12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Стерлина Марина Львовна61 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Применение ИКТ на воспитательных занятиях в группах продлённого дня начальных классов
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Стерлина Марина Львовна
(
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №312 с углублённым изучением французского языка (ГБОУ СОШ №312 с углублённым изучением французского языка) Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о целесообразности использования ИКТ на воспитательных занятиях в ГПД, представлен опыт работы воспитателя в этом направлении. Приводятся конкретные способы применения модулей ЦОР и материалов учебно-методических сайтов. Статья адресована воспитателям ГПД, студентам соответствующего профиля обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные УУД. Ориентация современной школы на ФГОС второго поколения предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и компетенции, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Сочетание этих видов деятельности реализуется в группе продлённого дня начальных классов.
Проблемно-деятельностный подход к обучению и воспитанию младших школьников на сегодняшний день очень актуален. Учебно-воспитательная работа в ГПД способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка, обеспечивает передачу основ человеческой культуры, исторического опыта народа. Основной формой организации учебно-воспитательной работы являются клубные часы, тематика которых сгруппирована в недельный цикл. При его составлении учитывается региональный компонент, вопросы краеведения, техники безопасности, правил дорожного движения, пропаганды чтения, развития логики, мышления, воспитания любви к природе и искусству. Они проводятся ежедневно, в течение 20-40 минут, в зависимости от возраста детей. Следует помнить, что основными направлениями работы являются общекультурное, общеинтеллектуальное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное. Воспитатель ГПД, в соответствии с ФГОС второго поколения, должен построить занятие таким образом, чтобы была удовлетворена потребность учащихся в движении, общении и эмоциональной разрядке, внесено разнообразие в их деятельность. Это необходимо для снятия умственного напряжения, сопровождающего учебную деятельность первой половины дня. Важную роль играют межличностные отношения детей во время проведения данных занятий, поэтому надо ставить такие воспитательные задачи, решение которых приведёт к смене характера общения детей друг с другом, с педагогом. На занятиях в ГПД дети получают информацию из разных областей окружающего мира, они учатся выслушивать мнение друг друга, принимать нестандартные решения.
Интеллектуальное развитие младших школьников – это процесс и результат их творческой и умственной деятельности, представляющий собой единство познавательных функций: мышления, памяти, внимания, восприятия. На мой взгляд, применение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить интерес современного младшего школьника к занятию, что является основным условием реализации важных воспитательных задач, стоящих перед воспитателем ГПД. В своей работе я использую и предлагаю своим коллегам ЦОР, размещённые в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, в частности модули учебно-методического комплекса «Новая начальная школа 1-4».
Одной из интереснейших форм моей работы являются заочные интерактивные экскурсии в природу, выходящие за рамки учебной программы. В 1-2 классах я использую такие модули как «Жизнь животных» и «Хвосты». Модуль «Жизнь животных» предполагает образный выбор фразы, которую может произнести каждая из предложенных птиц поздней осенью, а модуль «Хвосты» - сравнение длины и плотности шерсти хвостов различных животных. Дети находят ответы, совещаясь друг с другом в группах по три человека, и принимают общее решение. Учащиеся 3-4 классов с большим удовольствием принимают участие в интерактивном путешествии. Обратимся к модулю «Маршрут – линейная запись пути». Суть состоит в том, чтобы совершить прогулку по лесу, используя данные условные обозначения. Исходя из вышесказанного следует, что осуществлять задачи духовно-нравственного направления современных младших школьников, такие как обогащение знаниями о связях в живой природе, воспитание бережного отношения к природным богатствам родного края возможно не только с использованием традиционных форм работы. Это доказывает целесообразность применения ИКТ на занятиях подобного рода, так как внеурочная деятельность развивается в доступной игровой форме, отвечающей потребностям современного ребёнка, при этом модули комплекса «Новая начальная школа 1-4» составлены на высоком методическом уровне и носят межпредметный характер.
К возрастным особенностям детей младшего школьного возраста относится интерес к изобразительной, театральной, познавательной деятельности, что помогает активизировать развитие творческих способностей на занятиях в ГПД. Значительное место в моей работе отводится подготовке воспитанников к участию в различных конкурсах, фестивалях, выставках, а также проектной деятельности. В этом мне помогают специально созданные методические сайты, к которым относятся
Подводя итог, можно отметить, что при явной целесообразности применения ИКТ на воспитательных занятиях ГПД, в научно-методической литературе этому вопросу уделяется недостаточно внимания, поэтому я считаю, что необходимо совершенствовать систему работы в этом направлении.
Использованные источники
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2012.