Элективный курс «Применение электричества на практике» (8–9 классы)
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципального района «Сунтарский улус (район)»
Муниципальное казенное учреждение
Муниципальный орган управление образования
МБОУ «Куокунинская средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс
«Применение электричества на практике»
8-9 класс
Составитель: Конобулова
Раиса Кирилловна, учитель физики
Куокунинской СОШ
с. Куокуну
Программа элективного курса предпрофильной ориентаици
для учащихся 8 — 9 классов общеобразовательных школ (24 часа).
Пояснительная записка.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования дает развитие личности старшеклассника, возможность изучать углубленно отдельные предметы, которые будут необходимы в дальнейшей жизни с учетом реальных потребностей рынка труда. Готовить не только к поступлению в вузы, но и к деятельности в сфере производства, где требуется качественное начальное и среднее профессиональное образования.
Актуальность: анализ реалий сегодняшнего дня и тех требований, которые предъявляют выпускнику школы современные социальные условия, показывают острую необходимость во владении школьниками целостной системы качеств как трудолюбие, расчетливость, деловитость, целеустремленность обеспечивающих успешную деятельность выпускников школ в современных рыночных условий. В 8 классе раздел «Электромагнитные явления» всего часов, поэтому с 8 класса надо постепенно вводить курсы по выбору, тем самым организуя, профориентационную работу, востребованность в селе таких, профессий как электрик, сварщик, электромонтер очень велика.
Образовательные цели: расширение первоначального представления об электричестве, формирование трудолюбие, развитие творческих способностей, связь теории с практикой, координация учащегося в определенной области профессии, в электрика, сварщика, электромонтера, шофера, которые нужны в нашей повседневной жизни в селе и профессий, связанных с электричеством.
Задачи курса:
Актуализация профессий, связанных с электричеством.
Информирование об особенностях профессий и об условиях работы.
Обобщение и систематизирование знаний и умений, необходимых для выбора профессий.
Применение полученных знаний в практической жизни и выборе будущей профессии.
Ожидаемый образовательный результат курса: успешная реализация школьников в учебной деятельности умений и навыков, приобретенные в практической работе, чертежные навыки, выработанные на уроках черчения, знакомство с рабочими профессиями, так и с профессиями связанными с обучением в ВУЗах; информирования о социальном заказе наслега, улуса, региона, республики. Накопления опыта самостоятельного труда. Самореализация.
Данный элективный курс рассчитан на 24 часа для учащихся 8 или 9 классов. Программа элективного курса представляет собой интегрированный курс физики, математики, в черчении и труда, как сочетание специально организованных практических занятий с содержанием образовательной деятельности в области электричества. Элективный курс предназначен для занятий профессионально - ориентированной деятельностью учащихся. Успешность усвоения материала курса контролируется положительной мотивацией при выполнении математических расчетов, экономических выкладок, творческим отношением к практической деятельности.
Элективный курс имеет прикладной характер, Особенностью курса является приближение материала курса к повседневной жизни, применение полученной профессий, связанных информации на практике, знакомство со спецификой различны с электричеством.
На самостоятельную работу ученика выделяется 40 % времени элективного, курса: изучение электропроводности разных материалов; соединение концов проводов, пайка и изоляция; монтаж, сборка и разборка различных конструкций; изготовление простых автоматических устройств. Ученик может писать реферат по отдельным темам и разделам курса, готовить сообщения о конкретной профессии, напечатать рекламный: проспект по профессиям, готовить доклад для участия в научно – практической конференции школьников. Критериями успешности прохождения учеником данного курса являются результаты работы ученика в любой форме самостоятельной деятельности.
Изучение каждого материала элективного курса завершается выполнением практического задания, сдачей зачетной работы. Теоретические основы курса сочетаются с практической деятельностью учащихся, преобладает игровая форма обучения, так как слушателями курса являются подростки, для которых общение, обучение в игровой форме более доступны для восприятия. Структура курса построена по принципу порядка прохождения разделов физики общеобразовательной школы и преемственности знаний по классам с учетом межпредметных связей физики, математики и черчения.
Результаты курса
Слушатель элективного курса, имея представление об электричестве, в будущем может выбрать профессию, связанную с этой областью человеческой деятельности и применять в повседневной жизни, в быту в социальных условиях рынка.
Ориентация в области разных профессий, умение находить свой профиль в огромном количестве профессий.
Значение и применение электричества в жизни человека, окружающей среде.
Ознакомление близко с технологией монтажа осветительной сети в объекте
Знание особенностей профессий людей, работающих в системе электричества, начиная с рабочих профессий.
Развитие в себе исследовательские умения, умения делать математические и экономические расчёты, закреплять вычислительные навыки, по мере занятия практической работы ученик
Закрепление знания по физике, математике, черчению (формулы, законы, термины, понятия...)
Иметь понятие связи между различными разделами науки, учебными дисциплинами, например, физики с математикой, черчением, и при этом уметь сочетать полученные знания по одному предмету со знаниями по другому предмету.
