Статья «Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших дошкольников»
«Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших дошкольников»
Мотивация – это процесс побуждения, это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Как писал Л.С. Выготский «Прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее».1
Основные условиям успешной мотивации детей старшего дошкольного возраста:
- Необходимость породить в детях интерес к образовательной деятельности.
- Умение ценить достигнутый результат ребёнка, понимание важности и ценности самого процесса его достижения.
- Индивидуальность каждого ребёнка.
- Научить детей дошкольного возраста ставить перед собой цель, намечать пути ее достижения и планировать свою деятельность.
- Уметь решать поставленные задачи.
- Научить объяснять свои успехи и неудачи.
- Максимально поддерживать любопытство и активность ребёнка, его инициативу. Помощь в воплощение детских затей, справляться с промахами и трудностями.
Методы создания мотивации детей старшего дошкольного возраста.
- Практические: опыт, упражнение, экспериментирование, моделирование;
С детьми вместе проведение опыта с водой и песком, с природным материалом. Создание интересных работ из конструктора. Мнемотаблицы очень понятны и просты для детей.
- Наглядные: наблюдение демонстрация наглядных пособий;
Показ новых предметов, игрушек, которые появились в группе. Наблюдение вместе со взрослым явление природы, труда взрослых; рассмотрение живых объектов; использование кукольного театра.
- Словесные: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы;
Приемы, которые использую на занятиях. Потешки, песенки, стихи; вопросы детям; пояснения информации; объяснение назначений новых предметов при изучении темы.
- Игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде.
Например, в старшей группе дети, собираясь на прогулку находят записку от садовода Лёши. «Ребята, помогите, солнце очень сильно печёт, что все растения в моем саду могут погибнуть». Воспитатель спрашивает детей, что жен делать в данной ситуации, дети озвучивают разные варианты решения поставленной проблемы. Дети вместе с воспитателем идут поливать в сад. В конце садовод Лёша прислал письмо с благодарностью ребятам.
Таким образом, подводя итог можно сделать вывод, что мотивация в совместной и самостоятельной деятельности для детей старшего дошкольного возраста является стимулом, без которого дети не смогут включиться в образовательный процесс.
Я считаю, что воспитатель должен уметь в своей деятельности использовать разные мотивы достижения учебно-воспитательных целей, при этом учитывая индивидуальные особенности детей.
1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. КРАТКИЙ КУРС. МОСКВА — 1926