Доклад «О создании благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе 8 класса»
Мальцева С.А.
«О создании благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе 8 класса»
Современный классный руководитель –
тонкий психолог и умелый педагог
Я – классный руководитель! Это звучит гордо, с ноткой уважения и значимости данного тебе поручения сопровождать на школьном поприще вверенные детские судьбы. Я не просто классный руководитель, я друг и наставник, тьютор и консультант, советчик и воспитатель, и еще я психолог!
И именно углубленные знания психологии, закономерностей психического развития ребенка, особенностей протекания возрастных кризисов, когнитивных, личностных и эмоционально-волевых нарушений обучающихся с интеллектуальными нарушениями помогают мне строить процесс воспитания в целом и в конкретных его направлениях в частности.
За почти десять лет работы в нашем образовательном учреждении меня назначали классным руководителем два раза. Из начальной школы ребята переходили в среднее звено с разными уровнями интеллектуального, физического и психологического развития. Первые учителя в результате упорной и кропотливой работы сумели привить им навыки учебной деятельности, научили трудиться. Однако каждый ребенок существовал сам по себе.
Познакомившись с индивидуальными и психическими особенностями обучающихся, понаблюдав за их нравственно-этическими проявлениями в поведении, в отношении друг с другом и с окружающими людьми, я наметила главную цель воспитательной работы – создание классного коллектива, в котором было бы комфортно каждому ребенку. И основной моей заботой, как классного руководителя-психолога, стало создание благоприятного социально-психологического микроклимата – системы товарищеских, доброжелательных отношения одноклассников друг к другу, как в деятельности, так и в общении.
Для достижения поставленной цели я определила основные задачи, содержание, формы, методы, правила и принципы работы.
Выделила важные правила взаимодействия с обучающимися:
- у каждого ребенка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать;
- каждый ребенок уникален (идеальных и плохих нет);
- маленькие достижения представлять большими (обязательно публично)
- образное, выразительное общение с детьми (улыбка, взгляд, слово, юмор).
Моими основные принципами работы с классным коллективом стали:
- искренность и доверие в отношениях с детьми;
- личный пример и участие во всех делах класса и школы;
- разумное сочетание любви и строгости;
- уважение личности ребенка;
- доброжелательность в отношениях с родителями.
Также выделила 9 наиболее эффективных способов формирования и поддержания социально-психологического климата в классе (они перед вами на слайде).
Я постоянно нахожусь в процессе поиска наиболее удачных форм, методов, приемов формирования детского коллектива и хочу поделиться наиболее удачными, на мой взгляд, находками.
В начале создания нашего классного коллектива, мной было предложено ребятам обсудить и утвердить «Правила поведения в коллективе». Каждый из пунктов данных правил, мы совместно обсудили, приняли и постоянно контролируем их соблюдение в повседневной жизни. Так, например, если кто-то из ребят ябедничает на кого-то, прошу его посмотреть пункт наших «Правил», который гласит, «Не ябедничай взрослым! Попробуй сам объяснить и донести свою точку зрения товарищу. Если у тебя не получается, на помощь придут остальные дети и педагог».
Крылатое выражение гласит: «Тот, кто воспитывает, сам должен быть воспитан». Значит, начинаем с себя. Каждый рабочий день мы начинаем с приветствия: «Доброе утро!», «Здравствуйте!» И нередко приходится слышать искаженное пожелание – «Здрасти». Может быть мелочь, но приветствие – наш показатель уважения к окружающим. Это еще одно правило, которое начала прививать обучающимся, начиная с 5 класса – будь вежливым – здоровайся со всеми педагогами и гостями в школе. И обязательно, каждое уро, мы встречаемся в моем кабинете, чтобы поприветствовать друг друга.
Следующее правило в моем классе, которому мы стараемся следовать – обращаемся только по имени. Свою фамилию от меня ребята слышат только в том случае, если ребенок серьезно нарушил правила. Обращение по имени исключает надменное общение между собой.