Программа элективного курса
1. Введение
Значение электричества в жизни человечества. Применение в повседневной жизни. Профессии, связанные с электричеством. Ознакомление с ТБ.
2. Элементарные представления о природе электрических явлений
Природа электрического тока. Электризация тел. Проводники и непроводники электричества. Сопротивление проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников. Закон Ома для участка цепи.
Теория: Монтажные и обмоточные провода. Резисторы, их маркировка. Виды радиомонтажа: навесной, плоскостной, объемный; с печатными платами, микромодулями и микросхемами. Ознакомление с радиодеталями.
Практика: Изучение электропроводимости разных материалов. Основы электромонтажных работ. Соединение концов проводов, пайка и изоляция. Монтаж электровилок, патронов, розеток и т.д. Изготовление плаката «Электротехнический монтаж». Разборка различных радиоконструкций. Изготовление плаката «Радиодетали».
3. Электрическая цепь
Источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы. Закон Ома для участка цепи.
Теория: Соединение источников тока. Правила ухода за аккумуляторами. Электросветительная сеть.
Практика: Соединение источников тока. Зарядка аккумулятора. Монтаж макета электропроводки комнаты, квартиры, дома.
4. Представление о магнитных явлениях, о природе электромагнитных явлений, об электродвигателях
Электроизмерительные приборы
Теория: Системы электроизмерительных приборов; магнитоэлектрические и электромагнитные. Включение электроизмерительных приборов в сеть.
Практика: Сборка цепей с электроизмерительными приборами. Измерение силы тока, напряжения, мощности, сопротивления. Ремонт школьных измерительных приборов.
Электромагнитные явления
Теория: Магнитное поле проводника и катушки с током. Принцип действие электромагнитных реле резиновых типов.
Практика: Регулировка электромагнитных реле. Изготовление простых автоматических устройств с электромагнитным реле.
Электрический двигатель постоянного тока и его применение. Генератор постоянного тока, основные его элементы, устройства.
Теория: Принцип действия электродвигатели, их виды.
Практика: Монтаж модели электродвигателя. Сборка действующей модели «генератор - двигатель».
Электромагнитная индукция
Теория: Принцип работы трансформатора, автотрансформатора.
Практика: Сборка действующей модели электросистемы «генератор – повышающий трансформатор – линии передач — понижающий трансформатор – потребитель».
Заключение
Проверка успешности обучения курса. Выступление учащихся.
Межпредметные связи.
№ | Раздел | Предметы |
1 | 1. Введение Значение электричества в жизни человечества. Применение в повседневной жизни. Профессии, связанные с электричеством. Ознакомление с ТБ. | Физика |
2 | 2. Элементарные представления о природе электрических явлений Природа электрического ток. Электризация тел. Проводники и непроводники — электричества. Сопротивление проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников. Закон Ома для участка цепи. | Черчение, математика, физика, труд |
3 | 3. Электрическая цепь Источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы. Закон Ома для участка цепи. | Математика, физика |
4 | 4. Представление о магнитных явлениях, о природе электромагнитных явлений, об электродвигателях Электроизмерительные приборы Электромагнитные явления Электрический двигатель постоянного тока и его применение. Генератор постоянного тока, основные его элементы, устройства. Электромагнитная индукция | физика, черчение, математика, труд |
Тематический план
№ | Тема | Теор.ч. | Практ.ч |
1 | 1. Введение Значение электричества в жизни человечества. Применение в повседневной жизни. Профессии, связанные с электричеством. Ознакомление с ТБ. | 1 | |
2 | 2. Элементарные представления о природе электрических явлений Природа электрического ток. Электризация тел. Проводники и непроводники — электричества. Сопротивление проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников. Закон Ома для участка цепи. | 3 | 2 |
3 | 3. Электрическая цепь Источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы. Закон Ома для участка цепи. | 3 | 2 |
4 | 4. Представление о магнитных явлениях, о природе электромагнитных явлений, об электродвигателях Электроизмерительные приборы | 2 | 1 |
5 | Электромагнитные явления Электрический двигатель постоянного тока и его применение. Генератор постоянного тока, основные его элементы, устройства. | 1 1 | 2 2 |
6 | Электромагнитная индукция | 2 | 2 |
7 | Заключение | 1 | |
Литература для учащихся.
Алгебра. Учебник для 7 кл. средней школы, Ю.Н. Макарычев и др. — Якутск. Нац.кн.изд. «Бичик» 2016г..
Физика. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. Перышкин — М.: «Просвещение» 2018г..
Физика. Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. Перышкин — М. «Просвещение» 2018г..
Физика. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений, Перышкин, Гутник.: «Просвещение» 2017г.
Черчение. Учебник для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. — М. «Просвещение» 2016г.
Сборник задач по физике, Лукашин —М.: «Просвещение» 2016г.
Сборник задач по физике. Рымкевич — М.: «Просвещение» 2016г..
Упражнения на составление электрических цепей. М.А.Ушаков — М.: «Просвещение».
Энциклопедия для детей.