Статья «Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы
Сегодня ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без применения информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), и сфера образования не является исключением. Ещё 15-20 лет назад никто не предполагал, что компьютер в школе может использоваться где-нибудь кроме уроков информатики. Теперь же речь идёт о компьютеризации образовательного процесса в целом, и к преподаванию русского языка и литературы предъявляются всё более высокие требования. Объёмы информации (а ведь любой урок русского языка или литературы построен на работе с текстовой информацией) растут с каждым днём, и традиционных способов работы с ней уже недостаточно.
Преимущества применения ИКТ в процессе обучения русскому языку и литературе очевидны, так как:
это способствует активизации формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся;
обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса, возможность исследовать способности и интересы каждого обучающегося;
позволяет развивать различные виды речевой деятельности и использовать их в комплексе, лучше узнавать различные языковые явления;
способствует формированию языкового чутья, лингвистических способностей, автоматизации языковых и речевых действий;
позволяет учителю заинтересовать каждого обучающегося, разнообразить учебный материал и формы работы, сделать урок ярче и насыщеннее.
В последние три года учительское сообщество особенно осознало важность умения пользоваться средствами ИКТ для организации образовательного процесса – в условиях перехода на дистанционное обучение в период пандемии COVID-19. Современные цифровые ресурсы позволяют учителю организовать эффективную работу с обучающимися, осуществлять обмен знаниями, активизировать самостоятельную поисковую и творческую деятельность детей, а также осуществлять контроль знаний и умений обучающихся.
Разумеется, не все уроки и не каждый урок может быть построен на применении ИКТ. Их использование в структуре современного урока должно быть методически обоснованным и целесообразным. В соответствии с этим формируются и подходы к организации урока с применением ИКТ. Можно выделить следующие организационные модели таких уроков:
один ученик – один компьютер (урок в компьютерном классе);
урок в классе с одним компьютером и подключённым к нему проектором;
урок в классе с несколькими компьютерами.
Вторая организационная модель является наиболее оптимальной и применяется в большинстве школ, имеющих соответствующее техническое оснащение. Она позволяет в полной мере реализовать принцип наглядности – один из основных принципов обучения. В компьютерных презентациях, выводимых на экран проектора, могут быть представлены различные формы наглядности, организующие и представляющие теоретический материал в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Кроме того, компьютер позволяет демонстрировать не только текстовую информацию, но и звук, анимацию, видео и т. п. Обучающиеся также могут сами создавать свои презентации или видеоролики по теме урока и представлять их на экране проектора.
Не лишним будет упомянуть, каково основное достоинство мультимедийной презентации для применения на уроках русского языка и литературы и какой она должна быть. Основное достоинство мультимедийной презентации заключается в том, что с её помощью можно в удобной форме донести до обучающихся учебный материал, удерживать их внимание в течение продолжительного времени. Презентация состоит из нескольких слайдов, то есть последовательно сменяющих друг друга страниц, на каждом из которых можно разместить не только текстовую информацию, но и рисунки, схемы и таблицы, анимацию, аудио- и видеофрагменты, использовать разнообразные элементы оформления. Таким образом, учебный материал может быть представлен в виде системы ярких опорных образов, что способствует формированию у обучающихся ещё и образного мышления.
Используя презентации на уроке русского языка, учитель получает широкие возможности для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического или пунктуационного правила. Здесь можно использовать различные способы организации и представления теоретического материала: таблицы, схемы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты и т. д. Слайды при этом могут демонстрировать не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике, если учитель творчески подойдёт к созданию презентации и для выделения отдельных элементов будет применять разные цвета, графику, эффекты, анимацию, иллюстрации и т. п. А это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Если учитель использует в своей презентации кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, тесты, то это только увеличит эффективность и результативность урока, повысит интерес обучающихся к изучаемой теме, сделает её более интересной и увлекательной.
Что касается применения мультимедийных презентаций на уроках литературы, то здесь она должна представлять собой нечто большее, чем просто слайды с текстом и картинками. Это может быть виртуальная экскурсия в музей писателя, электронный альбом с иллюстрациями к какому-либо произведению, интерактивная викторина по творчеству какого-либо писателя и т. п. Всё зависит от содержания урока и фантазии автора презентации. Кстати, такие работы могут создавать и сами обучающиеся.
Для самого учителя преимущество использования мультимедийной презентации также очевидно. Оно заключается в экономии учебного времени, которого на объяснение нового материала уходит значительно меньше, чем традиционно у доски.
Вернёмся к организационным моделям уроков с применением ИКТ. Основным достоинством первой (один ученик – один компьютер) и третьей (урок в классе с несколькими компьютерами) является возможность осуществления индивидуального подхода к обучению. В этом случае обучающиеся могут работать с учебными тренажёрами, электронными тестами и интерактивными рабочими листами. Все вышеперечисленные средства ИКТ хороши тем, что позволяют не только сэкономить учебное время: обучающийся сможет выполнить максимальный объём работы за минимум времени, а учителю потребуется минимум времени для проверки правильности выполнения заданий. Кроме того, у каждого из этих средств есть свои преимущества, о которых речь пойдёт ниже.
Учебные тренажёры позволяют превратить учебный процесс в увлекательную игру. В своей работе я использую такие сервисы для создания учебных тренажёров, как etreniki.ru и LearningApps. Вот пример задания на исключение лишнего по литературе (роды и жанры литературы), созданного с помощью etreniki:
А это – примеры лингвистических тренажёров, созданных средствами LearningApps:
Кстати, обучающиеся сами любят создавать подобные тренажёры и делиться ими со сверстниками.
Основное преимущество электронных тестов и онлайн-тестов – оперативность проверки правильности выполнения заданий. Учителю не нужно тратить на это время, так как всё за него сделает соответствующая программа или сервис.
Наконец, интерактивные рабочие листы соединяют в себе всё вышеперечисленное. В них можно включить различные типы заданий (обычные тестовые или письменные задания, задания на установления соответствия или последовательности, классификацию, исключение лишнего и т. п.), аудио- или видеофрагменты, иллюстрации. В специальные сервисы для создания интерактивных рабочих листов (например, Wizer.me) также встроены алгоритмы проверки, облегчающие работу учителя. Вот примеры заданий, включённых в интерактивный рабочий лист, разработанный для работы на уроке литературы по сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» в пятом классе:
Таким образом, применение ИКТ на обычном уроке позволяет учителю переложить часть своей работы на персональный компьютер, делая при этом процесс обучения более интенсивным, разнообразным, интересным.