Применение информационно-коммуникационных технологий при обучении в строительном колледже
Применение информационно-коммуникационных технологий при обучении в строительном колледже
Л.Н.Шишкина, мастер производственного обучения Обособленного структурного подразделения «Алчевский строительный колледж» Государственного образовательного учреждения высшего образования Луганской Народной Республики «Донбасский Государственный технический институт», г. Алчевск, shishkina_lyudmila@mail.ru
Аннотация
Информационно-коммуникационные технологии предназначены для создания качественно новых возможностей передачи и восприятия обучающей информации, оценки качества обучения и развития личности обучающегося путем использования компьютерной техники, сетевых систем и программного обеспечения в соответствии с определенными целями обучения. Статья посвящена использованию на занятиях такого электронного обучающего ресурса, как мультимедийной презентации, которая позволяет совершенствовать все виды познавательных мотивов, прежде всего интерес к знаниям, содержанию и процессу обучения.
Введение
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный обучающийся живет в мире электронной культуры. Изменяется и роль преподавателя в информационной культуре – он должен стать организатором информационного потока. Следовательно, преподавателю необходимо владеть современными методиками и новыми педагогическими технологиями, чтобы общаться на равных с учениками. Повсеместное использование гаджетов, Интернета, компьютерных программ сформировало новый вид восприятия информации, называемой "экранной культурой". Для современного обучающегося учебники или объяснения преподавателя на уроке теряют свою былую значимость, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Традиционные источники получения информации стали анахронизмом, весьма устарели. Стало очевидным, что, используя только учебники, методические пособия и собственные объяснения, как бы большими, разносторонними и полными они ни были, решить эту проблему нельзя. Следует формировать и развивать разные компетентности обучающихся, в том числе: познавательные, коммуникативные, социальные. А также развивать информационную и исследовательскую культуру наших учеников.
Основная часть
Один человек пристал к Аристотелю со скучным и длинным рассказом. Наконец он спросил молчавшего все время философа: "Я не утомил тебя?" На что тот ответил: "Нет, я не слушал". "Заговори так, чтобы я тебя увидел", – предложил ему Аристотель.
Одновременное влияние на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют добиться гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% того, что слышит и 30% того, что видит, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это база любой презентации.
Целью моей методической работы в последнее время стало создание электронных обучающих ресурсов и создание презентаций с целью доступной формы передачи инновационного опыта своей работы (Пример: см.рис.1).
Рис.1. Использование презентации на заседании методической комиссии
Электронные обучающие ресурсы (ЭНР) – учебно-методические материалы в электронной форме, которые используются для организации и проведения занятий в колледже. К ним относятся:
электронные конспекты лекций;
текстовые электронные версии учебно-методических пособий;
полнотекстовые электронные версии научных и научно-методических изданий, используемых в учебном процессе;
виртуальные лабораторные работы и тренажеры;
мультимедийные материалы (видео, аудио записи, анимации и т.д.)
ЭНР могут передаваться обучающимся как на жестких носителях (компакт-диски), так и с помощью сетевых технологий, в основном в социальной сети «ВКонтакте». Что стало наиболее актуальным сейчас во время пандемии и с учетом дистанционного обучения.
Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, включающей объединение компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звук, высококачественное звуковое восприятие, то есть во всех известных сегодня типам. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые ресурсы очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные плюсы выражаются в том, что мультимедийная среда много выше по информационной значимости, лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать. Мультимедийные уроки, таким образом, наиболее приемлемо и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие обучающимися учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект развития познавательного интереса у обучающихся, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умение четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувств общества, взаимопомощи.
Очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленные на применение мультимедиа.
Методы и приемы использования мультимедиа на уроке разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать занятие интересным. Преимуществом таких уроков есть повышение качества обучения за счет новизны деятельности.
Мультимедийная презентация служит не только для подъема знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, так что успешно выполняет дидактические функции.
Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность:
дать обучающимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
повысить роль наглядности в учебном процессе;
удовлетворить запросы, желания и интересы обучающихся;
экономить учебное время, чем при работе у классной доски.
Некоторые преимущества компьютерной презентации:
мультимедийные эффекты. Слайд презентации — это не просто изображение, в нем могут быть элементы анимации, аудио - и
видеофрагменты;
транспортабельность. Дискета или оптический компакт-диск с презентацией гораздо компактнее рулона плакатов, при этом файл презентации можно легко переслать по электронной почте или опубликовать в Интернете.
