Статья «Применение игровых технологий для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО»

8
0
Материал опубликован 4 March 2018 в группе

Голдин О.О., преподаватель

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования «Севастопольский

торгово-экономический техникум»

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СПО

 

Голдин О.О. Игровые технологии для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО. В статье представлен обобщенный опыт применения игровых технологий для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО. А так же изложена методика включения игровой деятельности в обучающий процесс.

Ключевые слова: игровые технологии, игра, игровые формы занятий, игровые приемы, профессиональные компетенции, СПО.

Постановка проблемы: Актуальность данной статьи обусловлена тем, что игровые технологии как форма альтернативных технологий обучения в системе среднего профессионального образования имеет все предпосылки для успешного формирования и развития профессиональных компетенций.

Анализ последних исследований: в данной статье я опиралась на исследование применения игровых технологий в системе СПО как способ достижения образовательных результатов, проводимые Лещенко Т. А. А так же были изучены и использованы материалы исследования Кальней В.А., Милешкина Е.Н. по исследованию тенденций развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО.

Цель статьи: обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс при профессиональной подготовке специалистов СПО, показать эффективность использования данной альтернативной педагогической технологии как способ мотивации, активизации учебной деятельности и повышении уровня профессиональных компетенций в рамках реализации ФГОС СПО.

«Игра – это искра зажигающий огонек

пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

Подготовка специалистов, отвечающих требованиям времени одна из важнейших задач профессионального образования. И сегодня в центре внимания ученых стоит вопрос: как организовать учебный процесс, чтобы сформировать у обучающихся активное отношение к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции их жизненного и профессионального самоопределения. На данный момент реализация требований ФГОС СПО по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций невозможна без применения альтернативных технологий: проблемное, разноуровневое, проектное обучение, применение игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления.

Принцип активности обучающихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике и именно игровая деятельность, как педагогическая технология, как раз и является той мотивирующей средой для возникновения потребности в усвоении знаний и умений. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. А процесс усвоения знаний во время игры носит естественный и непроизвольный характер.

Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Цель игры – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.

Игровая деятельность в учебном процессе в системе СПО может применяться как самостоятельная технология для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. При планировании игры:

дидактическая цель ставится в виде игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве средства;

дидактическая задача переводится в игровую за счет элемента соревнования;

успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом.

Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике в системе СПО являются деловые, организационно-деятельностные, ролевые, имитационные, инновационные и дидактические игры. В своей практике, я как преподаватель спецдисциплин, входящие в профессиональные модули, использую деловые игры: ролевые и имитационные.

Игровая технология, как деятельность, начинающаяся задолго до момента ее применения на занятии, может быть представлена в виде этапов.

Первый этапподготовка:

разработка сценария,

план игры,

общее описание,

содержание инструктажа,

подготовка материального обеспечения.

Первый этап занимает наибольшее время, так как связан с разработкой самой идеи игры и сценария. Здесь необходимо продумать сюжет игры, ее задачи, на чем будет построен момент соревновательности. Особое место занимает подготовка материального обеспечения – чем интереснее будет материал, тем более захватывающим будет процесс самой игры. Но самое главное, я считаю, это детальная проработка инструкционной карты и раздаточного материала. Это позволяет исключить или минимизировать время на дополнительные пояснения во время игры.

Второй этаппроведение игры.

постановка проблемы,

условия,

правила,

регламент,

распределение ролей,

формирование групп,

консультации.

Обучающиеся системы СПО это юноши и девушки подросткового возраста, у которых бурно развита фантазия, воображение, но при этом присутствует потребность в создании собственного мира, стремлении к взрослости, желание действовать самостоятельно. Поэтому игра ради игры им уже не интересна, им важно осознавать значимость игры и свою роль в этой игре. На этапе проведения игры в рамках занятия или внеурочной деятельности особое внимание отводится регламенту, который должен быть просчитан преподавателем на этапе подготовке. А соблюдение регламента достигается включением преподавателя как модератора или как непосредственного участника в процесс игры. Это может быть и в роли помощника обучающимся с слабым уровнем освоения теоретических знаний, это направление путем предложения альтернатив, идей для решения поставленной игровой задачи; ссылка на раздаточный материал.

Во время игры обучающиеся могут выполнять отдельные роли или работать в группе. При групповой работе над заданием в своей практике я использую мозговой штурм, работа с источником. Групповая работа обязательно предусматривает, в последствии, межгрупповую дискуссию: выступление групп, представление результатов, работа экспертов.

Третий этап анализ и обобщение:

вывод из игры,

рефлексия игры,

оценка и самооценка работы,

выводы и обобщения.

Подведение итогов является важным этапом игры, который представляет собой анализ хода и результатов игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. На этом этапе необходимо осознать обучающимся: что нового узнали (термины, действия); чему научились (навыки, компетенции); в чем польза для будущей профессиональной деятельности. В своей практике в игровой технологии чаще применяю самооценку обучающихся.

Игровое обучение – процесс мало предсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет достаточно большое количество факторов, подсчитать и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто: обстановка, настроение, подготовка, владение информацией и уровень знаний обучающихся, интерес к проблеме и т.д. Однако, систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет обучающихся, обо­гащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой на­зидательности, создает в коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все обучающиеся незаметно для себя активизируются, увлека­ются поисками ответов, начинают размышлять, т.к. положение «аутсайдера» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито вооб­ражение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реа­гировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладо­вой памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.

Преимущества игровых технологий:

Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.

Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).

Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Недостатки игровых технологий:

Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

В играх на занятиях не должно быть однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, формировать и развивать как общие, так и профессиональные компетенции, вызывать положительные эмоции. Важно и место самого преподавателя в игре. Я становлюсь не только организатором, но и ее участником. В группе я и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр. При подготовке к игре продумываю, как логически правильно составить учебный материал, учитывая особенности группы, проду­маю игровые ситуации.

Я использую игру как возможность погружения в изучаемую тему, развитие творческих возможностей, формирование и развитие профессиональных компетенций, отработки управленческих решений. Так же игровые технологии я применяю во внеклассной деятельности для формирования и повышения уровня коммуникативности, толерантности обучающихся; на тренингах; в рамках деловой программы в WorldSkills и Всероссийской олимпиады обучающихся СПО я применяю технологию «Форсайт».

Итак, в современной системе образования возрастает необходимость применение игровых технологий для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО. Альтернативные технологии обучения дают возможность не только поднять интерес к изучаемому предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний.

Список использованных источников:

Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/ (дата обращения: 03.03.2018).

Кальней В.А., Милешкина Е.Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-razvitiya-igrovyh-tehnologiy-v-professionalnoy-podgotovke-spetsialistov-spo (дата обращения: 03.03.2018).

Лещенко Т.А. Игровые технологии как способ достижения образовательных результатов в условиях реализации ФГОС СПО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novagroteh.ucoz.ru/publ/kruzhki_sekcii_sorevnovanija/informacija_o_rabote/leshhenko_t_a_igrovye_tekhnologii_kak_sposob_dostizhenija_obrazovatelnykh_rezultatov_v_uslovijakh_realizacii_fgos_spo_i_vypolnenija_edinoj_metodiche/5-1-0-41


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации