Применение искусственного интеллекта и нейросетей в работе педагога для повышения мотивации учеников к обучению
Ярлыкова Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «МСОШ №1 им. Н.А. Заборского».
Республика Алтай, село Майма.
Применение искусственного интеллекта и нейросетей в работе педагога для повышения мотивации учеников к обучению
Современное общество претерпевает большие изменения. Прежде всего, это связано с появлением новых технологий. Привычный информационный мир становится другим, требует внедрения нового. Так происходит и с образованием: дети становятся другими, более «продвинутыми», поэтому требуется автоматизация и оптимизация учебного процесса.
Появление новых IT-технологий, искусственного интеллекта (ИИ) и нейросетей способствуют созданию персонализированных программ обучения. Каждый ученик получает возможность выполнять определенные задания и упражнения, соответствующие его уровню обученности. При этом учитель, используя программы на основе ИИ, заметно сокращает время на их проверку. Результаты обучающего хранятся в системе, что облегчает проведение их анализа. Помимо этого, применение новых технологий на уроках способствует мотивации учеников к обучению.
Поколение школьников меняется, сейчас дети способны самостоятельно выбирать способы и пути получения информации, не боятся задавать вопросы и получать «нестандартные» ответы. Учитель должен быть готов к новому, должен быть мобильным. Поколение «Альфа» – это активные участники всего образовательного процесса, которые хотят и могут изучать новое, а IT-технологии помогут им в этом. Поэтому любые новые приемы и инструменты, используемые педагогом на уроках, вызывают интерес у учеников, вызывают мотивации к обучению.
История появления ИИ начинаетсяеще с XX века. Так, американский математик Аллен Ньюэлл и английский логик Герберт Саймон в 1956 году представили миру новую программу, способную имитировать работу человеческого мозга. Это привело к созданию первых искусственных нейронных сетей, которые способны обучаться и выполнять ряд задач, аналогичные с работой нервных клеток человеческого мозга. Идеи ученых стали основным толчком для дальнейшего развития искусственного интеллекта.
Для того, чтобы создать благоприятную обстановку на уроках и заинтересовать учеников, педагог может использовать нейросети в своей работе. Рассмотрим некоторые из них:
«ШЕДЕВРУМ»1 – проект, сервис и приложение компании «Яндекс», c помощью которого можно генерировать разные изображения и видео по тексту с помощью нейросетей. Это позволит учителю создавать авторские картинки, которые можно использовать на уроках. Так, при написании сочинения можно с детьми «посмотреть», что у них получилось – сгенерировать их текст. Однозначно, такая работа вызовет интерес у обучающихся и поспособствует их обучению.
Еще одна программа на основе ИИ – это «Квиз»2 – викторина, для создания которой используется нейросеть. Преподавателю остается только ввести нужную тему, и сеть автоматически выдаст готовые задания. При использовании «Квиза» не нужно искать материал, нужно только правильно сформулировать тему, и большое количество времени будет сэкономлено учителем. Яркие, интересные задания помогут вовлечь учеников в изучение нового материала или повторить предыдущую тему.
Большое количество новых и интересных инструментов для учителя можно найти в сервисе «Twee»3. Это искусственный интеллект, ориентированный на учителей английского языка. Возможности данного ИИ не ограничены: можно создавать все, от различных вопросов до бесед, статей, писем и др. Поэтому в своей работе могут использовать и другие учителя. Например, раздел «Четыре мнения» поможет рассмотреть разные точки зрения по определенной теме, а «Творческое задание с целевым словарным запасом языка» поможет сформулировать разнообразные темы сочинений. Учитель сможет получить определенный успех на уроке, заинтересовать учеников и достигнуть намеченной цели.
Сервисы с искусственным интеллектом позволяют автоматизировать процесс разработки слайдов презентации на определенную тему. Так, «GAMMA», «SWAY» и «FOCUS» генерирую текст, подбирают изображения и создают слайды. Выбор графического изображения зависит уже от «создателя» презентации. При работе с данными сервисами нужно быть внимательным и проверять сгенерированный текст на наличие грамматических ошибок и неточностей.
Получается, что искусственный интеллект – это не инструмент или программа, а целая компьютерная система, способная обрабатывать большие объемы данных и анализировать их. ИИ – «мозг», а нейросети – рецепторы, готовые «подхватить» и выполнить ряд задач «мозга».
Таким образом, применяя искусственный интеллект, преподаватель задействует элементы игры для увлекательного и интересного обучения, что позволяет поддерживать мотивацию ребенка, а виртуальные помощники могут создавать награды и призы за определенные достижения и прогресс в обучении.
1 https://shedevrum.ai/;
2 https://quizizz.com/;
3 https://twee.com/.