Посредством презентаций эффективно решаются дидактические и воспитательные задачи. Особенно:
при изучении нового материала, предъявлении новой информации;
при закреплении пройденного материала, отработки учебных умений и навыков;
при повторении, практическом применении полученных знаний, умений навыков;
при обобщении, систематизации знаний.
На этапе объяснения нового материала следует позаботиться о том, чтобы презентация не стала заменой учителя и классной доски, а чтобы у презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами.
К примеру, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п. При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видео-экскурсию), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проецируя их на большой экран с помощью LCD проектора. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует появляющуюся на экране информацию по необходимости, сопровождая ее дополнительными пояснениями, примерами и записями у доски.
Целью и результатом применения презентации как составляющего компонента дидактической структуры урока является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков.
Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, организованных в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Динамический визуальный и звуковой ряд позволяют донести информацию в легко воспринимаемой наглядной форме.
Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, т.е. создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с мультимедийным изображением.
Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже простых графических средств является очень эффективным средством.
Искусно сделанная презентация может привлечь внимание обучащихся и пробудить интерес к обучению. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если переусердствовать, то снизится эффективность презентации в целом. Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами. Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно для учебных презентаций.
При создании обучающих мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы и методы проведения урока, а с другой максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Необходимо четко следовать поставленным дидактическим и познавательным целям и задачам, поскольку мультимедиа – это всего лишь средство реализации дидактических задач.
Другими словами, качество проведения урока с использованием мультимедиа зависит от качества используемых материалов и конструкторских умений педагогов. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) приоритетна. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, где предполагается строить современный урок с использованием мультимедийных презентаций. Инструмент настолько сильный, что вместе с ним приходят в колледж новые методы и формы обучения.
При использовании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:
Роль и место презентации на данном уроке на данном этапе урока.
Мотивация – необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед обучающимися. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.
Постановка учебных целей и учебных задач с использованием презентации.
Подача учебного материала. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся.
Максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на уроке.
Хочется сразу отметить, что презентации ни в коем случае нельзя считать панацеей, и их использование оправдано далеко не для каждой темы и каждого занятия.
Но ведь еще многие педагоги практически не применяют мультимедийные обучающие презентации. Конечно, это связано с целым рядом объективных причин: необходимо дорогостоящее оборудование – мультимедийный проектор, хороший компьютер. Хотя часто проектор есть, но он пылится где-то на полке. И с одной стороны это связано с неумением обращаться с техникой, а с другой – предубеждением против использования мультимедийных презентаций. Несомненно, против их использования иногда выдвигаются вполне обоснованные доводы. Но если ответственно подходить к созданию презентации, многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать.
То есть, обобщая, преимущества презентаций – это наглядность, удобство и скорость.
Какие же аспекты использования презентаций обычно считаются проблемными?
Во-первых, это наличие нескольких параллельных потоков информации (текст лекции по отдельности, зрительный и/или звуковой ряд по отдельности).
Во-вторых, слишком быстрый темп чтения лекции и особенно смены слайдов.
В третьих, мелкий нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при воспроизведении сложных рисунков (в результате слушатели видят огромную итоговую схему, не представляя, как ее зарисовать). Хуже всего, когда все эти отрицательные черты сочетаются в одной презентации: каждые 10-20 секунд сменяются перегруженные рисунками и мельчайшим текстом слайды, все это происходит под музыку и с большим количеством анимации, а преподаватель или очень быстро читает лекцию, не связанную с показываемыми иллюстрациями, или вообще говорящего: "Информация по данной теме приведена на слайдах". Возникает вопрос, а зачем тогда нужен сам преподаватель? Но мне кажется, должно быть понятно, что все перечисленные минусы связаны не с использованием презентаций, а с их неудачным построением. Презентации здесь не при чем, а все зависит от преподавателя.
Как показал мой опыт, использовать Интернет-ресурсы на уроках лучше в мультимедийных презентациях, подготовленных заранее с помощью PowerPoint.
Во-первых, это позволит избежать технических проблем. Вы будете уверены, что откроется то, что вам действительно нужно.
Во-вторых, экономится время урока, так как "путешествие" по Web-страницам – процесс, требующий определенного времени.
При создании компьютерной презентации все средства наглядности размещаются в компьютере или другом цифровом носителе и демонстрируются на уроке с помощью мультимедийного проектора.
