Статья «Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»
МОАУ СОШ 5 (дошкольная группа) г.Орска
Статья:
«Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»
Воспитатель высшей категории
Дорогина В.Р
«Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Замотивировать ребенка –главная задача педагога. С позиции Д. Б. Эльконина развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к операционально-технической; от совместной к самостоятельной деятельности.
Мотивация побуждает детей к: преодолению препятствий; решению сложных задач; заинтересованности к занятию.
Без мотивации между ребенком и взрослым не будет взаимодействия. Существуют методы и приемы для повышения мотивации у ребенка к занятию.
Метод-это способ взаимодействия или способ передачи знаний.
Прием-это вариант применения данного метода.
Аристотель и Квинтиллиан полагают, что способность к образованию дана человеку от рождения. Дать образование может только тот, кто знает приемы и особенности развития ребенка.
Существуют несколько приемов и методов:
игровые;
словесные;
наглядные;
практические.
1. Игровые методы и приемы в обучении детей:
дидактические игры;
подвижные игры;
игры-забавы;
игры-инсценировки.
Среди предпочитаемых видов деятельности дети выделяют прежде всего игру. В детских садах России создаются условия для включения детей в разные виды игр. Каждые виды игр можно использовать как подгруппой, так и группой. С помощью игр ребенок познает мир, развивает мышление, память, речь, внимание, воображение.
Существуют разнообразные приемы игр:
Внесение сказочного персонажа или игрушки (к нам прибежали белочки и рассказали, что у них одни грибы-мухоморы, скоро наступит зима, и если они не запасут на зиму хороших грибов, то будут голодать);
Воображаемые ситуации (сегодня мы будем искать новые правила в лесу, а поедим на автобусе, дети выстраивают из стульев автобус и отправляются в путешествие) ;
Волшебное перевоплощение (давайте дети, мы сегодня станем художниками и нарисуем картинки книги, которая называется «Осень»);
Загадки;
Имитация голоса, движения (птички зернышки поклевали клю-клю-клю).
2. Словесные методы и приемы в обучении детей:
Беседа;
Объяснение;
Рассказы воспитателя, детей;
Чтение художественной литературы;
К словесным приёмам относятся:
Вопросы (что Вы узнали нового сегодня на занятии? Что больше всего понравилось? Что показалось сложным?);
Сравнение (сколько у Маши конфет, а сколько у Миши?);
Пояснения, объяснения.
3. Практические методы в обучении детей:
Упражнения (многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания);
Элементарные опыты (воспитатель организует несложный эксперимент, в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства (плавают-тонут) различных предметов: опускают в таз с водой поочередно кнопку, дощечку, лодочку, гвоздь, высказав предварительно предположения относительно их способности плавать);
Моделирование (реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком);
Продуктивная деятельность (изобразительная и конструктивная деятельность, связанная с формированием практических умений и навыков — рисованием, лепкой, вырезыванием, наклеиванием аппликации, созданием построек и сооружений из различных материалов).
4. Наглядные методы и приемы:
Наблюдения (это целенаправленное восприятие предметов под руководством взрослого);
Рассматривание картин и иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в том случае, когда невозможно провести наблюдения или экскурсию;
Рассматривание игрушек, предметов;
Демонстрация опытов, диапозитивов, диафильмов, кинофильмов.
К наглядным приёмам относится:
Показ картин, предметов, игрушек;
Показ образца;
Показ способа действия.
При использовании любого приема и метода педагог должен вести себя доброжелательно и заинтересованно. От того, каким тоном и жестами будет педагог работать с детьми, зависит реакция детей .
В игровом методе я использую такие дидактические игры, как: «Сложи фигуру», «Веселые цифры», «Продолжи узор», «Сложи картину», «Птицы», «Фрукты и овощи», «Птицы России», «Вершки и корешки», «Зимующие и перелетные птицы», «Он, она, они, оно», «Собери слово». «Убери лишнее», «Умная рыбалка», «Математические квадраты», «Составь фигуру», «Где это видел», «Геометрическая мозаика». Главная задача педагога заинтересовать ребенка игрой, тогда дети после занятий будут брать игры и продолжат обучение самостоятельно, сами не осознавая этого.
При приеме «Внесение игрушки или сказочного персонажа», персонаж может просить о помощи научить его чему-либо или выручить в какой-либо ситуации, ребята очень любят помогать, почувствовать себя взрослыми и важными и поэтому с радостью справляются с заданиями любой сложности.
Словесный и практический методы обучения чаще использую или в середине занятия или в конце занятия. При использовании приемов главное, чтобы информация, которую хочет донести педагог до детей была доступна, соответствовала возрасту ребенка.
Наглядный метод обучения очень интересен для детей. При рассказе у педагог должен опираться на определенную схему, тогда и ребенку будет проще ориентироваться при слушании и самостоятельном рассказе.
Методы и приемы в обучении помогают педагогу заинтересовать ребенка в заданиях любой сложности. Любая познавательная деятельность, которая начинается с увлекательного приема педагога, лучше усваивается детьми.
Литература:
Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Гриф УМО МО РФ / А.Г. Гогоберидзе. - М.: Питер, 2013.
Швайко, Г.А. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Учебное издание. Владос/ Г.А. Швайко.-М.:2002.
Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Правила поведения в природе для дошкольников. Методичское пособие. Педагогическая литература/ В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская, Т.Г.Хромцова.-М.: 2011.