Использование метафорических ассоциативных карт в работе учителя-логопеда

2
0
Материал опубликован 29 October 2021 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 18 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

ул. им. Кирова, 136а Кировский район г. Волгоград, Россия, 400079

тел. 8442 42-18-56












«Использование метафорических ассоциативных карт в работе учителя-логопеда»












Выполнила:

учитель-логопед

Каткова Мария Владимировна





Волгоград, 2021





Актуальность:

В настоящее время в группы компенсирующей направленности поступает большое количество детей с задержкой речевого и/или психоречевого развития, имеющие логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи 1 уровень речевого развития. Это дети, у которых практически отсутствует речь, как средство коммуникации. Если еще пять-семь лет назад в данной группе находился один-два неговорящих ребенка, то с каждым годом количество детей с данной речевой патологией увеличивалось, на сегодняшний момент число детей составляет до семидесяти-восьмидесяти процентов от численности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме этого наблюдается и «взросление» данного недуга. К сожалению, часто дети не говорят в четыре, в пять лет, а родители не придают значения отставанию в речи и ждут, когда их малыш заговорит и речевое нарушение урегулируется само собой, не обращаясь за своевременным лечением к неврологу, упуская тем самым драгоценное время для коррекционного воздействия. А самый значимый для коррекции речи возраст - от трех до пяти лет.

Причиной задержек речевого и психоречевого развития у детей с ОВЗ можно назвать дестабилизацию общества и отдельных семей, ухудшение здоровья родителей и неблагоприятную наследственность, алкоголизм, наркоманию, экологическое и социальное неблагополучие.

Работая с неговорящими детьми, имеющими «Общее недоразвитие речи I или II уровня речевого развития», намечая основные пути коррекционного воздействия, понимаешь, как сложно вызывать звукоподражания, звукокомплексы и слова без эмоциональной окраски, специально созданных игровых ситуаций. Здесь на помощь учителю-логопеду приходит, заимствованная у психологов технология – метафорические ассоциативные карты (МАК).

Метафорические ассоциативные карты (МАК) - это инновационная технология с использованием специальных картинок в виде карт, которые применяются как средство формирования коммуникативных умений и навыков в работе учителя-логопеда, способствующие развитию устной речи, творческого мышления и воображения у детей с ОВЗ.

МАК представляют собой набор красочных картинок размером 9×13 с изображениями различных реальных и/или сказочных персонажей и вымышленных событий, и сюжетов увлекательных историй. Метафорические ассоциативные карты можно использовать для различных игр, занятий на развитие творческого мышления и воображения, а также в ходе сеансов сказкотерапии. Карты-картинки предназначены для сочинения и рассказывания историй, сказок, как вымышленных, так и реальных. Каждая карта - это мостик в хорошо знакомую нам историю или волшебную сказку, или в историю, которую никто раньше не рассказывал.



МАК используется в работе со следующими категориями детей с ОВЗ:

- с тяжелыми нарушениями речи;

- с задержкой психоречевого развития;

- с элементами расстройства аутистического спектра.

Цель: развитие компонентов устной речи у дошкольников с ОВЗ на основе ассоциативного ряда при работе с метафорическими ассоциативными картами.

Задачи:

1. Вызывание звукокомплексов, звукоподражаний, лепетных слов у неговорящих детей.

2. Активизация и обогащение словаря словами – предметами, словами – действиями, словами- признаками.

3. Совершенствование у детей навыков составления и распространения предложений.

4. Развитие связной речи: формирование у детей умения связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из своей жизни на основе тех ассоциаций, которые возникают при просмотре карт.

5. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (воображения, творческого мышления, памяти, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения).

МАК – это ассоциативные карты, которые изображают людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных и птиц, предметы быта, сказочные персонажи, абстрактные картины. Представленные на картах образы становятся метафорой детских ценностей, страхов, желаний, переживаний или связаны ассоциативно с детским внутренним опытом. Важен не первоначально заложенный в картине смысл, а душевный отклик ребёнка на попавшуюся ему картинку. Данный яркий образ способствует вызыванию звуковых реакций, развитие речи. Причём каждый дошкольник может увидеть и почувствовать своё. Картинки поднимают из глубины нашего подсознания бессознательные впечатления, которые определяют детскую реакцию на те или иные жизненные ситуации. МАК помогает словесному выражению эмоций. Может быть воспринято как послание даже без вербального сопровождения. Способствует мыслить образами, картинками.

