Статья «Применение конструкторов как средства обучения на занятиях с дошкольниками»
Статья «Применение конструкторов как средства обучения на занятиях с дошкольниками»
Материал на конкурс «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
Автор – Бондырева Екатерина Николаевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 75».
«Средства обучения - это различные объекты, используемые в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения» [1].
В современном информационном мире при организации учебно-воспитательного процесса невозможно обойтись без применения технических средств обучения (ТСО). Технические средства обучения — это различные устройства, помогающие воспитателю обеспечивать воспитанников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
В наше время существует очень много различных технических средств для обучения дошкольников: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, фотоаппараты, магнитофоны и т. д. В каждом ДОУ сейчас все эти устройства обязательно применяются. Об их роли и результативности уже много сказано и написано. В нашем детском саду также идёт регулярное использование этих технических средств.
Но мне бы сегодня хотелось рассказать о конструировании на занятиях с детьми. Конструкторы являются незаменимыми средствами обучения в любом детском саду, которые используются регулярно. Чем же так полезно конструирование для дошкольников?
являются источником информации;
повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
организуют и направляют восприятие;
обогащают круг представлений, удовлетворяют их любознательность;
создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу;
делают доступным материал;
способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
активизируют познавательно-исследовательскую деятельность [2].
В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.
Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим для формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Также конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными для их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их [3].
Плановые занятия по конструированию начинаются со среднего возраста, но игровые моменты с применением различных видов конструкторов воспитатели используют для детей любого возраста. У нас в средней группе (4-5 лет) имеется специальный «Уголок конструирования», в котором 25 видов различных конструкторов. Вот некоторые из них:
Пластиковые конструкторы
Деревянные конструкторы
Металлические конструкторы
Тематические конструкторы
Плоскостные конструкторы
«Банчемс» - конструкторы из липучек
Конструкторы-трансформеры
Конструкторы-лабиринты
ЭВА
Крупные мягкие модули
Пластмассовые фигуры
ЛЕГО
Счётные палочки
Прищепки
Магнитные мозаики
Цветные мозаики
Блоки Дьенеша
Пазлы (см. приложение 1)
В дополнение к конструкторам в уголке имеются игрушки для обыгрывания разного размера: транспортные игрушки; фигурки животных, растений, людей; сюжетные фигурки.
Также при работе с детьми мы часто используем:
строительный материал из коробок разной величины, формы и цвета;
природный материал: шишки, ветки, мох, песок, жёлуди;
канцелярские принадлежности: ножницы, бумага, клей, пластилин.
Всё вышеперечисленное используется регулярно для игровой деятельности детей. Каждый ребёнок сам выбирает тот вид конструктора, с которым он бы сегодня хотел поработать. Дети (под присмотром воспитателя) могут выполнять конструирование различными способами:
- самостоятельно индивидуально;
- самостоятельно группой;
- при помощи инструктивных карточек;
- при помощи педагога.
Со второго полугодия 2021 года у нас в средней группе начало проводиться один раз в неделю и плановое занятие по конструированию.
Если говорить о результативности конструирования, то можно перечислять только плюсы. Никаких трудностей и отрицательных воздействий на ребёнка нет. Положительными результатами работы дошкольников с различными типами конструкторов считаю следующие.
Детям такой вид деятельности очень нравится, они с удовольствием занимаются конструированием.
Дети осваивают структуру, форму, величину и цвет предмета; знакомятся с его свойствами, а также ориентируются в пространстве.
У воспитанников расширяется кругозор; развивается мышление, воображение, наблюдательность; повышается интеллект.
Техническое конструирование является воплощением замысла ребёнка; результат его деятельности является толчком для продуцирования новых интересных идей (см. приложение 2).
Чтобы правильно оценить результативность применения конструирования в ДОУ, предлагаю вспомнить - какими же качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из детского сада, в соответствии с ФГОС ДО?
«Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:
инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;
уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;
умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
развитие крупной и мелкой моторики рук;
способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности» [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что применение конструирования в процессе обучения и воспитания дошкольников полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.
Компьютер или проектор также выполняют много полезных функций в учебно-воспитательном процессе, но ими в детском саду управляют только взрослые, а вот деталями конструкторов «управляют» дети. Это очень важно, когда ребёнок сам может что-то создать по своему замыслу или потом исправить – переделать. Именно из такого ребёнка в дальнейшем вырастает творческая личность - создатель новых идей и конструкторских мыслей; автор книг или других произведений.
Используемые источники:
Коджаспирова Г.М., Петров К. В.Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений - М : Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=603027
Рощина, Е. В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО / Е. В. Рощина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — с. 120-121.
Приложение 1
Страницы альбома «Что такое детское конструирование?»
Приложение 2
Некоторые примеры нашей конструкторской деятельности
Зубова Ольга Алексеевна
Бондырева Екатерина Николаевна
Юмашева Антонина Михайловна
Бондырева Екатерина Николаевна
Ирина Евгеньевна