Статья «Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»

4
0
Материал опубликован 14 August 2021 в группе




Статья

«Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»

Музыкальное воспитание — это не воспитание

музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.

В.А. Сухомлинский

На протяжении многих лет (а пришла я в школу 37 лет назад!) музыкально-педагогической работы со школьниками разных возрастов, главное, к чему я стремилась, - это вызвать в детях ясное понимание того, что музыка - не простое развлечение и не добавление к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

Как помочь ребёнку разобраться в огромном количестве музыки, как лучше познакомитъ с замечательными музыкальными произведениями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно петь?

Как показать школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

Изменить привычную форму урока, применить новые методы особенно в средних классах, где сложилось уже отношение к уроку музыки, как к чему-то дополнительному и совсем необязательному.

Исскуство – необходимая часть жизни человека. Искусство – это его душа. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе», - повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути в детстве. Ищем, пробуем. Экспериментируем. Задача сложна – ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят всё быстрее. Информации о фактах. Событиях, понятиях всё больше… Вот только удивляются всё меньше. Меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов: смартфоны, комьютеры, компьютерные игры. Тенденция к равнодушию страшна. Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Кака заставить душу трудиться? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство естественной, необходимойчастью жизни?

Для того, чтобы ответить на все эти и многие другие вопросы, мной была разработана и апробирована авторская рабочая программа по музыке для обучающихся 2 класса «Развитие музыкальности (музыкальных способностей) у учащихся младших классов на уроках музыки».


Авторская рабочая программа по музыке для обучающихся 2 класса

«Развитие музыкальности (музыкальных способностей) у учащихся младших классов на уроках музыки»

Цель: Создание условий для формирования музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры учащихся.

Задачи:

Образовательные:

-знакомство с высокохудожественными образцами различных жанров, доступных для восприятия, расширение кругозора;

-обеспечение школьников системой опорных знаний и умений, дающих базу для дальнейшего общения с музыкой;

-формирование представлений об основных музыкальных понятиях, терминах и обозначениях, стремление к их практическому использованию;

-расширение словарного запаса учащихся при анализе музыкального произведения.

Развивающие:

-понимание языка музыки, её выразительных возможностей, соотношение их с содержанием произведения;

-способность оперировать музыкальными понятиями, терминами, обозначениями;

-формирование музыкально-слуховых представлений об элементарных музыкальных структурах;

-комплексное развитие музыкальных способностей: слуха (мелодического, ритмического, гармонического, тембрового), голоса и певческих навыков, музыкальной памяти, чувства целого (формы);

-развитие внимания, воображения и творческих способностей;

-развитие умения с применением элементарных образных эпитетов передавать свои впечатления о музыкальном произведении.

Воспитательные:

-эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать с музыкой;

-воспитание музыкального вкуса, потребностей и интересов;

-формирование нравственно-эстетических качеств личности.

Программа Развитие музыкальности (музыкальных способностей) у учащихся младших классов на уроках музыки» успешно прошла апробацию. Практика показала, что дети с увлечение посещают уроки музыки.

Итогом апробации стала 100% успеваемость учащихся по музыке, высокий уровень певческих навыков.

Учащиеся становятся активными участниками художественной самодеятельности, участвуют во внеклассных мероприятиях различного уровня (праздниках, акциях, концертах, конкурсах, фестивалях), занимая призовые места.

Данная авторская программа позволяет формировать положительную мотивацию учащихся, активизировать творческую деятельность учащихся и способствовать реализации их способностей и талантов, расширить возможности предъявления учебной информации. Программа так же предполагает широкую палитру использования самых разнообразных занятий, направленных на творческое развитие детей младшего школьного возраста. Это слушание музыки и размышления о ней, вокально-хоровая работа, ритмическме движения и пластическое интонирование, театрализация музыкальных произведений, игра на детских музыкальных инструментах, рисование, разного рода импровизации (речевые, вокальные, инструментальные, ритмические и др.).




Разнообразие содержания, методов работы, приёмов и видов деятельности

У детей особое отношение к музыке. Так как это искусство временное – его нельзя потрогать, или рассмотреть, поэтому при подборе музыкального материала для урока стоит отдавать предпочтение ярким зримым образам. С появлением компьютерных технологий у нынешних учеников есть определённое смещение в сторону зрительного ряда, то есть им непросто воспринимать только аудиоматериал. Учебный кабинет, в котором я работаю, оснащен современным компьютерным оборудованием: имеются автоматизированное рабочее место учителя, ноутбук, мультимедийный проектор, принтер, сканер.

На уроке, для успешного освоения тем, я применяю компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

Планируя свои уроки по программе "Развитие музыкальности у учащихся" учитываю многое: и то, что написано в программе, и школьные события, взволновавшие учащихся перед уроком музыки, и многое-многое другое, т. е. стараюсь подходить к планированию уроков творчески. Думаю, так же, о драматургии урока: о его завязке, кульминации и развязке. Всегда стараюсь придумать что-нибудь интересное, неожиданное. Работая по программе «Развитие музыкальности у учащихся», на каждом уроке стремлюсь привить детям чувство прекрасного, учу видеть прекрасное в повседневной жизни, в отношсниях между людьми.

