Приемы организации интегративного урока-игры с использованием технологии группового обучения. Обобщение опыта работы учителей начальных классов.
Приемы организации интегративного урока-игры с использованием технологии группового обучения.
Обобщение опыта работы учителей начальных классов.
Ступникова М.С.,
руководитель ШМО учителей начальных классов
МБОУ «ЦО №19» г. Тулы
Аннотация.
Как учителю начальных классов сформировать интерес к чтению? Попробуйте использовать приемы организации интеграции и коллаборативного обучения (обучения в сотрудничестве). Они ориентированны на новый образовательный стандарт: формирование универсальных учебных действий, организацию урока-игры в технологии деятельностного метода.
Организация групповой деятельности используется на уроках и во внеурочной деятельности учителями начальных классов уже много лет. Нашей задачей стало возможность соединения групповой технологии и интеграции.
Сначала мы внедряли данные способы организации обучения только на уроках литературного чтения. Это было связано с тем, что учебник не содержал в полном объёме произведения современной детской литературы русских и зарубежных авторов. Ставились конкретные цели: повысить интерес к художественному слову, показать разнообразие произведений для детей, активизировать знания учащихся, побуждать к поиску дополнительной информации. Индивидуальные формы работы не давали высоких результатов. Так появились уроки-зачёты с использованием групповых способов обучения:
Уроки-путешествия «По дорогам русских народных сказок», «В Стране невыученных уроков» (по повести Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков»), «Необыкновенное путешествие» (по сказке С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»), « По следам барона Мюнхгаузена»; уроки- викторины по произведениям Н.Носова, В. Драгунского, М.Зощенко; урок-КВН «Сказки А.С. Пушкина»; уроки-игры: «Зов джунглей» (по сказке Р.Киплпнга «Маугли»), «Удивительный мир французских сказок» (по сказкам Ш.Перро), «Приключения деревянного человечка» (по сказке А.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»); уроки-сказки: «Алёнушкины сказки» (по сказкам Д. Мамина-Сибиряка),
«Добро, Истина и Красота побеждают всегда!» (по сказкам Г.Х.Андерсена) и другие.
Нам было интересно строить такие уроки на интегративной основе. И межпредметные познавательные задачи были решены. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.
Так, например, на уроке по произведению Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена» проводился конкурс на лучшего сочинителя истории-небылицы по заданному началу: «Однажды мы с друзьями отправились в лес. Было уже темно. И вдруг…»
На уроке-путешествии по сказке Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков» использовалось задание «Казнить нельзя, помиловать!», в котором был представлен текст с пропущенными знаками препинания.
Урок-викторина по произведению А.Толстого «Золотой ключик» включал математическую загадку «В какой коробочке лежит золотой ключик?»
Во время проведения урока по сказочной повести С.Лагерлёф учащиеся смогли продемонстрировать свои знания природных зон.
Фрагмент интегрированного урок литературного чтения в 4 классе
Тема урока: «Необыкновенное путешествие» (по сказке С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).
Конкурс «Знатоки природных зон».
Учитель:
- Нильс вместе с дикими гусями попал в Лапландию. Существует ли такая страна на самом деле или её выдумала писательница? Мальчик во время полёта даже напевал песенку: «Привет тебе, Лапландия, Гусиная страна!»
- Автор в сказке описывает природные условия: солнце в Лапландии даже летом припекает нечасто; очень много болот; «вместо луны всю ночь светит солнце», т. е. наступил полярный день; нет лесов; зато растут карликовые деревья. В какой же природной зоне расположена эта страна? (В тундре) Проведём конкурс и узнаем, кто из вас лучше всех разбирается в географии.
Задание: узнать природную зону по описанию.
