Эссе «Применение элементов проектно – исследовательской для формирования трудовых навыков в процессе обучения профессии «Рабочий зелёного хозяйства»
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 10» г.Бикин
Тема: Применение элементов проектно – исследовательской для формирования трудовых навыков в процессе обучения профессии «Рабочий зелёного хозяйства».
Смолякова Н.В.,
учитель профессионально – трудового обучения,
высшая категория.
г.Бикин 2023 г.
В процессе обучения по профессии «Рабочий зелёного хозяйства» обучающихся коррекционной школы требуется научить выполнять задания, которые способствую дальнейшему профессиональному самоопределению в жизни.
Одним из способов такого самоопределения и развития профессиональных компетенций достигается использование в обучении проектно – исследовательской деятельности.
Известно, что элементы проектной деятельности способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к профессии, развивают уважение к окружающему миру растений и труду других людей.
Всем нам известно, что проект – это завершённая форма творчески организованной самостоятельной работы обучающихся.
В процессе работы я использую проектно – творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определённого результата и реализую их через индивидуально – групповую проектную деятельность.
Так как наши обучающиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то моя помощь как учителя в этом необходима. Мы совместно выбираем тему проекта, ставим цели и задачи предстоящей работы.
Например, при изучении однолетних растений, мы разработали проект «Бархатцы». Учениками была поставлена проблема.
Для реализации проекта определены задачи:
- познакомиться с многообразием сортов бархатцев;
- изучить условия выращивания цветов;
- вырастить бархатцы для подарка на праздник.
Изучив, условия выращивания бархатцев, сделали вывод: цветы растут быстро и их можно вырастить в любое время года. В результате реализации проекта все мамы участников проекта получили к 8 марта в подарок цветы, выращенные их детьми.
Много времени и внимания мы уделяем созданию обучающей среды, открытого образовательного пространства. С этой целью постоянно совершенствуем кабинет растениеводства: при оформлении кабинета в 2021 году с детьми создали творческий проект «Альпийская горка».
А 2022 году в рамках федерального проекта «Современная школа» образовательное учреждение было оснащено современным оборудованием, которым пополнили кабинет растениеводства.
С оснащением кабинета интерактивным оборудованием (ноутбуки, интерактивная панель) обучающиеся получили возможность оформлять свои проекты.
При изучении темы «Садовые дорожки» ребята проектировали дорожки для своего участка. За основу был взят план придомовой территории. Работа выполнялась в компьютерной программе «Ландшафтный дизайн 3Д». Все проекты обучающиеся успешно защитили.
Невозможно представить проектную деятельность без исследования. Исследование – это получение новых знаний. В процессе исследования развиваются исследовательские способности обучающихся.
Например, при изучении темы: «Почва. Состав почвы» мы проводим исследование механического состава почв, используем образцы с клумб пришкольного участка.
Так, в результате исследования, ученики делают вывод, о том, что почвы на пришкольном участке различные по своему составу.
Выполняя опыты на уроках у обучающихся формируются знания о природе, развивается внимание, мышление. Они анализируют, рассуждают, делают выводы.
Научно – технический прогресс помогает нам в исследовании различных процессов. Также на уроках мы работаем на новом оборудовании, котором оснащается наш кабинет.
Настольная теплица с датчиками окружающей среды «Фитабот»
Используя принцип работы теплицы, мы провели исследование: «Создание оптимальных условий для выращивания растения».
В процессе наблюдения роста помидоров выявили различия в развитии и продуктивности растений, выращенных в теплице методом контроля всех жизненных процессов развития, и в естественных условиях.
В процессе исследования формировался интерес к исследовательской деятельности по выращиванию растений в разных условиях.
Стало хорошей традицией участвовать с проектами в конкурсах разного уровня и занимать призовые места.
Мы не только занимаемся озеленением пришкольного участка но и выходим на практические занятия по озеленению городской среды в «Парк культуры и отдыха».
Навыки и умения, которые приобретаются в процессе обучения проектно - исследовательской деятельности имеют большое жизненное значения. Таким образом наши обучающиеся приобретают профессиональные компетенции, которые свободно применяют в дальнем своём самоопределении.