Статья «Использование приемов смыслового чтения текстов при подготовке к устному собеседованию»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»
Статья
«Использование приемов смыслового чтения текстов при подготовке к устному собеседованию»
Подготовила:
Булгакова Л.И.
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории
Сегодня выпускникам основного уровня общего образования на экзаменационных испытаниях необходимо продемонстрировать умения работать с текстом.
Поэтому главная цель учителя - обучить детей стратегиям смыслового чтения для качественной подготовки к государственной итоговой аттестации.
Уметь работать с текстом учащиеся учатся в течение всей школьной жизни. Переходя из класса в класс, будущий выпускник овладевает приемами работы с информацией: бегло читать текст, делить его на смысловые отрывки, составлять к нему вопросы, видеть ключевые слова и т.д. Все эти усвоенные операции позволяют успешно сдать экзамены.
Чтобы успешно сдать устный экзамен, лично я строю поэтапную работу с учащимися по работе с текстом, начиная с 5 класса.
Смысловое чтение и приемы работы с текстом на уроках русского языка в 5-9 классах
Класс | Используемый приём | Потенциал | Формулировка задания в учебнике |
| Рассказ | Развивает умение работать с понятием, видеть его особенность | Подробное изложение. Перескажи каждую часть текста с опорой на план и ключевые слова. |
Свободное письмо | Снимает у ребёнка психологическую боязнь "чистого листа", страх перед ошибками и некорректными формулировками | Сочинение-описание по личным впечатлениям. | |
| Рассказ | Тренирует умения составлять целостный текст, вычленять сюжет по семантике ключевых слов. | Сочинение. |
Свободный диктант | Приучает видеть последовательность изложения идей текста, работать по заданному плану, соблюдая орфографическую зоркость | Сводный диктант. | |
| Рецензия | Развивается способность интерпретировать письменное высказывание и выстраивать по отношению к нему свою позицию. | Напиши рецензию на просмотренный фильм или прочитанную книгу. Обменяйся работами с одноклассником. Выскажите письменно свое отношение к предложенным тезисам. |
Рассуждение | Приучает к ответственности и тщательной "доводке" собственного текста. | Сочинение. |
На уроках литературы широко применяю такой прием, как «Громкие чтения»
Терминологический словарь даёт нам такую формулировку данного понятия: «Громкое чтение – чтение вслух текста произведения с последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного».
Громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения между учителем и детьми, особенно младшего возраста (хотя и в подростковом возрасте этот прием тоже может быть актуален). Громкие чтения дают возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, дают возможность слушателям и читающему почувствовать вкус слова, услышать и ощутить его звучание. При кажущейся элементарности этой формы, в ней есть важные особенности, на которые следует обратить внимание.
Цель громкого чтения — научить активно слушать, чтобы расслышать и понять прочитанное, или, как говорит Чаусова С.: «научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить».
Какова структура занятия в форме громкого чтения?
По структуре такое занятие состоит из трех основных блоков:
1. Вступительная беседа
2. Собственно чтение
3. Беседа после чтения и творческие задания.
Эффективен и такой прием чтения, как «Чтение в кружок».
Поочередное чтение эффективно для чтения небольшого эпизода (отрывка). Оно предполагает, что один обучающийся читает текст, а остальные задают ему вопросы, на которые он отвечает, закончив чтение.
Часто применяю и такой прием «Прочти вслух и выскажись»
Это стратегия парной работы, где роль одного — читать вслух, второго — высказываться. Затем смена ролей. Характер высказываний определяется предварительно учителем в зависимости от цели урока.
К 9 классу учащиеся должны умеют составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста. А это является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией. Освоив эти операционные шаги, школьники готовы к стратегии интерпретации текста. Данная стратегия может быть использована на тексте любого типа. Она носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трем видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними.
Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Ученики начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года.
Цель стратегии – научить свертывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.
Для начала нужно бегло прочитать текст (или прослушать) и разделить его на смысловые части. Как правило, смысловая часть будет совпадать с абзацами текста. Затем, при необходимости, обсудить незнакомые слова. Далее предлагаю учащимся составить по 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому абзацу. После этого представляю учащимся заранее заготовленную таблицу из трех колонок:
Пересказ текста
План в вопросах | Ключевые слова (основные мысли) | Индивидуальные слова (детали) |
1. |
|
|
В первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую – ключевые слова из текста, а в третью – индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.
К первому абзацу, содержащему, как правило, много информации, ставятся два вопроса, к другим – по одному. Но бывают исключения.
Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами из колонки №2. Обобщенные вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка №1).
Ключевое слово – это слово из текста, необходимое для ответа на поставленный вопрос. Таких слов бывает немного - 3- 5. Ключевыми обычно являются существительные и глаголы.
Колонка индивидуальных слов, определяющих детали содержания текста, заполняется каждым учеником индивидуально. Каждый учащийся знает то, что ему трудно запомнить – имена, цифры, прилагательные и глаголы. Именно их он и записывает в третью колонку.
Если соединить слова из второй и третьей колонки, получится словарик основных мыслей и деталей, составляющих содержание полного пересказа текста. Ключевых слов только из второй колонки достаточно для составления краткого пересказа, который отвечает на вопрос «Что случилось с персонажами текста в описываемой ситуации?».
В случае, если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко – все слова используются, лишних не остается. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов.
Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры, «нот текста», невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ. Данную работу лучше начинать с более легкого вида задания – полного пересказа. Продемонстрировав классу один пример, далее предлагаю сделать эту работу в парах. Но краткий пересказ обязателен для каждого ученика.
Но в устном высказывании ведь присутствует не просто пересказ, а с включением цитаты.
Эту работу строить лучше всего, на мой взгляд, с помощью составления памяток:
Для того чтобы правильно вставить цитату в текст передайте чужую речь разными способами.
Например, «Главная ценность жизни – сама жизнь» (В.М.Песков)
В виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама жизнь»).
В виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что главная ценность жизни – сама жизнь.)
В виде предложения с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь).
В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В. М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни).
В виде части предложения.
Введите цитату не полностью.
Отработку приемов смыслового чтения на уроках русского языка необходимо проводить через обязательную совместную деятельность. Даже для взрослых она представляет некоторую трудность при первом использовании. А самостоятельное использование стратегии возможно после неоднократного совместного применения.
Результативность работы по достижению цели
для учащихся:
- активизация пассивного словаря учащегося;
- правильное и логичное представление своих мыслей;
- языковое оформление текста;
для учителя:
- системная подготовка к государственной итоговой аттестации;
- составление банка приёмов по целенаправленной подготовке учащихся к устному экзамену.
Список литературы:
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.
Карманова И.С. Методы и приёмы смыслового чтения.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2013. –126с.