Каждая колода карт соответствует определённой лексической теме, на основе которой строится коррекционно-развивающий процесс с детьми с нарушениями речи. Рубашка ассоциативных карт имеет определённый цвет, помогающий выявить педагогу настроение ребёнка.

Работа с МАК может проводиться индивидуально, в паре, в микрогруппе, а также с подгруппой детей (4-5 человек). Учитель-логопед при формировании пар или микрогрупп включает в коррекционную работу детей, имеющих схожие речевые нарушения или контрастные, противоположные (неговорящий ребёнок - говорящий фразы).


Варианты использования МАК с подгруппой детей:

1. Дети садятся по кругу, из колоды достаётся карта и каждый ребёнок рассказывает по предъявляемой картинке свои ассоциации.

2. Каждый ребёнок достаёт карту и рассказывает свои ассоциации, связанные с данным образом.

Эта игровая деятельность с дошкольниками без набирания очков, без победителей и побежденных.

Метафорические ассоциативные карты используются на индивидуальных логопедических занятиях; как часть непрерывной образовательной деятельности по развитию коммуникативных навыков и в совместной работе воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда.

Технология работы

с метафорическими ассоциативными картами (МАК)

Логопедическая работа состояла из трёх этапов.

Коррекционно-логопедический этап:

ПЕРВЫЙ модуль – работа над словом, словосочетанием.

Цель: уточнение понимания слов (единиц языка, выполняющих номинативную, коммуникативную и когнитивную функции языка), представленных различными частями речи, включение их в словосочетания и предложения.

ВТОРОЙ модуль – работа над предложением.

Цель: обучение моделированию предложений по вопросам, схемам, усвоение предложно-падежных конструкций.

ТРЕТИЙ модуль – работа со словом, словосочетанием, предложением.

Цель: обогащение и активизация словаря: развитие умения моделировать предложения по вопросам и схемам.

ЧЕТВЁРТЫЙ модуль: работа над текстом.

Цель: учить детей составлять текст.

ПЯТЫЙ модуль: совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Цель: развитие умения применять полученные навыки моделирования предложений, текстов, самостоятельно вступать в диалог, сотрудничать, работая в малых группах.

Система работы с метафорическими ассоциативными картами предусматривает:

ориентацию на возрастные, физические и психологические возможности детей;

опору на индивидуальные особенности детей.

целесообразное соотношение организованной речевой активности детей с игровой деятельностью.

- опору на тематическое планирование логопедической работы.

Достоинства МАК:

1. Использование для всех возрастов.

2. Развитие всех компонентов речи.

3. Реализация диалога между внутренним и внешним миром ребёнка.

4. Создание комфортной обстановки для доверительных отношений в паре друг с другом или в деятельности «ребёнок-взрослый».

5. Снижение у дошкольников с ОВЗ тревожности, способствует раскрепощению замкнутых, стеснительных детей.

t1635521437aa.gif


Результативность

Имеющийся опыт свидетельствует, что комплексная, содержательная, структурированная коррекционная работа с применением МАК эффективна и способствует:

1. Совершенствованию коммуникативных умений и навыков.

2. Повышению речевой активности, обогащению словаря.

3. Развитию связной речи.

4. Активизации познавательных процессов.

5. Развитию психических процессов.

6. Снижению у детей тревожности, раскрепощению замкнутых, стеснительных детей.

При систематическом использовании в коррекционной работе МАК дети с речевыми нарушениями проявляют интерес к ярким образам окружающего и сказочного мира, устойчивое внимание к звуковой оболочке слова. Ассоциативные карты в работе с неговорящими детьми побуждают к воспроизведению отдельных звуков, звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных, легко произносимых слов, а дошкольников с нарушениями речи - самостоятельно составлять простые распространенные предложения, Формируется умение слушать товарищей. Данная технология способствует развитию психических процессов, формирует умение вступать в контакт со взрослыми и детьми, затрагивая положительные эмоции ребенка.

Использование предложенной технологии в сочетании с творческим подходом к её применению показывает позитивную динамику в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи, а также позволяет последователям успешно и эффективно внедрять ее в работу с неговорящими детьми по запуску речи. А значит, способствует успешной социализации детей с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации