12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Зорина73
Россия


Приемы и методы мотивации на уроке обучающихся с ЗПР.


Проблема школьной неуспеваемости в настоящее время приобрела особую актуальность. Это связано с тем, что постоянно увеличивается количеством детей с пониженной обучаемостью.

У детей с ЗПР не сформирована мотивационная готовность. Задержка психического развития представляет собой отставание при развитии от норм, принятых в определенном возрасте, при котором страдают – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера. Поэтому многие из средств обучения при работе с такими детьми оказываются малоэффективными, что является актуальной проблемой в работе каждой школы.

Учащиеся с ЗПР обычно рассеяны, невнимательны на уроках. У многих из них зрительная и слуховая память находится на низком уровне. Прослушанный текст такие дети воспринимают с трудом, часто не могут ответить на вопросы учителя или отвечают односложно

Мотивация — это сильная движущая сила, которая заставляет человека что-то делать или чего-то не делать.

Мотивация в учебном процессе может быть двух видов.

1. Мотивация на избегание неудачи означает, что главное для человека — не совершить ошибку. Это может выглядеть по-разному: кто-то просто молчит и не выполняет задания, кто-то обесценивает процесс и усилия тех, кто хочет участвовать, кто-то прогуливает уроки, кто-то намеренно оставляет дома тетрадь.

В сознании учеников с таким типом мотивации нет связи между усилиями и результатом. Они верят, что успех зависит от чего угодно, но не от их действий.

2. Мотивация на достижение успеха работает иначе. Человек с таким типом мотивации готов прилагать усилия, чтобы достичь желаемой цели, потому что ему интересны сложные задания, и они не угрожают самооценке. Обычно такие ученики всегда готовы включиться в любую активность: решить задание у доски или вызываться капитаном в эстафете на физкультуре. Они не боятся пробовать новое и разное и не расстраиваются, если у них не получилось довести дело до конца или идеала.

Ученики с разными типами мотивации требуют от учителя разного подхода. 

Ученику, мотивированному на достижение успеха, достаточно знать о цели занятия, и чтобы путь к этой цели состоял из интересных, сложных, но выполнимых заданий.

Ученик, мотивированный на избегание неудачи, может сталкиваться с большим количеством трудностей. Именно поэтому так важно замечать любые успехи учеников. И, что самое главное, не только замечать их, но и говорить об этом ребенку. Важно, чтобы это было не дежурное “молодец” или “ты старался”, а очень конкретное достижение ребёнка, которое невозможно оспорить. “Ты разобрался в теме и стал делать меньше ошибок”, “ты потренировался, и теперь считаешь в столбик быстрее”, “я вижу, что у тебя стало чаще получаться дождаться своей очереди”.Важно замечать связь между усилием и результатом. Но для того, чтобы ребёнок был готов усилие прикладывать, есть ещё одно необходимое условие.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. У таких учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Учащиеся четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны.

Второй уровень – хорошая мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

Третий уровень – положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью. Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями.  

Четвертый уровень – низкая мотивация. Эти учащиеся посещают учебное заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами.  

Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с педагогом. Часто у подобных учащихся отмечаются нервно - психические нарушения.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся ЗПР с необходимо использовать все методы организации и осуществления учебной деятельности:

-словесные

-наглядные и практические методы

-репродуктивные и поисковые методы

-методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

Для повышения мотивации существуют некоторые приемы и методы

1.Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность.

2.Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.

3.Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств.

4.Использование метода проектов. В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей приемам совместной деятельности в ходе проектов.

5.Метод создания проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести учащихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…».

Приемы на открытие новой темы

Для того чтобы мотивировать учащихся к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

1.Для этого использую приём «Привлекательная цель».Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

2.Прием «Прогнозирование». Придумывают тему урока.

3. Прием  «Верные - неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

4.Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала учащиеся предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.

5. Игровые приемы.

Приемы повторения пройденного на уроке.

1.Прием «Своя опора». Учащийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.

2.Прием «Цветные поля». Прием интерактивного обучения. Учащийся, выполняя письменную работу, отчеркивает поля цветными карандашами.

3.Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

4.Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.

На этапе самоконтроля и самооценки 

1.Прием «Учащийся - учащийся».Например. Каждый учащийся получает карточку, которая содержит вопрос и три ответа.

  2.Приём «Открытые задания» Большой интерес учащиеся проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

  Таким образом, наиболее эффективное формирование учебной мотивации обеспечивается благодаря четкому построению учебного процесса, которое направлено на развитие познавательных процессов и творческой активности детей с ЗПР.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.