) Прием «Проблемная ситуация»
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:
- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:
Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.
Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?
3) Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»
Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Например, дети уже знают, что корень - главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:
- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)
- Этот прием также можно использовать на уроках литературы, чтобы вызвать интерес к теме урока и личности писателя. Например, когда мы проходили в 8 классе Чехова, я спросила у учеников «А знаете ли вы, что Чехов писал не только юмористические рассказы», но и рассказы о любви?
4) Прием «Лови ошибку»
Универсальный прием, который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.
Пример: текст с намеренно допущенными ошибками
Слайд: пример - урок литературы по изучению произведения «Васюткино озеро» в 5 «б» классе.
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:
Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие - это самостоятельная часть речи?»
Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»
Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно - следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»
Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»
Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи»
Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»
Прием «Денотатный граф».
На уроках систематизации и обощения информации можно использовать прием «Денотатный граф».
Денотатный граф (от лат. “обозначаю” и греч. “пишу”) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.
Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.
(слайд - пример по «Кавказскому пленнику»)
5. Подведение итогов мастер-классаТаким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
А основы функциональной грамотности мы должны закладывать с младшего школьного возраста. Используя представленные приемы, мы можем внести свою лепту в развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Закончить хочу притчей. Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел проверить это и, зажав в ладони бабочку, спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или жива. А сам думает. Если он скажет живая - я ее умертвлю, если мертвая - выпущу. Все в твоих руках. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.
6. Рефлексия