12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Людмила Николаевна3570
Я работаю преподавателем профессионального цикла в Алчевском строительном колледже ФГБОУ ВО "ДонГТУ". Имею высшую категорию и педагогическое звание "преподаватель- методист". Педагогический стаж - 33 года.
Россия, Луганская Народная Респ., Алчевск

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Статья на Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Метод проектов как средство обучения в рамках реализации новых ФГОС»

Автор статьи: Шишкина Людмила Николаевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла ОСП «Алчевский строительный колледж» ГОУ ВО ЛНР «ДонГТИ».

t1675767630aa.jpg

Введение

В настоящее время общество выдвигает ряд требований перед современной системой образования, которые обусловлены социальными, экономическими, политическими и другими факторами. Результатом современного образования являются не только знания по изучаемым дисциплинам, но и умение рационально и творчески использовать эти знания в своем дальнейшем обучении, в профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Проектная деятельность – один из наиболее эффективных методов для реализации всего вышеперечисленного. Проектная деятельность в системе образования направлена на обеспечение её качества, носит в себе исследовательское и творческое начало. Проектная деятельность студентов способствует развитию таких умений как быстрая обработка большого потока информации и выделение наиболее ценной и нужной информации, умений её анализировать и сравнивать. Также студенты приобретают умения применять полученные теоретические знания на практике, приобретать навыки и опыт как коллективной, так и индивидуальной работы. В процессе проектной деятельности  студенты учатся находить творческие, нестандартные решения проблемы, выбирать наиболее ценные из придуманных вариантов, реализовывать свои творческие проекты и адекватно оценивать их.

От идеи к результату

"Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят, —

Он из души их достает"

Л. Болеславский

Успех учебно-производственного процесса, эффективность каждого урока как его составная структура, во многом зависит от квалификации и педагогической готовности преподавателя и мастера производственного обучения. Сегодня заведение должно адаптироваться к новым социально-экономическим условиям и учитывать потребности рынка труда. Выпускники колледжа должны быть инициативными, творческими, компетентными и высококвалифицированными, подготовленными к выполнению профессиональной работы в условиях жесткой конкуренции. На практике преподавателями и мастерами производственного обучения Алчевского строительного колледжа применяются различные формы педагогических технологий: технология кейс-метода, технология игрового обучения, технология модульного обучения, технология проектного обучения.

Проектную технологию в нашем колледже педагоги начали применять на практике еще в начале 2000-х годов. На заседаниях методической комиссии дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов были рассмотрены вопросы использования метода проектов в профессиональной подготовке обучающихся, подробно изучена сущность метода проектов, уделено внимание структуре проектов разных типов. В дальнейшем мною были составлены методические рекомендации по использованию проектной технологии при обучении (см. рис.1).

t1675767630ab.png

Рис.1. Методические рекомендации по использованию проектной технологии при обучении

Такие рекомендации можно увидеть и на моей страничке в личном кабинете Урокаhttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskie_rekomendatcii_na_temu_proektnaya_deyat_155947.html.

Работая старшим мастером, я вместе с мастерами производственного обучения создали несколько проектов. С одним из них приняли участие на конкурсе профессионального мастерства, за что получили диплом победителя (см. рис.2.). Проект можно посмотреть https://multiurok.ru/files/proiekt-na-tiemu-montazh-pierieghorodki-s-oformlie.html. Презентации студентов https://yadi.sk/i/U5saqrS43BxLNr

t1675767630ac.png

Рис.2. Диплом победителя в конкурсе уроков – проектов

Своими наработками по использованию проектных технологий в обучении делилась с коллегами на семинаре для старших мастеров в Луганске, на международном научно-методическом семинаре «Использование современных коммуникационных и производственных технологий при подготовке квалифицированных рабочих строительного профиля» в Донецке и многих других (см. рис.3).

t1675767630ad.jpgt1675767630ae.jpgt1675767630af.png

Рис.3. Выступление на семинарах

Основной задачей мастеров производственного обучения и преподавателей нашего колледжа становится применение такой технологии, которая отвечала бы принципам самой степени соответствия естественным механизмам усвоения опыта студентами, а также интенсивности, то есть высшего и быстрого решения дидактических задач. Наш колледж гарантирует уровень подготовки, соответствующий международным требованиям, интересам развития России и региональным потребностям.