Очевидным преимуществом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность видоизменить объем материала, используемые методические приёмы в зависимости от целей урока, уровня подготовки группы, возрастных особенностей обучающихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму или просто не показывать ненужные слайды. Эти возможности позволяют максимально подстраивать любую ранее разработанную презентацию под урок в конкретной группе.
Использовать презентацию можно на любом этапе: на этапе мотивации; этапе актуализации знаний, умений и навыков; этапе изложения новых знаний; этапе закрепления, обобщения и систематизации; и на этапе контроля знаний.
Возможности использования компьютерных технологий безграничны. Это и облегчает работу педагога и вызывает огромный интерес у обучающихся, их мотивацию, предлагает простые и удобные средства для решения широкого круга задач, усиливает мотивацию, оказывает обучающимся дополнительный стимул в изучении выбранной профессии.
Хочу предложить вам памятку, которую я сделала при создании презентаций, ее могут использовать преподаватели, мастера производственного обучения при подготовке своих презентаций, а также обучающиеся.
Памятка
1. Составьте план презентации.
2. Текст целесообразно сопровождать графикой, фотографиями, схемами.
3. Необходим серьезный подход к подбору материала, с преимуществом того, который наиболее точно отражает специфику предмета, раскрывает причинно-следственные связи и т.д.
4. Текст в слайдах презентаций должен быть небольшим по объему, хорошо читаемым и соответствующим графическому изображению.
5. По ходу презентации нужно предусмотреть практические задачи, способствующие закреплению и систематизации материала, а также для проведения обратной связи.
6. В конце презентации желательно предусмотреть контролирующую составляющую.
7. При создании презентации обучающимся необходимы консультации преподавателя.
При создании таких презентаций обучающиеся во внеурочное время работают с огромным количеством специальной и справочной литературы, пользуются Интернет-ресурсами, что, несомненно, формирует познавательный интерес к предмету и профессии в целом, расширяет кругозор, а представление материала разного масштаба формирует обобщенный образ излагаемого предмета. Создание таких презентаций повышает самооценку обучающихся, делает их более уверенными в своих силах, способствует их информационной компетентности, раскрывает их способности. Интерес к созданию презентаций растет по мере взросления обучающихся, то есть перехода с курса на курс и их умений работать с компьютером.
Заключение
Современная педагогика не стоит на месте. Чаще новые знания, а тем более и новые поколения, требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм образования могут стать мультимедийные презентации. Эта форма подачи материала уже давно стала обычной практикой на всевозможных семинарах и конференциях, в последнее время она все более широко используется в учебных заведениях. Использование средств ИКТ повышает положительную мотивацию обучающихся к изучению предмета, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление, формирует активную позицию личности в современном обществе (пример: см. рис.2)
Рис.2. Использование презентаций при проведении занятий
ИКТ - это не единственное средство формирования познавательного интереса к предмету, однако, одно из самых современных и эффективных. В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера не обойтись. Используя компьютер на уроках, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе, в котором, очень остро стоит проблема защиты человеческого сознания от информационной перегруженности. На преподавателя возлагается такая ответственная задача, как обучать учеников критически осмысливать потоки информации. Использование мультимедийных презентаций имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения: позволяет тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогает осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать речевые и речевые действия, а также обеспечивает реализацию индивидуального подхода интенсификацию самостоятельной работы обучающихся.
Список использованных источников
1. Безеко С.В. PowerPoint 2007. Как создать красочную и информативную презентацию. // Создание презентаций в PowerPoint 2007. – Владимир: НТ Пресс, 2008.
2. Вашкевич Е.В. РО\УЕГРОИП1 2007. Эффективные презентации на компьютере. // Видеосамоучитель. – Питер, 2008.
3. Голосов В. Использование ИКТ на уроках в начальной школе. http://firsschool.uсоz.rы/load/1-1-0-2
4. Информационные технологии в образовании-2009. Сборник научных работ участников IX научно-практической конференции-выставки 29 – 30 октября 2009 г. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2009.
5. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.
6. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. – М.: ЮНИТИ, 1999.
7. Пенкин М.В. Информационные технологии в учебном процессе. – Москва: Просвещение, 2002.
8. Какого цвета ваша презентация? http://www.teachexcel.ru/microsoft-powerpoint/kakogo-сvetа-vasha-рrezentaсіуа.html.
9. Маленькие секреты успешной презентации. http://www.nachalka.com/РР.
10. Методика использования мультимедийных технологий на уроке/
http://uchinfo.com.ua//inform/metodika/mt5.htm.