12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Афанасьева Анна Владимировна224
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
8

Применение метода «карты понятий» в процессе изучения жанров древнерусской литературы в 9 классе


Применение метода «карты понятий» в процессе изучения жанров древнерусской литературы в 9 классе


Афанасьева Анна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №6

г.Сургута



«Карта понятий» является оценочной методикой, направленной на анализ уровня усвоения обучающимися предметных знаний и повышение мотивации к получению новых знаний. Использовать карты понятий можно как на уровне начального общего образования, так и в средней школе, при работе с высокомотивированными учащимися и учащимися с низкой мотивацией. Используя одну и ту же основу карты, можно подготовить разноуровневые задания. Обучающиеся могут работать над заполнением карт как индивидуально, так и в парах, в группах.

Карта понятий представляется в виде иерархично выстроенных узловых точек-понятий, помещенных в рамки. Узловые точки соединены линиями, фиксирующими соотношение этих понятий. Линии помечаются для отражения характера связи между понятиями.

Различают направленный выбор при составлении карт (выбирая из 20 предложенных учителем понятий только 10, ученики составляют карту), картирование-выращивание или «микрокартирование» (из заданной маленькой сети, объединяющей 5-10 понятий, ученики строят карту, добавляя такое же количество понятий), карту для выборочных понятий (ученики самостоятельно строят карту из заданного списка понятий), выборочное заполнение карты понятий (ученики заполняют пропуски в карте, используя понятия из списка), заполнение карт (ученики заполняют карту, в которой сохранены только подписанные связи-линки, опираясь на собственные знания).

Рассмотрим применение выборочного заполнения карты понятий в 9 классе на уроке открытия новых знаний при знакомстве с жанрами древнерусской литературы. Содержательной целью урока является расширение понятийной базы за счет включения новых элементов, систематизация данных элементов наряду с изученными ранее. Ученикам предлагается в процессе прослушивания лекции учителя заполнить пропуски в картах, выданных учителем в начале урока. В карте присутствуют не только названия жанров, но и их определения, что позволяет делать выводы об усвоении обучающимся знаний об отличительных особенностях жанров древнерусской литературы.

Еще одним вариантом использования предложенной карты понятий является проверка выполнения домашнего задания на этапе актуализации знаний, когда обучающиеся без использования учебников и конспектов заполняют схему.

В ходе подготовки к уроку учитель создает полностью заполненную карту (схема 1), затем исключает из карты часть понятий, определений. Объем исключенных элементов зависит от конкретной образовательной цели: если карта заполняется во время прослушивания лекции, в карте можно оставить только ключевое понятие и подписанные связи-линки (схема 2), если же карта используется для проверки домашней работы, можно исключить из карты только названия жанров (схема 3).


Схема 1. Карта понятий «Жанры древнерусской литературы» (ключ)

                                       t1629631421ab.gift1629631421aa.gif


Схема 2. Карта понятий «Жанры древнерусской литературы» для заполнения девятиклассниками во время прослушивания лекции учителя.

t1629631421ac.gif

Список понятий: первичные, хронограф, житие, объединяющие, погодная запись, четьи-минеи, хожение, поучение, патерик, слово, повесть, летопись.

Список определений:

- описание путешествий в иные земли или приключений

- описание времени 15-16 вв.

- повествование о важных исторических событиях

- образец торжественного красноречия

- повествование о событиях исторической важности, расположенных в хронологической последовательности

- краткое сообщение о каком-либо историческом событии в летописи

- проникновенная беседа о духовных ценностях

- описание духовных подвигов и добрых дел святых

- описание жизни святых отцов

- собрание произведений о святых людях

Схема 3. Карта понятий «Жанры древнерусской литературы» для заполнения на этапе актуализации знаний

                                        t1629631421ab.gift1629631421ad.gif

Список понятий: первичные, хронограф, житие, объединяющие, погодная запись, четьи-минеи, хожение, поучение, патерик, слово, повесть, летопись.

Анализируя и оценивая результаты выборочного заполнения обучающимися карты понятий, учитель может сделать вывод, насколько точно обучающиеся усвоили сущность новых литературных терминов, соответствует ли выстроенная иерархия научному знанию. В случае, если обучающие показали недостаточный уровень знаний, после разбора ошибок можно повторно заполнить карту понятий.

Метод «карты понятий» ценен тем, что наглядно представляет степень усвоения знаний и учителю, и ученику, обучающиеся приобретают навык самооценки.


Электронные ресурсы:

Берняцкая О.Н. Карта понятий. Формирующее оценивание [Электронный ресурс]. – URL: https://multiurok.ru/files/karta-poniatii-formiruiushchee-otsenivanie.html

Жанры древнерусской литературы [Электронный ресурс]. – URL:  https://obrazovaka.ru/literatura/zhanry-drevnerusskoy-literatury-tablica.html 

 Методика «карты понятий» [Электронный ресурс]. – URL: https://pandia.ru/text/80/315/1375.php

Опубликовано


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 25.07.22 в 15:31 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.