12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
4

Приемы и методы развития речи на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях ФГОС. На примере урока по произведению В. Берестова «Кошкин щенок».

Приемы и методы развития речи на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях ФГОС. На примере урока по произведению В. Берестова «Кошкин  щенок». 2 класс, «Школа России».

Аннотация

Современные образовательные программы и стандарты предъявляют достаточно высокие требования к развитию речи учащихся. Это обусловлено тем, что  речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития детей.

Развитие правильной речи – важнейшее условие полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Заложенные в младшем школьном возрасте успехи учащихся в развитии речи обеспечивают и в значительной степени определяют их успех в учебе по всем предметам.

Цель:

-показать как с помощью приемов и методов развития речи происходит развитие речи грамотность у учащихся;

Методы и приёмы, используемые на уроке литературного чтения:

- комментирование,

-интерпретация,

-анализ содержания и формы,

-выразительное чтение и драматизация произведения.

Формы организации деятельности учащихся, направленной на развитие их речи на уроке

•        групповая, парная, индивидуальная;

•        игровая деятельность;

•        совместная и самостоятельная деятельность;

•        урок изучения нового материала.

                                         Ход урока

1.Психологический настрой.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с разделом «о братьях наших меньших».

Но прежде чем мы начнём наш разговор. Подготовим органы речи к плодотворной работе

Упражнения для дыхания:

вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Упражнения для дикции:

 И – Э – А – О – У – Ы

Упражнения для интонации:

1.Произнеси, выделяя голосом звук (г).

Раз в галошу села Лошадь

И сказала: «Я – Галошадь,

На гитаре, на гармошке

Буду делать иго – гошки!»

Цель:дифференциация звука Г от фрикативного "гэ"

2. Постановка педагогической проблемы.

Чтобы узнать с каким стихотворением мы познакомимся, предлагаю взять в руки прямоугольник, который у Вас на партах. Смотрим в центр на черную точку. Не отводя глаз, боковым зрением отделяем буквы красного цвета.

t1673006506aa.png

Какое слово можно из них составить?

-Кошкин

А теперь, также не отводя глаз, отделяем буквы черного цвета.

Что за слово у нас получилось?

-Щенок.

Итак, название нашего стихотворения Кошкин щенок. Написал его (на доске) Валентин Берестов. Ничего необычного не заметили в заголовке? (У кошки не бывает щенков, у них только котята).

Я называю детенышей животных. Если я права - хлопайте
в ладоши.

У кошки - котенок, У собаки - собачонок, У зайчихи - зайчонок, У утки - утенок, У овечки - овчонок, У курочки - цыпленок, У ежихи - ежонок, У коровы - теленок, У свиньи - свиненок, У лисы - лисенок, У рыбки - рыбенок, У лосихи - лосенок, У волчицы - волчонок, У голубки - голубенок

3. Первичное восприятие: Вам интересно узнать, почему автор подобрал такой название? Давайте прочитаем стихотворение и узнаем – с. 130 (хорошо читающие ученики).

Кому понравилось это стихотворение? А чем?

4. Работа над новым материалом.

Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение (по предложению, с 3-го ряда)

 Характер стихотворения.

- Определите  характер стихотворения? (шуточное, веселое…)

Найдите слова, подтверждающие ваше предположение

Каково отношение автора к своим героям? (доброе, нежное…)

Найдите слова, подтверждающие ваше предположение

Словарная работа на доске(2 столбца первый слова- 2 столбик их лексическое значение).

Приёмный сын – усыновлённый сын;

Чистоплотное животное – содержащее себя в чистоте, опрятный;

Верзила – высокий и нескладный человек;

Плескайся – колыхаться, производить всплеск;

Дремлет – полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

Эмоциональное состояние каждого героя (образность речи).

- Назовите героев стихотворения?  А почему она мама Какая она (кошка-мама, щенок-сын)

Составьте словесный портрет

1 ряд:

- Какая кошка-мама?  Найдите о кошке в стихотворении (заботливая, чистоплотная, бедная)

2 ряд:

- Какой щенок? Найдите, что говорит о нём автор (милый, скромный, ласковый)

- Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный)(вопрос для всех)


На парте у вас лежит карточка со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы: подчеркните каждую группу цветным карандашом.


ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок



Работа со словами. (на доске)

Кошка - мать

Щенок

заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.

ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.



Словесные картины.(устное словесное рисование)

- В учебнике есть рисунок к стихотворению.

Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?

К какому эпизоду сделана иллюстрация? Подберите слова из текста к рисунку. (Бедной маме не под силу мыть лохматого верзилу…)

Как изобразил художник главных героев? Обратите внимания на детали.

Удалось ли художнику передать взаимоотношения главных героев? Почему вы так считаете?


Интонация и мимика.


- Прочитайте про себя первые 4 строчки. Определите интонацию (доброжелательно, ласково – улыбка)

- Прочитайте эти строки с правильной интонацией.


Логические ударения.

На доске:

 Был у кошки сын приемный,

                  Не котенок, а щенок,

                  Очень милый, очень скромный,

                  Очень ласковый щенок.

- Прочитайте первое четверостишие и подумайте, какие слова вы выделили голосом.

                - Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение.

                - У кого логическое ударение падает на другие слова?

                 (Был у кошки – а не сын приемный)

                 (Был у кошки сын приемный- а не)

                - Прочитайте свои варианты четверостишия.

Все вместе:

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Быстро лижет язычок

шею, спинку и бочок.

Кошка-мать - животное

Очень чистоплотное.

Но подрос Сынок приёмный,

И теперь он пёс огромный.


Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

   Не хватает языка.

Чтобы вымыть шею сыну,

Надо влезть ему на спину.


-Ох, - вздохнула кошка-мать,-

Трудно сына умывать!

Сам плескайся, сам купайся,

Сам без мамы умывайся.


Сын купается в реке.

Мама дремлет на песке.

            - Кто готов прочитать стихотворение выразительно? 1 ученик ​​​​​​​

Работа над образностью речи.


                   Кто нарисован на стр. 131? (цыплёнок, и гуси)                     



Цыпленок

Гусь

Какой?

На кого похож

Что делает?

Как, но не

желтый

солнце

шипит

змея

пушистый

кот

плавает

лодка

С хвостиком

 репа

ныряет

водолаз

Любит червячка

рыба

летает

самолет






Красные сапожки

модница

         

             - Чем похожи?

            - В чем различие?

Какое у них настроение

О чем они интересно могла разговаривать?

           - Составьте по рисунку диалог между цыпленком и гусем.

             ( Инсценировка) двух деток в масках главных героев.

Итог урока.

Вспомним, какое стихотворение мы изучали на прошлом уроке. А кто сочинил песню на слова автора? Попробуем её исполнить. Самодельные маракасы (яйца из-под киндера, наполненные рисом).

Исполнение песни композитора Григория Гладкова на стихи Ирины Пивоваровой «Жила-была собака»".





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.