Урок был и остается основным элементом образовательного и воспитательного процесса. Так как я не веду уроки в своем классе, я стараюсь создавать основу для благоприятного микроклимата классного коллектива на групповых занятиях и на внеклассных мероприятиях:
- создаю комфортную атмосферу за счет вовлечения в деятельность всех обучающихся класса – и сильных, и слабых;
- создаю нестандартные ситуации;
- создаю ситуации успеха, для создания ситуации успеха использую приемы: 1. «Эмоциональные поглаживания» на занятиях и в любой другой деятельностью использую похвалу: «Вы у меня молодцы», «Умницы», «Ребятки, я горжусь вами». 2. «Общая радость». Данный прием состоит в том, что бы каждый обучающийся достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовлена педагогом или быть спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Применяю и другие известные методы и приемы создания ситуации успеха.
- демонстрирую достижения каждого обучающегося на каждой нашей встрече;
- работу на занятиях строю так, чтобы ребята не боялись высказывать свое мнение, даже если оно ошибочное. В таких случаях задаю вопрос: «А кто думает по другому? Кто согласен? Попробуй доказать, что твой ответ правильный!». Во время этой работы обучающиеся учатся правильно говорить, доказывать, отстаивать свое мнение, повышать словарный запас. А главное не боятся давать ответы. Я стараюсь поощрять этих детей, если они высказали свое мнении, и строго пресекаю все попытки ребят смеяться над ними или передразнивать их. Я говорю детям, что каждый из нас имеет право на ошибку. В результате они привыкают к тому, что могут высказаться, не боятся ответить неправильно, попросить о помощи и получить ее либо от меня, либо от одноклассников.
В нашем классе действует самоуправление, которое предоставляет обучающимся с умственной отсталостью возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания. В начале каждого учебного года все вместе проводим выборы классного самоуправления. Ребята сами определяют, в каком секторе они хотят выполнять поручения. В результате формируется классное самоуправление, в которое вовлечены все обучающиеся класса. Каждый знает свои обязанности и стремится хорошо выполнять поручение, он чувствует себя значимым, нужным, ждет возможности проявить себя. С этого учебного года по четвергам наш класс стал дежурить по столовой. В обязанности ребят входит убрать посуду, которая осталась на столах, задвинуть стулья. Кажется, что это такие маленькие обязанности, но мои ребята выполняют их со всей ответственностью. После дежурства в столовой остается чистота, за это персонал столовой хвалит их. И ребята гордятся собой!
Одной из распространенных форм работы, способной в полной мере раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело. В процессе организованного мной КТД обучающиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности обучающегося.
Совместно с обучающимися участвуем во всех мероприятиях школы.
Обучающиеся становятся моими незаменимыми помощниками в проведении дней психического здоровья, недель психологии, психологических акций и тренингах.
В моем классе бывают ситуации, которые могут иметь как дисциплинарные отклонения, так и нравственные. Чтение морали в таких случаях утомительно и бесперспективно. Мне на помощь приходит книга Александры Лопатиной и Марии Скребцовой «Начала мудрости». Через притчу, авторскую сказку, через творческие рисунки и задания мудрость жизни беседует с ребятами со страниц книги. Это гораздо понятнее и убедительнее, чем самые правильные слова.
Воспитательная работа немыслима без педагогической диагностики, ее можно определить как совокупность методов изучения детей в педагогических целях. Она позволяет объективно представить себе воспитательный процесс в целом, подвести определенные итоги и внести коррективы в дальнейшую мою деятельность. В своей практике я использую наблюдение, беседы, мониторинг, опросы, тестирование и анкетирование. Оценить качество микроклимата класса можно и по тому, насколько защищенным чувствует себя в классе каждый обучающийся, насколько ребята сплочены, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к классу.
Конечно, любой классный руководитель имеет в своем арсенале множество различных методов и педагогических хитростей. Но цель едина для всех! К сожалению, достичь ее быстро не получается. Наша профессия часто не предполагает быстрого результата. Альберт Энштейн советовал: «Хочешь сразу видеть плоды своего труда – иди в сапожники!». Но мы туда не пошли… Бывает, что судить о своей работе мы можем, тогда, когда встречаем своих бывших повзрослевших учеников на улице. И если они рады нас с вами видеть, значит, можем себе мысленно поставить пятерку и понять окончательно, что мы на своем месте.
Я желаю вам, уважаемые коллеги, чтобы ваш журнал профессионального роста был заполнен только пятерками!