Приемы и методы развития речи на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях ФГОС на примере урока по произведению В. Берестова «Кошкин щенок»

Приемы и методы развития речи на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях ФГОС. На примере урока по произведению В. Берестова «Кошкин щенок». 2 класс, «Школа России».
Аннотация
Современные образовательные программы и стандарты предъявляют достаточно высокие требования к развитию речи учащихся. Это обусловлено тем, что речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития детей.
Развитие правильной речи – важнейшее условие полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Заложенные в младшем школьном возрасте успехи учащихся в развитии речи обеспечивают и в значительной степени определяют их успех в учебе по всем предметам.
Цель:
-показать как с помощью приемов и методов развития речи происходит развитие речи грамотность у учащихся;
Методы и приёмы, используемые на уроке литературного чтения:
- комментирование,
-интерпретация,
-анализ содержания и формы,
-выразительное чтение и драматизация произведения.
Формы организации деятельности учащихся, направленной на развитие их речи на уроке
• групповая, парная, индивидуальная;
• игровая деятельность;
• совместная и самостоятельная деятельность;
• урок изучения нового материала.
Ход урока
1.Психологический настрой.
Сегодня мы продолжаем знакомиться с разделом «о братьях наших меньших».
Но прежде чем мы начнём наш разговор. Подготовим органы речи к плодотворной работе
Упражнения для дыхания:
вдох – выдох
вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш
вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва
вдох, а на выдохе произносим скороговорку: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Упражнения для дикции:
И – Э – А – О – У – Ы
Упражнения для интонации:
1.Произнеси, выделяя голосом звук (г).
Раз в галошу села Лошадь
И сказала: «Я – Галошадь,
На гитаре, на гармошке
Буду делать иго – гошки!»
Цель:дифференциация звука Г от фрикативного "гэ"
2. Постановка педагогической проблемы.
Чтобы узнать с каким стихотворением мы познакомимся, предлагаю взять в руки прямоугольник, который у Вас на партах. Смотрим в центр на черную точку. Не отводя глаз, боковым зрением отделяем буквы красного цвета.
Какое слово можно из них составить?
-Кошкин
А теперь, также не отводя глаз, отделяем буквы черного цвета.
Что за слово у нас получилось?
-Щенок.
Итак, название нашего стихотворения Кошкин щенок. Написал его (на доске) Валентин Берестов. Ничего необычного не заметили в заголовке? (У кошки не бывает щенков, у них только котята).
Я называю детенышей животных. Если я права - хлопайте
в ладоши.
У кошки - котенок, У собаки - собачонок, У зайчихи - зайчонок, У утки - утенок, У овечки - овчонок, У курочки - цыпленок, У ежихи - ежонок, У коровы - теленок, У свиньи - свиненок, У лисы - лисенок, У рыбки - рыбенок, У лосихи - лосенок, У волчицы - волчонок, У голубки - голубенок
3. Первичное восприятие: Вам интересно узнать, почему автор подобрал такой название? Давайте прочитаем стихотворение и узнаем – с. 130 (хорошо читающие ученики).
Кому понравилось это стихотворение? А чем?
4. Работа над новым материалом.
Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение (по предложению, с 3-го ряда)
Характер стихотворения.
- Определите характер стихотворения? (шуточное, веселое…)
Найдите слова, подтверждающие ваше предположение
Каково отношение автора к своим героям? (доброе, нежное…)
Найдите слова, подтверждающие ваше предположение
● Словарная работа на доске(2 столбца первый слова- 2 столбик их лексическое значение).
Приёмный сын – усыновлённый сын;
Чистоплотное животное – содержащее себя в чистоте, опрятный;
Верзила – высокий и нескладный человек;
Плескайся – колыхаться, производить всплеск;
Дремлет – полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.
Эмоциональное состояние каждого героя (образность речи).
- Назовите героев стихотворения? А почему она мама Какая она (кошка-мама, щенок-сын)
Составьте словесный портрет
1 ряд:
- Какая кошка-мама? Найдите о кошке в стихотворении (заботливая, чистоплотная, бедная)
2 ряд:
- Какой щенок? Найдите, что говорит о нём автор (милый, скромный, ласковый)
- Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный)(вопрос для всех)
На парте у вас лежит карточка со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы: подчеркните каждую группу цветным карандашом.
ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок |
Работа со словами. (на доске)
Кошка - мать | Щенок |
заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок. | ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный. |
Словесные картины.(устное словесное рисование)
- В учебнике есть рисунок к стихотворению.
Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?
— К какому эпизоду сделана иллюстрация? Подберите слова из текста к рисунку. (Бедной маме не под силу мыть лохматого верзилу…)
Как изобразил художник главных героев? Обратите внимания на детали.
Удалось ли художнику передать взаимоотношения главных героев? Почему вы так считаете?
Интонация и мимика.
- Прочитайте про себя первые 4 строчки. Определите интонацию (доброжелательно, ласково – улыбка)
- Прочитайте эти строки с правильной интонацией.
Логические ударения.
На доске:
Был у кошки сын приемный,
Не котенок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый щенок.
- Прочитайте первое четверостишие и подумайте, какие слова вы выделили голосом.
- Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение.
- У кого логическое ударение падает на другие слова?
(Был у кошки – а не сын приемный)
(Был у кошки сын приемный- а не)
- Прочитайте свои варианты четверостишия.
Все вместе:
Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Быстро лижет язычок
шею, спинку и бочок.
Кошка-мать - животное
Очень чистоплотное.
Но подрос Сынок приёмный,
И теперь он пёс огромный.
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка.
Чтобы вымыть шею сыну,
Надо влезть ему на спину.
-Ох, - вздохнула кошка-мать,-
Трудно сына умывать!
Сам плескайся, сам купайся,
Сам без мамы умывайся.
Сын купается в реке.
Мама дремлет на песке.
- Кто готов прочитать стихотворение выразительно? 1 ученик
Работа над образностью речи.
Кто нарисован на стр. 131? (цыплёнок, и гуси)
Цыпленок | Гусь | ||
Какой? | На кого похож | Что делает? | Как, но не |
желтый | солнце | шипит | змея |
пушистый | кот | плавает | лодка |
С хвостиком | репа | ныряет | водолаз |
Любит червячка | рыба | летает | самолет |
| | Красные сапожки | модница |
- Чем похожи?
- В чем различие?
Какое у них настроение
О чем они интересно могла разговаривать?
- Составьте по рисунку диалог между цыпленком и гусем.
( Инсценировка) двух деток в масках главных героев.
Итог урока.
Вспомним, какое стихотворение мы изучали на прошлом уроке. А кто сочинил песню на слова автора? Попробуем её исполнить. Самодельные маракасы (яйца из-под киндера, наполненные рисом).
Исполнение песни композитора Григория Гладкова на стихи Ирины Пивоваровой «Жила-была собака»".