Большое внимание уделяю знакомству с народной музыкой, т. к. оно расширяет представление детей о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе, что также способствует развитию общей музыкальности.

Программа «Развитие музыкальности у учащихся» содержит несколько разделов: пение, слушание музыки, музыкальная грамота, инструментальное музицирование. Именно поэтому построение урока включает разнообразие содержания, методов работы и видов деятельности. И то, что на уроке применяется не один, а несколько видов музыкальной деятельности является не недостатком, а преимуществом. При одной форме работы быстро угасает внимание, активность детей. Опыт работы показывает, что школьники даже средних классов одним видом работы наиболее активно занимаются в первые 5-8 минут. Но стоит только заменить вид деятельности и дети опять работают активно. Например, песню лучше учить в течение трёх уроков по 5-8 минут, чем на одном уроке 20-25 минут – результат будет гораздо лучше.

Многообразие форм, методов и приёмов работы само по себе делает уроки музыки разнообоазными, красочными, они приносят детям больше радости.

В течение всей работы в школе, на каждом занятии по программе «Развитие музыкальности у учащихся» большое внимание уделяется слушанию музыки. Оно вызывает у детей сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, ошно побуждает к мыслям, рождает ассоциации. Работа над музыкальным произведением условно делится на 4 этапа: вступительное слово учителя, показ произведения, беседа и разбор после прослушивания, повторное слушание.

Вступительное слово помогает учащимся понять произведение, заинтересовать их, подготовить к слушанию. Обычно делаю его кратким но эмоциональным.

Иногда приходится раскрыватъ содержание произведения, объяснять непонятные слова или название произведения. Например, перед слушанием "Менуэта" Л.Бетховена говорю, что менуэт — это старинный французский танец, плавный, грациозный. Его движения построены на поклонах и приседаниях. В некоторых случаях вступительное слово заменяю вопросами, которые направляют внимание учащихся, заставляют их слушатьвнимательнее и следить за развитием музыки. Правильно поставленные вопросы помогают воспитывать умение слышать музыку, развивают музыкальное мышление учащихся.

Показ музыкального - произведения следующий этап слушания музыки. В этой работе очень важный момент – организация класса для слушания музыки. Приучаю детей сидеть тихо (не разговаривать, не отвлекаться), следить за развитием музыки.Таким образом, дети учатся слушать музыку и вникать в её основное содержание: идею, чувства, настроение. Чтобы активизировать внимание школьников при слушании музыки использую различные приёмы. Например, специальные модели.Эти модели условны и ни в коей мере не при равниваются к содержанию произведения. В работе с ними нужно опираться на выражаемое ими настроение.. Дети быстро понимают это и, говоря о характере музыки, пользутся именно определениями, а не названиями картин. Вот темы картин – условные модели характера музыки:

задумчиво, печально, грустно - "Осень";

радостно, весело, празднично - "Танец";

взволнованно, тревожно - "Пограничник";

спокойно, просто, светло - "Родные просторы";

шутливо, забавно - "'Клоуны" ;

тяжело, грузно - "Ледоход";

нежно, ласково, мягко - "У колыбели";

таинственно, странно, загадочно - "В пещере".


Перед прослушиванием показываю детям не более трёх моделей одновременно. Модели выбираю достаточно далёкие доуг от друга по настроению. После прослушивания и правильного выполнения задания в беседе с учащимися корректирую ответы. Таким образом, у ребят происходит осознание характера музыки с опорой на зрительное восприятие и закрепляются его словесные определения.

При слушании музыки полезен приём сравнения. Особенно важно слушать и сравнивать произведения, где представлены разные средства выразительности, а их своеобразная совокупность и определяет специфический характер данного произведения. Например, сыграть пьесу В. Ребикова «Медведь» в высоком регистре, а дети пытаются объяснить, что в представленном исполнении вызывет большие сомнения.

Разбор, или анализ, музыкального произведения – самый сложный этап работы.Стараюсь, чтобы беседа проходила живо, эмоционально. Отбираем самые точные и меткие определения, обобщаем всё сказанное, выделяем наиболее удачные ответы. Постепенно дети всё тоньше характеризуют музыку, всё больше понимают что средства музыкальной выразительности служат раскрытию содержания музыки, помогают композитору создавать нужный образ.

В знакомстве со средствами музыкальной выразительности тоже помогают модели. Модели представляют собой различные рисунки, объединённые по темам. Так, например, моделями темпаявляются рисунки ползущей черепахи, бегущего мальчика, скачущего коня, идущего поезда. Моделями регистра являются: ревущий медведь, поющая девочка, щебечущая птичка и т.д.

Если при первом прослушивании дети определяют общий характер музыки, то при повторном прослушиваниипредметом их анализа являются выразительные средства музыки, т.е. как композитор передаёт тот или иной характер произведения.

Для того, чтобы заострить внимание школьников при прослушивании инструментальных пьес, обращаюсь к приёму под названием «Прослушаем музыку с закрытыми глазами».

С этой целью перед прослушиванием музыкальной пьесы объясняю её содержание, а затем обращаю внимание детей на какой-нибудьяркий момент, акцентированный композитором. Задачей школьников при слушании музыки является фокусирование восприятия при её звучании для того, чтобы уловить указанный конкретный момент.

В работе по совершенствованию лексического состава речи учащихся использую приём, условное название которого «Копилка музыкальных терминов». Он имеет два варианта. Первый вариант построен на том, что дети должны подтвердить или опровергнуть мнение самого учителя о прослушанном ими музыкальном произведении. Второй вариант приёма «Копилка музыкальных терминов» заключается в том, что дети расширяют свой художественно-определительный лексикон, запоминая новые термины, которые назвал кто-то из самих учащихся. Новый термин прочно закрепляется в памяти детей благодаря приёму хорового ответа.

Следующий вид деятельности на уроках музыки – пение. Выбор песни для разучивания предопределён как учебной программой, так и по своему усмотрению. Работа над песней включает несколько этапов. Сначала следует показ(выразительное исполнение песни). Затем следует интересный рассказ о песне. Вступительная беседа о песне вместе с её показом и использованием различных средств наглядности занимает 1-2 минуты.

Методы разучивания зависят от степени трудности песни и уровня певческой подготовленности класса. Если песня короткая и простая, мелодию и слова учим одновременно. Более сложную учим по фразам на 2-3 уроках. Приёмы разучивания самые разнообразные. Например, исполняя произведение, дети ладошкамит отхлопывают остинатную ритмическую фигуру. Очень важно, чтобы песня в конце концов была бы пропета чисто и, главное, выразительно.

При обучении детей пениюслежу за тем, как дети сидят, стоя, жержат корпус, голову, ка открывают рот. Для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них желание достичь цели, фиксирую их внимание на различных приёмах. Так, например, объявляю детям, что в классе появилась новая «ученица», которую зовут «Катя». «Катя» представвляет собой рисованное изображение девочки. Губы у неё открыты на «о». Применение этого простейшего приёма позволяет уже на 2-3 уроке добиться положительного результата. Причём важно, что на словесные объяснения уходит минимум времени: замечая у кого-то какую-либо ошибку, достаточно одним движением указать на «Катю».

Для обучения детей правильному произношению в пении на уроках использую такие приёмы:

- произношение текста нараспев, негромко, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно;

- произнесение слов по слогам как отдельными детьми, так и всем классом.

Для создания контраста и смены впечатлений и состояний, использую на уроках различные методы и прёмы. Например, через 20-25 минут после начала урока поднимаю ребят весёлой музыкой, под которую они выполняют физические упражнения. Затам музыка постепенно затихает, становится нежнее – те же упражнения ребята выполняют аккуратнее, медленне, пока. Наконец, под diminuendo не сядут на места.

Для выравнивания унисона использую такие приёмы: предлагаю спеть звук «соль» 4 раза так, чтобы получилось настроение очень нежной песни; или спеть звук «соль» 5 раз, как мелодию очень радостной, весёлой песни.

При изучении нотной грамоты использую различные игры, сказки. Например, игра «Музыкальные часы», в которой дети с помощью необычных часов знакомятся с нотами. Так же в игровой форме проходит знакомство с понятиями: длительность, размер, такт, пауза (игра-сказка «Лесная школа»)

Ещё одной немаловажной формой музыкального воспитания, образования и развития познавательной и творческой самостоятельности, развития музыкальностиявляется инструментальное музицирование. Оно приносит детям радость творчества, заставляет поверить в свои силы. На уроке применяю метод творческого поиска, когда ребята сами выбирают, где и какие инструменты будут играть. Методы творческого поиска учащиеся переносят и на другие уроки, у детей расширяется кругозор, появляется потребность в совершенствовании знаний, умений и навыков.

Таким образом, благодаря различным приёмам, дети учатся культурно, вдумчиво слушать музыку, любить и понимать её во всём богатстве форм и жанров. У учащихся развивается музыкальное мышление, формируется чувство эстетического сопереживания музыкальным произведениям.

Использование на уроках музыки разнообразных методов и приёмов помогает совершенствовать у учащихся вокально-хоровые навыки: художественно-осмысленное сольное, ансамблевое и хоровое пение, элементарное двухголосное пение, исполнение ритмического аккомпанемента «звучащими» жестами. Разообразные методы и приёмы помогают детям в игровой форме познакомиться с нотной грамотой, определять звуки высокие и низкие по высоте, короткие и продолжительные по длительности.


Список использованной литературы

Абдулин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., 1983;

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта М.,2002;

Арчажникова П. Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984;

Из истории музыкального воспитания/ Сост. О.А. Апраксина М.,2010;

Кабалевский Д. Б. О нравственном воспитании учащихся. М., Просвещение, 1984;

Музыкальное воспитание в школе, вып.17/Сост. О.А. Апраксина М., 2012;

Никольский А. Голос и слух хорового певца, - М.,2012.

Учитель музыки Н.А. Пиотрович

14.08.2021г.


























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.