12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Стерлина Марина Львовна61

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Стерлина Марина Львовна

( m.sterlina @ yandex.ru)

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №312 с углублённым изучением французского языка (ГБОУ СОШ №312 с углублённым изучением французского языка) Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о целесообразности использования ИКТ на воспитательных занятиях в ГПД, представлен опыт работы воспитателя в этом направлении. Приводятся конкретные способы применения модулей ЦОР и материалов учебно-методических сайтов. Статья адресована воспитателям ГПД, студентам соответствующего профиля обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные УУД. Ориентация современной школы на ФГОС второго поколения предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и компетенции, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Сочетание этих видов деятельности реализуется в группе продлённого дня начальных классов.

Проблемно-деятельностный подход к обучению и воспитанию младших школьников на сегодняшний день очень актуален. Учебно-воспитательная работа в ГПД способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка, обеспечивает передачу основ человеческой культуры, исторического опыта народа. Основной формой организации учебно-воспитательной работы являются клубные часы, тематика которых сгруппирована в недельный цикл. При его составлении учитывается региональный компонент, вопросы краеведения, техники безопасности, правил дорожного движения, пропаганды чтения, развития логики, мышления, воспитания любви к природе и искусству. Они проводятся ежедневно, в течение 20-40 минут, в зависимости от возраста детей. Следует помнить, что основными направлениями работы являются общекультурное, общеинтеллектуальное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное. Воспитатель ГПД, в соответствии с ФГОС второго поколения, должен построить занятие таким образом, чтобы была удовлетворена потребность учащихся в движении, общении и эмоциональной разрядке, внесено разнообразие в их деятельность. Это необходимо для снятия умственного напряжения, сопровождающего учебную деятельность первой половины дня. Важную роль играют межличностные отношения детей во время проведения данных занятий, поэтому надо ставить такие воспитательные задачи, решение которых приведёт к смене характера общения детей друг с другом, с педагогом. На занятиях в ГПД дети получают информацию из разных областей окружающего мира, они учатся выслушивать мнение друг друга, принимать нестандартные решения.

Интеллектуальное развитие младших школьников – это процесс и результат их творческой и умственной деятельности, представляющий собой единство познавательных функций: мышления, памяти, внимания, восприятия. На мой взгляд, применение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить интерес современного младшего школьника к занятию, что является основным условием реализации важных воспитательных задач, стоящих перед воспитателем ГПД. В своей работе я использую и предлагаю своим коллегам ЦОР, размещённые в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, в частности модули учебно-методического комплекса «Новая начальная школа 1-4».

На занятиях, посвящённых развитию интеллектуальной сферы, можно остановиться на модулях «Шифровальщик» и «Математические загадки». В модуле «Шифровальщик» выделено специальное поле, на котором дети, используя набор букв, помещённых слева, составляют слово. Программа устроена таким образом, что при нажатии команды «Готово», вместо букв появляется ряд чисел, соответствующий этим буквам. Дети выполняют задание в паре, при этом один из них зашифровывает слово, а другой отгадывает, имея возможность одновременно находится около интерактивной доски. Предлагается и другой вариант модуля «Шифровальщик». Имеется поле, в котором дети печатают предложение, в каждое слово которого вставляют лишние буквы-помехи и указывают на их периодичность. Задачей второго ученика является удаление этих лишних букв-помех. В модуле «Математические загадки» предлагается найти способ перемещения из центра поля более короткого предмета без воздействия на него. Подобная форма работы в парах сменного состава способствует поддержанию постоянной активности учащихся 3-4 классов, интереса, развивает на новом уровне коммуникативную культуру и формирует дружеские связи.

Одной из интереснейших форм моей работы являются заочные интерактивные экскурсии в природу, выходящие за рамки учебной программы. В 1-2 классах я использую такие модули как «Жизнь животных» и «Хвосты». Модуль «Жизнь животных» предполагает образный выбор фразы, которую может произнести каждая из предложенных птиц поздней осенью, а модуль «Хвосты» - сравнение длины и плотности шерсти хвостов различных животных. Дети находят ответы, совещаясь друг с другом в группах по три человека, и принимают общее решение. Учащиеся 3-4 классов с большим удовольствием принимают участие в интерактивном путешествии. Обратимся к модулю «Маршрут – линейная запись пути». Суть состоит в том, чтобы совершить прогулку по лесу, используя данные условные обозначения. Исходя из вышесказанного следует, что осуществлять задачи духовно-нравственного направления современных младших школьников, такие как обогащение знаниями о связях в живой природе, воспитание бережного отношения к природным богатствам родного края возможно не только с использованием традиционных форм работы. Это доказывает целесообразность применения ИКТ на занятиях подобного рода, так как внеурочная деятельность развивается в доступной игровой форме, отвечающей потребностям современного ребёнка, при этом модули комплекса «Новая начальная школа 1-4» составлены на высоком методическом уровне и носят межпредметный характер.

К возрастным особенностям детей младшего школьного возраста относится интерес к изобразительной, театральной, познавательной деятельности, что помогает активизировать развитие творческих способностей на занятиях в ГПД. Значительное место в моей работе отводится подготовке воспитанников к участию в различных конкурсах, фестивалях, выставках, а также проектной деятельности. В этом мне помогают специально созданные методические сайты, к которым относятся Nachalka.com и Продлёнка. Удобная система навигации позволяет быстро получать необходимую информацию о сетевых проектах, мероприятиях различного уровня, а также использовать необходимые мультимедиа ресурсы и применять руководства по созданию сценариев и технологических карт занятий в текстовом виде. Приведу конкретные примеры. На сайте Nachalka.com в разделе «Мастерская» можно познакомиться с опытом наших коллег из разных регионов по созданию различных изделий декоративно-прикладного искусства, в разделе «Форум» предоставляется прекрасная возможность для обмена мнениями, рубрика «Кинозал» содержит обучающие мультфильмы по различной тематике, слайд-шоу, видеофильмы. Сайт «Продлёнка» наряду с работой в разделе «Конкурсы», может быть полезен тем, что у воспитателя ГПД появляется возможность сотрудничать с родителями воспитанников, предложив им воспользоваться информацией и рекомендациями различных специалистов раздела «Родителям». Это помогает более конструктивно проводить индивидуальные беседы с родителями, работая совместно с классным руководителем.

Подводя итог, можно отметить, что при явной целесообразности применения ИКТ на воспитательных занятиях ГПД, в научно-методической литературе этому вопросу уделяется недостаточно внимания, поэтому я считаю, что необходимо совершенствовать систему работы в этом направлении.

Использованные источники

Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2012.

httpHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d650ddaf-a200-4293-8459-f0c00337829a/view/": //school-collection.edu.ru/catalog/res/d650ddaf-a200-4293-8459-f0c00337829a/view

www.nachalka.com

www.prodlenka.org

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.