Применение метафорических карт в консультативной работе педагога- психолога.

0
2
Материал опубликован 22 December 2024

Применение метафорических карт в работе школьного

педагога – психолога.

Работа школьного психолога состоит из различных направлений деятельности: диагностическая, профилактическая, просветительская, аналитическая, коррекционно-развивающая. Я остановлюсь на консультировании. «Психотерапевтическая энциклопедия» под редакцией Б.Д. Карвасарского дает определение психологического консультирования как «профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуаций». Цель первичного консультирования — обозначить проблемные аспекты клиента, укрепить его надежду на избавление от эмоционального дистресса, найти пути решения психологических проблем

На первичной консультации психолог создаёт безопасное пространство для доверительных отношений, уточняет информацию, оценивает состояния клиента, определяет, нет ли каких-либо показаний для обращения к психиатру или другим медицинским специалистам

В процессе работы приходится сталкиваться с различными трудностями:

- подросткам бывает трудно сформулировать проблему, которая их беспокоит;

- низкая степень доверия к малознакомому человеку;

- некоторые подростки путают психолога с психиатром и боятся, что его будут считать «ненормальным».

- неумение выражать свои чувства, понимать свое эмоциональное состояние.

На помощь психологу могут прийти метафорические карты. Метафорические карты (МАК) - инструмент для проведения диагностики и коррекции проблем человека, с их помощью можно создать атмосферу доверия, продиагностировать проблему. МАК способствуют вовлечению клиента в консультирование. Вместе с психологом клиент углублённо исследует свои эмоции и чувства. В дальнейшем, можно использовать метафорические карты в работе в группах, для решения конкретных задач: поиск внутренних ресурсов, разрешение конфликтных ситуаций, формирование позитивного мышления.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Метафорические карты — это способ мгновенно отыскать в сознании, то, что вам понадобилось. Смотришь на карту — и появляется нужное воспоминание, давно забытое чувство, образ, решение застарелой проблемы.

Давайте уточним основной принцип действия метафорических карт:

Каждая метафорическая карта — это визуальный стимул, предъявление которого позволяет вызвать в сознании человека смыслы, содержащиеся в его психике. Важен не заложенный автором картинки смысл, а душевный отклик человека на изображение.

Привлекательность метода использования МАК в работе с подростками:

- способствуют установлению контакта;

- игровой формат снижает напряжение;

- гибкие правила использования;

- развитие эмоционального интеллекта;

- развитие когнитивных процессов;

- актуализация потребностей подростка;

- возможность для проявления творческих способностей.

Наборов МАК множество. Для плодотворной работы нужно иметь различные комплекты и варьировать их. Ассоциативные карты бывают нескольких видов: портретные «Исцеление внутреннего ребенка» (И. Орда), «Я – подросток», с изображением животных, природы, эмоций, сюжетные «Сочини историю», «Перезагрузка эмоций», «Все в моих руках» К. Крюгер, абстрактные «Цвета, чувства и эмоции» (К. Крюгер), «Я и все-все-все» (К. Крюгер), «Все в моих руках» ( К. Крюгер), «Тропинка к своему Я» (Л.И. Кононова). Также карты рассчитаны на разные возрастные группы. В школе МАК можно использовать в работе с детьми всех возрастных групп, также, как профилактику эмоционального выгорания педагогов. В каждом случае будут применяться наборы, наиболее подходящие по возрасту, ситуации, цветовой гамме.

Метафорические карты помогают проработать тревожные воспоминания, переживания, провести анализ эмоций, открыть причину конфликтов, найти внутренние силы, определить стремления.

При работе с МАК следует учитывать следующие факторы:

-уровень развития абстрактного мышления;

- количество карт должно быть ограничено;

- при групповой работе избегать сложных сюжетов и длинных монологов;

- описание карты от 3-го лица для снижения уровня эмоциональных переживаний;

- использовать позитивное подкрепление при работе с картами.

Примерные вопросы детям при работе с картами:

- Что ты видишь?

- Что является главным?

- Ты есть на этой картинке?

- Что чувствует её герой?

- Как ты это понял?

- Тебе знакомы эти чувства? В каких ситуациях ты их испытывал?

Как бы ты поступил в ситуации на месте главного героя?

- Почему с ним это произошло?

- Что ты об этом думаешь?

- Что может произойти дальше? Почему?

- Если бы ты был мудрой совой что бы ты ему посоветовал?

- Что тебе хотелось бы добавить на этой карте? А что убрать? Почему?

Метафорические карты можно использовать как в открытую, давая ребенку возможность самому отобрать привлекшие его внимание карты и попросить объяснить свой выбор, так и наугад. В этом случае задаются другие вопросы, определяющие отношение к увиденному, его ассоциации.

Часто ребенок изначально озвучивает одну проблему, а в ходе работы с метафорическими картами выясняются другие, более глубокие. Подростки, описывая то, что их затронуло на картинке, сами приходят к осознанию причин своих страхов, тревог. Ребенок проговаривает свои чувства от третьего лица. Эта техника перекликается со сказкотерапией, но в отличие от нее, ребенок сам «придумывает» качества героя, сюжет, концовку истории. В этом описании отражается опыт и чувства, переживания самого ребенка.

Преимущество работы с МАК, их вариативность. Можно комбинировать различные колоды. Из одной брать героя, из другой, сюжет, описывающий прошлые переживания, из третьей - ресурсы, которые могут помочь справиться с проблемой. Одну колоду можно использовать в различных сценариях.

У каждого психолога есть свои любимые наборы, коллекции их постоянно пополняются. Проводятся различные обучающие тренинги по работе с МАК. Это интересная, эффективная техника, позволяющая раскрывать особенности личности человека. Но не стоит забывать, что МАК, это одна из множества техник, которые применяет в своей работе психолог наравне с арт-терапией, имаго-терапией, сказкотерапией, игро-терапией и множеством других. Эффективность применения МАК зависит от многих факторов: компетентности, опыта, степени доверия между клиентом и психологом. Работа с МАК позволяет установить контакт, получить доступ к скрытым смыслам, расставить акценты, добрать недостающую энергию, найти варианты решения проблем. Метафорические карты вносят в работу элементы игры и творчества. Данная техника заняла достойное место в копилке методик школьного психолога.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет работы

1
22 December 2024

Есть работа.

0
23 December 2024