Статья «Применение конструкторов как средства обучения на занятиях с дошкольниками»

12
5
Материал опубликован 30 January 2021

Статья «Применение конструкторов как средства обучения на занятиях с дошкольниками»

Материал на конкурс «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»

Автор – Бондырева Екатерина Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 75».

«Средства обучения - это различные объекты, используемые в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения» [1].

В современном информационном мире при организации учебно-воспитательного процесса невозможно обойтись без применения технических средств обучения (ТСО). Технические средства обучения — это различные устройства, помогающие воспитателю обеспечивать воспитанников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

В наше время существует очень много различных технических средств для обучения дошкольников: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, фотоаппараты, магнитофоны и т. д. В каждом ДОУ сейчас все эти устройства обязательно применяются. Об их роли и результативности уже много сказано и написано. В нашем детском саду также идёт регулярное использование этих технических средств.

Но мне бы сегодня хотелось рассказать о конструировании на занятиях с детьми. Конструкторы являются незаменимыми средствами обучения в любом детском саду, которые используются регулярно. Чем же так полезно конструирование для дошкольников?

являются источником информации;

повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

организуют и направляют восприятие;

обогащают круг представлений, удовлетворяют их любознательность;

создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу;

делают доступным материал;

способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

активизируют познавательно-исследовательскую деятельность [2].



В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим для формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Также конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными для их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их [3].

Плановые занятия по конструированию начинаются со среднего возраста, но игровые моменты с применением различных видов конструкторов воспитатели используют для детей любого возраста. У нас в средней группе (4-5 лет) имеется специальный «Уголок конструирования», в котором 25 видов различных конструкторов. Вот некоторые из них:

Пластиковые конструкторы

Деревянные конструкторы

Металлические конструкторы

Тематические конструкторы

Плоскостные конструкторы

«Банчемс» - конструкторы из липучек

Конструкторы-трансформеры

Конструкторы-лабиринты

ЭВА

Крупные мягкие модули

Пластмассовые фигуры

ЛЕГО

Счётные палочки

Прищепки

Магнитные мозаики

Цветные мозаики

Блоки Дьенеша

Пазлы (см. приложение 1)

В дополнение к конструкторам в уголке имеются игрушки для обыгрывания разного размера: транспортные игрушки; фигурки животных, растений, людей; сюжетные фигурки.

Также при работе с детьми мы часто используем:

строительный материал из коробок разной величины, формы и цвета;

природный материал: шишки, ветки, мох, песок, жёлуди;

канцелярские принадлежности: ножницы, бумага, клей, пластилин.

Всё вышеперечисленное используется регулярно для игровой деятельности детей. Каждый ребёнок сам выбирает тот вид конструктора, с которым он бы сегодня хотел поработать. Дети (под присмотром воспитателя) могут выполнять конструирование различными способами:

- самостоятельно индивидуально;

- самостоятельно группой;

- при помощи инструктивных карточек;

- при помощи педагога.

Со второго полугодия 2021 года у нас в средней группе начало проводиться один раз в неделю и плановое занятие по конструированию.

Если говорить о результативности конструирования, то можно перечислять только плюсы. Никаких трудностей и отрицательных воздействий на ребёнка нет. Положительными результатами работы дошкольников с различными типами конструкторов считаю следующие.

Детям такой вид деятельности очень нравится, они с удовольствием занимаются конструированием.

Дети осваивают структуру, форму, величину и цвет предмета; знакомятся с его свойствами, а также ориентируются в пространстве.

У воспитанников расширяется кругозор; развивается мышление, воображение, наблюдательность; повышается интеллект.

Техническое конструирование является воплощением замысла ребёнка; результат его деятельности является толчком для продуцирования новых интересных идей (см. приложение 2).

Чтобы правильно оценить результативность применения конструирования в ДОУ, предлагаю вспомнить - какими же качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из детского сада, в соответствии с ФГОС ДО?

«Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:

 инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;

уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;

 умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

 способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;                    стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

развитие крупной и мелкой моторики рук;

 способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности» [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что применение конструирования в процессе обучения и воспитания дошкольников полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.

Компьютер или проектор также выполняют много полезных функций в учебно-воспитательном процессе, но ими в детском саду управляют только взрослые, а вот деталями конструкторов «управляют» дети. Это очень важно, когда ребёнок сам может что-то создать по своему замыслу или потом исправить – переделать. Именно из такого ребёнка в дальнейшем вырастает творческая личность - создатель новых идей и конструкторских мыслей; автор книг или других произведений.

Используемые источники:

Коджаспирова Г.М., Петров К. В.Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений - М : Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/05/01/ispolzovanie-tekhnicheskikh-sredstv-obucheniya

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=603027

Рощина, Е. В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО / Е. В. Рощина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — с. 120-121.





Приложение 1



Страницы альбома «Что такое детское конструирование?»




t1612019507ab.jpg



t1612019507ac.jpg



t1612019507ad.jpg

t1612019507ae.jpg

t1612019507af.jpg



t1612019507ag.jpg

t1612019507ah.jpg



t1612019507ai.jpg

Приложение 2

Некоторые примеры нашей конструкторской деятельности


t1612019507aj.jpg


t1612019507ak.jpg


t1612019507al.jpg



t1612019507am.jpg



t1612019507an.jpg



t1612019507ao.jpg



t1612019507ap.jpg


t1612019507aq.jpg


t1612019507ar.jpg



t1612019507as.jpg



t1612019507at.jpg



t1612019507au.jpg



t1612019507av.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень яркая и интересная работа! Спасибо, Екатерина Николаевна!

30 January 2021

Вам спасибо за интерес к работе)))

31 January 2021

Замечательный и актуальный материал, очень ярко и интересно представлен. Спасибо Вам, Екатерина Николаевна!

31 January 2021

Большое спасибо за отзыв, Антонина Михайловна!

31 January 2021

Спасибо, Екатерина Николаевна, за интересный опыт работы! Действительно, для маленьких детишек важно всё потрогать, попробовать - без этого не построить обучение в детсаду.

2 February 2021

Похожие публикации