12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бондырева Екатерина Николаевна113
Россия, Вологодская обл., Череповец
Материал размещён в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»

Статья «Применение конструкторов как средства обучения на занятиях с дошкольниками»

Материал на конкурс «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»

Автор – Бондырева Екатерина Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 75».

«Средства обучения - это различные объекты, используемые в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения» [1].

В современном информационном мире при организации учебно-воспитательного процесса невозможно обойтись без применения технических средств обучения (ТСО). Технические средства обучения — это различные устройства, помогающие воспитателю обеспечивать воспитанников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

В наше время существует очень много различных технических средств для обучения дошкольников: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, фотоаппараты, магнитофоны и т. д. В каждом ДОУ сейчас все эти устройства обязательно применяются. Об их роли и результативности уже много сказано и написано. В нашем детском саду также идёт регулярное использование этих технических средств.

Но мне бы сегодня хотелось рассказать о конструировании на занятиях с детьми. Конструкторы являются незаменимыми средствами обучения в любом детском саду, которые используются регулярно. Чем же так полезно конструирование для дошкольников?

являются источником информации;

повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

организуют и направляют восприятие;

обогащают круг представлений, удовлетворяют их любознательность;

создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу;

делают доступным материал;

способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

активизируют познавательно-исследовательскую деятельность [2].



В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим для формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Также конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными для их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их [3].

Плановые занятия по конструированию начинаются со среднего возраста, но игровые моменты с применением различных видов конструкторов воспитатели используют для детей любого возраста. У нас в средней группе (4-5 лет) имеется специальный «Уголок конструирования», в котором 25 видов различных конструкторов. Вот некоторые из них:

Пластиковые конструкторы

Деревянные конструкторы

Металлические конструкторы

Тематические конструкторы

Плоскостные конструкторы

«Банчемс» - конструкторы из липучек

Конструкторы-трансформеры

Конструкторы-лабиринты

ЭВА

Крупные мягкие модули

Пластмассовые фигуры

ЛЕГО

Счётные палочки

Прищепки

Магнитные мозаики

Цветные мозаики

Блоки Дьенеша

Пазлы (см. приложение 1)

В дополнение к конструкторам в уголке имеются игрушки для обыгрывания разного размера: транспортные игрушки; фигурки животных, растений, людей; сюжетные фигурки.

Также при работе с детьми мы часто используем:

строительный материал из коробок разной величины, формы и цвета;

природный материал: шишки, ветки, мох, песок, жёлуди;

канцелярские принадлежности: ножницы, бумага, клей, пластилин.

Всё вышеперечисленное используется регулярно для игровой деятельности детей. Каждый ребёнок сам выбирает тот вид конструктора, с которым он бы сегодня хотел поработать. Дети (под присмотром воспитателя) могут выполнять конструирование различными способами:

- самостоятельно индивидуально;

- самостоятельно группой;

- при помощи инструктивных карточек;

- при помощи педагога.

Со второго полугодия 2021 года у нас в средней группе начало проводиться один раз в неделю и плановое занятие по конструированию.

Если говорить о результативности конструирования, то можно перечислять только плюсы. Никаких трудностей и отрицательных воздействий на ребёнка нет. Положительными результатами работы дошкольников с различными типами конструкторов считаю следующие.

Детям такой вид деятельности очень нравится, они с удовольствием занимаются конструированием.

Дети осваивают структуру, форму, величину и цвет предмета; знакомятся с его свойствами, а также ориентируются в пространстве.

У воспитанников расширяется кругозор; развивается мышление, воображение, наблюдательность; повышается интеллект.

Техническое конструирование является воплощением замысла ребёнка; результат его деятельности является толчком для продуцирования новых интересных идей (см. приложение 2).

Чтобы правильно оценить результативность применения конструирования в ДОУ, предлагаю вспомнить - какими же качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из детского сада, в соответствии с ФГОС ДО?

«Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:

 инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;

уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;

 умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

 способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;                    стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

развитие крупной и мелкой моторики рук;

 способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности» [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что применение конструирования в процессе обучения и воспитания дошкольников полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.

Компьютер или проектор также выполняют много полезных функций в учебно-воспитательном процессе, но ими в детском саду управляют только взрослые, а вот деталями конструкторов «управляют» дети. Это очень важно, когда ребёнок сам может что-то создать по своему замыслу или потом исправить – переделать. Именно из такого ребёнка в дальнейшем вырастает творческая личность - создатель новых идей и конструкторских мыслей; автор книг или других произведений.

Используемые источники:

Коджаспирова Г.М., Петров К. В.Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений - М : Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/05/01/ispolzovanie-tekhnicheskikh-sredstv-obucheniya

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=603027

Рощина, Е. В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО / Е. В. Рощина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — с. 120-121.





Приложение 1



Страницы альбома «Что такое детское конструирование?»




t1612019507ab.jpg



t1612019507ac.jpg



t1612019507ad.jpg

t1612019507ae.jpg

t1612019507af.jpg



t1612019507ag.jpg

t1612019507ah.jpg



t1612019507ai.jpg

Приложение 2

Некоторые примеры нашей конструкторской деятельности


t1612019507aj.jpg


t1612019507ak.jpg


t1612019507al.jpg



t1612019507am.jpg



t1612019507an.jpg



t1612019507ao.jpg



t1612019507ap.jpg


t1612019507aq.jpg


t1612019507ar.jpg



t1612019507as.jpg



t1612019507at.jpg



t1612019507au.jpg



t1612019507av.jpg

Опубликовано в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»


Комментарии (5)

Зубова Ольга Алексеевна, 30.01.21 в 18:19 2Ответить Пожаловаться
Очень яркая и интересная работа! Спасибо, Екатерина Николаевна!
Бондырева Екатерина Николаевна, 31.01.21 в 14:38 1Ответить Пожаловаться
Вам спасибо за интерес к работе)))
Юмашева Антонина Михайловна, 31.01.21 в 12:06 2Ответить Пожаловаться
Замечательный и актуальный материал, очень ярко и интересно представлен. Спасибо Вам, Екатерина Николаевна!
Бондырева Екатерина Николаевна, 31.01.21 в 14:37 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за отзыв, Антонина Михайловна!
Ирина Евгеньевна, 02.02.21 в 19:31 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Екатерина Николаевна, за интересный опыт работы! Действительно, для маленьких детишек важно всё потрогать, попробовать - без этого не построить обучение в детсаду.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.