Эта зона – страна солнца. Сравнительно суровая зима быстро сменяется знойным летом. Растения имеют мощную корневую систему, чтобы высасывать воду из почвы. Типичное дерево этой зоны – саксаул. (Зона пустынь)
В холодных водах моря идёт своя жизнь. Как только льдины откочуют на север, оживают прибрежные воды. Стада усатых моржей уплывают за ними. Изредка покажется гигантская спина кита. (Зона арктических пустынь)
Вот могучий дуб и белоствольная берёзка, осина с дрожащими листьями, сосна и ель растут вперемешку. А внизу подлесок из орешника и других кустов. Много ягод и грибов! (Зона смешанных лесов)
Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится суховей. И нет уже цветов, нет травы. Она выгорела. Остались только растения с узкими мелкими листьями. (Зона степей)
Хвойные деревья- великаны чувствуют себя здесь хорошо. Лес тёмный, непроходимый. Среди пихт и кедров заметишь не только бурых медведей, но и соболя, рысь, белку-летягу и даже тигра. (Зона тайги)
До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. Не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт. (Зона тундры)
Фрагмент внеурочного занятия по литературному чтению в 3 классе по теме «Путешествие с Перестукиным, или зачем надо учиться» (по повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»).
2 конкурс «Казнить нельзя, помиловать!»
Учитель:
- В сказочной повести Запятая предлагает казнить Виктора Перестукина за «невежество, лень и незнание родного языка». Только правильно поставленный знак сможет изменить ситуацию. А мы сейчас проверим, как вы хорошо знаете правила постановки запятой.
Задание: расставить, где нужно, запятые в предложениях.
1. Летучая мышь днём спит а ночью летает прохожих пугает.
2. Ребята набрали грибов и вернулись домой.
3. Подул ветерок и листья закружились в воздухе.
4. Маленькая собачка подбежала ко мне и стала лизать руку.
5. Зимой солнце светит но не греет.
6. Белка заготовила шишки грибы и орехи.
7. Даша решила посадить тюльпаны или нарциссы.
8. Лисица уткнула нос в хвост и дремлет а сама всё слышит.
Эффективной технологией при организации интегративного урока с позиции деятельности учащихся была выбрана технология группового обучения. Именно она в рамках кооперации позволяет реализовывать приоритеты образовательной программы нашей школы, такие как:
-воспитание лидерских качеств;
-умение работать в команде и с командой;
-принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Интеграция и групповое обучение в начальных классах позволяют с первых шагов обучения рассматривать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Таким образом, интегрированное обучение в начальной школе целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники, а также физики, химии, астрономии.
Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей младших школьников, при организации группового обучения на интегративной основе дают возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широкоэрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.
Преподносить знания нужно не так, что вы это уже знаете, слышали, а должна быть реакция удивления — «Вот еще где это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать» и т. д.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:
● определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;
● тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;
● моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
● тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;
● оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
●привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.
Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь с внеклассной работой.
Не следует забывать и еще об одной задаче в работе учителя — нравственном воспитании детей. В современной педагогической литературе активно обсуждается вопрос о преодолении эгоцентризма детей, о воспитании у них эмпатии, то есть чувства сопереживания, умения эмоционально отзываться на переживания других людей. Поэтому включаемые в интегрированные уроки стихотворные и прозаические тексты, репродукции картин, фотографии растений, отрывки из музыкальных произведений не должны быть простыми иллюстрациями к изучаемым сведениям. Стараюсь показать каждому из учеников, что не только он, ребенок, восхищается красками, звуками природы, но и многие поколения людей до него испытывали такой же благоговейный восторг, и точно такие же чувства испытывает в настоящий момент и учитель, и одноклассники.
Значение интегрированных уроков велико.
■ положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся;
■ содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, способствуют всестороннему развитию способностей;
■ активизируют мыслительные процессы учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам;
■ систематическое использование интегрированных занятий создает возможности для широкого применения разнообразных наглядных пособий.
Возможно успешное использование следующей интеграции: «Литературное чтение и окружающий мир», «Русский язык и литературное чтение», «Изобразительное искусство и литература», «Литература и математика».
Цель достигается через решение следующих задач:
— создание у ребенка достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой и наукой, культурой и искусством;
— развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;
— формирование у школьников коммуникативных качеств, нравственных ценностей;
— развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения.
Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и письменной речи, ее развитию и обогащению, развивают тонкий эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы России. Кроме того, интеграция способствует взаимообогащению восприятия каждого из предметов, расширению кругозора учащихся, создает возможность для применения эффективных и технологичных форм и приемов обучения школьников.
Главное - все идет от ребенка. Предлагаемые виды работ позволяют поддерживать у него интерес к учебе, желание учиться, развивают познавательную активность, будят творческое воображение, приобщают родителей к активному сотрудничеству.