Статья «Применение игровых технологий для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО»
Голдин О.О., преподаватель
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования «Севастопольский
торгово-экономический техникум»
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СПО
Голдин О.О. Игровые технологии для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО. В статье представлен обобщенный опыт применения игровых технологий для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО. А так же изложена методика включения игровой деятельности в обучающий процесс.
Ключевые слова: игровые технологии, игра, игровые формы занятий, игровые приемы, профессиональные компетенции, СПО.
Постановка проблемы: Актуальность данной статьи обусловлена тем, что игровые технологии как форма альтернативных технологий обучения в системе среднего профессионального образования имеет все предпосылки для успешного формирования и развития профессиональных компетенций.Анализ последних исследований: в данной статье я опиралась на исследование применения игровых технологий в системе СПО как способ достижения образовательных результатов, проводимые Лещенко Т. А. А так же были изучены и использованы материалы исследования Кальней В.А., Милешкина Е.Н. по исследованию тенденций развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО.
Цель статьи: обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс при профессиональной подготовке специалистов СПО, показать эффективность использования данной альтернативной педагогической технологии как способ мотивации, активизации учебной деятельности и повышении уровня профессиональных компетенций в рамках реализации ФГОС СПО.
«Игра – это искра зажигающий огонек
пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
Подготовка специалистов, отвечающих требованиям времени одна из важнейших задач профессионального образования. И сегодня в центре внимания ученых стоит вопрос: как организовать учебный процесс, чтобы сформировать у обучающихся активное отношение к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции их жизненного и профессионального самоопределения. На данный момент реализация требований ФГОС СПО по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций невозможна без применения альтернативных технологий: проблемное, разноуровневое, проектное обучение, применение игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления.
Принцип активности обучающихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике и именно игровая деятельность, как педагогическая технология, как раз и является той мотивирующей средой для возникновения потребности в усвоении знаний и умений. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. А процесс усвоения знаний во время игры носит естественный и непроизвольный характер.
Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Цель игры – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.
Игровая деятельность в учебном процессе в системе СПО может применяться как самостоятельная технология для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. При планировании игры:
дидактическая цель ставится в виде игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве средства;
дидактическая задача переводится в игровую за счет элемента соревнования;
успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом.
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике в системе СПО являются деловые, организационно-деятельностные, ролевые, имитационные, инновационные и дидактические игры. В своей практике, я как преподаватель спецдисциплин, входящие в профессиональные модули, использую деловые игры: ролевые и имитационные.
Игровая технология, как деятельность, начинающаяся задолго до момента ее применения на занятии, может быть представлена в виде этапов.
Первый этап – подготовка:
разработка сценария,
план игры,
общее описание,
содержание инструктажа,
подготовка материального обеспечения.
Первый этап занимает наибольшее время, так как связан с разработкой самой идеи игры и сценария. Здесь необходимо продумать сюжет игры, ее задачи, на чем будет построен момент соревновательности. Особое место занимает подготовка материального обеспечения – чем интереснее будет материал, тем более захватывающим будет процесс самой игры. Но самое главное, я считаю, это детальная проработка инструкционной карты и раздаточного материала. Это позволяет исключить или минимизировать время на дополнительные пояснения во время игры.
Второй этап – проведение игры.
постановка проблемы,
условия,
правила,
регламент,
распределение ролей,
формирование групп,
консультации.
Обучающиеся системы СПО это юноши и девушки подросткового возраста, у которых бурно развита фантазия, воображение, но при этом присутствует потребность в создании собственного мира, стремлении к взрослости, желание действовать самостоятельно. Поэтому игра ради игры им уже не интересна, им важно осознавать значимость игры и свою роль в этой игре. На этапе проведения игры в рамках занятия или внеурочной деятельности особое внимание отводится регламенту, который должен быть просчитан преподавателем на этапе подготовке. А соблюдение регламента достигается включением преподавателя как модератора или как непосредственного участника в процесс игры. Это может быть и в роли помощника обучающимся с слабым уровнем освоения теоретических знаний, это направление путем предложения альтернатив, идей для решения поставленной игровой задачи; ссылка на раздаточный материал.
Во время игры обучающиеся могут выполнять отдельные роли или работать в группе. При групповой работе над заданием в своей практике я использую мозговой штурм, работа с источником. Групповая работа обязательно предусматривает, в последствии, межгрупповую дискуссию: выступление групп, представление результатов, работа экспертов.
Третий этап – анализ и обобщение:
вывод из игры,
рефлексия игры,
оценка и самооценка работы,
выводы и обобщения.
Подведение итогов является важным этапом игры, который представляет собой анализ хода и результатов игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. На этом этапе необходимо осознать обучающимся: что нового узнали (термины, действия); чему научились (навыки, компетенции); в чем польза для будущей профессиональной деятельности. В своей практике в игровой технологии чаще применяю самооценку обучающихся.
Игровое обучение – процесс мало предсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет достаточно большое количество факторов, подсчитать и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто: обстановка, настроение, подготовка, владение информацией и уровень знаний обучающихся, интерес к проблеме и т.д. Однако, систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет обучающихся, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все обучающиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т.к. положение «аутсайдера» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладовой памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.
Преимущества игровых технологий:
Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Недостатки игровых технологий:
Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
В играх на занятиях не должно быть однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, формировать и развивать как общие, так и профессиональные компетенции, вызывать положительные эмоции. Важно и место самого преподавателя в игре. Я становлюсь не только организатором, но и ее участником. В группе я и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр. При подготовке к игре продумываю, как логически правильно составить учебный материал, учитывая особенности группы, продумаю игровые ситуации.
Я использую игру как возможность погружения в изучаемую тему, развитие творческих возможностей, формирование и развитие профессиональных компетенций, отработки управленческих решений. Так же игровые технологии я применяю во внеклассной деятельности для формирования и повышения уровня коммуникативности, толерантности обучающихся; на тренингах; в рамках деловой программы в WorldSkills и Всероссийской олимпиады обучающихся СПО я применяю технологию «Форсайт».
Итак, в современной системе образования возрастает необходимость применение игровых технологий для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО. Альтернативные технологии обучения дают возможность не только поднять интерес к изучаемому предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний.
Список использованных источников:
Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/ (дата обращения: 03.03.2018).
Кальней В.А., Милешкина Е.Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-razvitiya-igrovyh-tehnologiy-v-professionalnoy-podgotovke-spetsialistov-spo (дата обращения: 03.03.2018).
Лещенко Т.А. Игровые технологии как способ достижения образовательных результатов в условиях реализации ФГОС СПО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novagroteh.ucoz.ru/publ/kruzhki_sekcii_sorevnovanija/informacija_o_rabote/leshhenko_t_a_igrovye_tekhnologii_kak_sposob_dostizhenija_obrazovatelnykh_rezultatov_v_uslovijakh_realizacii_fgos_spo_i_vypolnenija_edinoj_metodiche/5-1-0-41