12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Накипова Занфира Харисовна287
Россия, Кировская обл., пгт Кильмезь
3

Статья «Роль лабораторных работ в формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики»

Роль лабораторных работ в формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики.

Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования выделяются три группы образовательных результатов развития: предметные, метапредметные и личностные. Метапредметные универсальные учебные действия состоят из регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД. В основной школе на уроках математики больше внимание уделяются формированию познавательных УУД, частично ведется работа по формированию коммуникативных УУД. Формирование регулятивных универсальных учебных действий является сложным процессом, так как умению « учить себя» не уделяется достаточного внимания. В основном они формировались только в ходе самостоятельной работы с учебником. Однако в условиях реализации ФГОС ООО требования к результатам обучения предполагают выход за обозначенные рамки. У учителя появилась необходимость поиска таких эффективных методов преподавания математики, которые будут формировать регулятивные УУД.

Одной из форм обучения математики, способствующей развитию и воспитанию ценных графических и вычислительных навыков и умений, необходимых для конструирования и практической деятельности, являются лабораторные и практические работы. Однако, хочется отметить, что долгое время лабораторным и практическим работам не уделялось достаточного внимания. Они выполняются не систематически, от случая к случаю лишь некоторыми учителями. Думаю, что причиной является недооценка учителями математики данного вида деятельности.

Проведение лабораторных работ имеет огромное значение в учебно-воспитательном процессе, так как способствуют формированию регулятивных УУД и позволяют реализовать важный подход являющимися методологической основой ФГОС – системно – деятельностный.

Лабораторная работа, как один из видов самостоятельных практических работ активизируют учебный процесс, облегчают восприятие геометрических понятий, обеспечивают доступность геометрических фактов, которые в дальнейшем постоянно применяются при решении задач и делают абстрактное положения геометрии понятным, доступным и наглядным.

В условиях грамотной организации урока учащиеся постепенно не только овладевают приемами учебной работы, но и полностью осознают цель и особенности их использования. В дальнейшем ученики применяют лабораторную работу самостоятельно для открытия новых знаний, а полученные в ходе работы данные записывают знаково – символьным языком в таблицы, а заполненные таблицы помогают провести предметную и личностную рефлексию деятельности учащегося.

Лабораторные работы по математике – самостоятельное решение учащимися задач, условия которых задаются конкретными техническими деталями, различными предметами или специально для этого изготовленными моделями, чертежами, задачами на настольном полигоне и т. п., для достижения определенных учебных целей, в частности для выработки у учащихся умений применения на практике полученных математических знаний.

Мы знаем в программу школьного курса физики, химии и биологии включены лабораторные работы, которые выполняют все ученики обязательно после изучения определенной темы. Эти лабораторные работы проверяют достоверность какого-либо закона или получают приближенные значения той или иной постоянной величины, что нельзя сказать о математике. Выполнение лабораторных работ позволяет учащимся глубже изучить материал, прививает у них практические навыки в обращении с различными оборудованиями и формирует регулятивные УУД. Аналогичные лабораторные работы могут проводиться систематически и в связи с изучением школьного курса геометрии. Любая лабораторная работа по геометрии содержит в себе определенные этапы совместных действий учителя и ученика, самостоятельную или групповую деятельность учащихся. Важную роль лабораторной работы составляет инструкция к ней. Инструкция должна быть четко сформулирована и представлять собой алгоритм. В нее входят как задания, которые нужно выполнить, так и рекомендации по их выполнению.

Существует ряд требований к организаций лабораторных работ:

1.Лабораторная работа должна соответствовать теме урока.

2.Лабораторная работа должна быть направлена на достижение поставленных целей.

3.Инструкция к лабораторной работе должна быть четко, грамотно составлена.

4.Каждый шаг инструкции должен быть понятен учащимся.

5.При организации лабораторной работы должны быть подготовлены все необходимые инструменты, раздаточные материалы.

6.Лабораторная работа может быть частью урока или занимать целый урок, т.е должна укладываться во временные рамки урока.

7.Для работы на целый урок учащиеся должны быть заранее разделены по группам.

8.При составлении лабораторной работы, важно чтобы все учащиеся группы были задействованы в ее выполнении.

При выполнении этих требований к организации лабораторной работы и правильном ее проведении учащиеся быстро усвоят учебный материал, развивают регулятивные умения и в том числе самостоятельно сделают выводы.

Полученный в ходе лабораторных работ гипотезы,свойства, определения, признаки рождаются буквально у учащихся « в руках». Таким образом, творческая активность пробуждается в процессе их практической деятельности, у учеников формируется умение « учить себя», т.е формируется регулятивные универсальные учебные действия. Проблем с использованием лабораторных работ в учебном процессе много. Это недостаточность

методической литературы по использованию, нет четкой и строгой границы между практических и лабораторных работ, недостаток необходимого оборудования в школе.

Мне хочется отметить слова Конфуций:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню

Дай сделать – и я пойму.

Список литературы:

1.Рабочая программа по предмету «Геометрия» в условиях реализации ФГОС основного общего образования. 7 класс/ авт. – сост.Скурихина Ю.А, Суровцева В.А, Лямина О.В, Верещагина О.Г, ИРО Кировской области. Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2016-50с

2.Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС): учебно –методическое пособие/ авт. – сост. П.М.Горев, В.В.Утемов.- Киров: Издательство МЦИТО, 2015г – 292с

3. Чуканцов.С.М. Лабораторные работы по математике [ Текст ]/ С.М.Чуканцов – М: Учпедгиз, 1961.-104с

4.http ://www/vestnik-kafu/info/jounal/13/507 –Проведение лабораторных и практических работ на уроках математики. Зимановская А.А

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.