Отличие метода проектов заключается в том, что этот метод обязательно предполагает применение теоретических знаний и практических умений для получения конкретного результата, пригодного к внедрению в практическую деятельность, и его защита в процессе презентации. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проектная деятельность—это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее спланированного результата, создание определенного уникального продукта.

t1675767630ag.png

Рис.4 Этапы проектной деятельности

Проектная деятельность без знания основ похожа на уборку после активного праздника: поначалу страшно от объема предстоящих работ, потом наступает прокрастинация на фоне сложности, и лишь последняя пара часов проходит плодотворно, хотя зачастую и под девизом «И так сойдет!». Представьте, что любое новое дело можно начинать не с паники «откуда брать идеи?!», «с чего начать?!», «как все успеть, это же колоссальная работа!», а с планомерных движений в сторону желаемого результата. Рассмотрим этапы проектной деятельности. По сути, проект—это пять «П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. В центре проекта папка, в которой собраны все рабочие материалы.

Итак, рассмотрим все этапы проекта, действия педагога и студента в ходе организации и выполнения проекта:

Педагог

Студент

1-й этап - погружение в проект

Формулирует

Осуществляет

- проблему проекта;

- сюжетную ситуацию;

- цель и задачи.

- присвоение проблемы;

- вживание в ситуацию;

- принятие уточнение и конкретизация цели и задач.

II-й этап - организация деятельности

Организует деятельность - предлагает

Осуществляет

- организовать группы;

- распределить обязанности в группах;

- спланировать деятельность по решению задач проекта;

- возможные формы презентации проектов.

- разбивку на группы;

- распределение ролей в группах;

- планирование работы;

- выбор формы и способов презентации проектов

III-й этап - осуществление деятельности

Не принимает участия., но в тоже время

Работают активно и самостоятельно

- по необходимости консультирует

участников проекта;

- ненавязчиво контролирует их действия;

- если возникает такая необходимость, делится новыми знаниями;

- репетирует с участниками предстоящую презентацию проекта.

- каждый в соответствие со своим заданием и вместе со всей группой;

- по необходимости получают консультацию;

- учатся получать необходимые знания;

- подготавливают презентацию.

IV-й этап – презентация проекта

Принимает отчет в форме презентации

Демонстрирует презентацию

- обобщает полученные результаты;

- подводит итоги проекта;

- оценивает умения ( собирать информацию, обобщать ее, обосновывать свое мнение)


-понимать проблемы, цели и задачи проекта;

-умение планировать и осуществлять свое задание по проекту;

- свой способ решения проблемы;

- рефлексию деятельности и результата;

- взаимооценку деятельности и результативность проекта



Американский писатель, занимающийся темой саморазвития Тони Роббинс сказал: «Если есть цель, то будет и энергия, и средства, и вдохновение». Проект - это форма организации совместной деятельности педагога и студента совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта. Озвучим продукты проектной деятельности:

- Web-сайт;

- видеоролик;

- видеоклип;

- видеофильм;

- мультимедийный продукт;

- сборник иллюстраций;

- сравнительно - сопоставительный анализ;

- статья;

- сценарий;

- виртуальная экскурсия;

- сборник сочинений;

- дневник путешествий;

- пакет рекомендаций;

- фотоальбом;

- игра;

- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, и это далеко не полный список (см. рис.5).


t1675767630ah.jpgt1675767630ai.jpg

Рис. 5. Продукт проектной деятельности студентов - строителей

Студент должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать на протяжение всей работы. Студенту во время работы над проектом должны быть присущи умение анализировать, креативность, критическое мышление. Студент должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом работы.

Защиту проекта на конкурсе осуществляет один или несколько авторов проекта. Время защиты составляет 5-7 минут. В ходе защиты участники должны осветить следующие вопросы:

 обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень разработанности;

цели и задачи представляемого проекта, а также степень их выполнения;

краткое содержание (обзор) выполненной работы,

основные этапы, трудности и пути их преодоления;

степень самостоятельности в разработке и решении поставленной проблемы;

рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.

Инструкция по выполнению проекта

Определитесь с темой работы.

Выберите проблему, которую собираетесь осветить в своей работе. В данном случае проблема - это какое-то научное противоречие или вопрос, требующий решения.

Поставьте перед собой цель - то, чего вы хотите достичь в хоте работы над выбранной темой и проблемой. Пропишите задачи - более мелкие шаги, которые приведут вас к достижению цели. Цель и задачи отвечают на вопрос «что сделать?».

Определите актуальность выбранной темы и проблемы, то есть значимость их изучения.

Пропишите тему, проблему, цель, задачи и актуальность во введении. Также во введении сделайте краткий обзор 3-4 использованных источников информации.

Изучите несколько источников информации по выбранной вами теме. Это могут быть учебники, учебные пособия, хрестоматии, журналы, научные статьи. Выделите точки зрения, существующие в связи с выбранной вами проблемой. Если это необходимо, проведите опыты, опросы целевой аудитории, интервью и т.п. Проанализируйте информацию, результаты анализа изложите в основной части исследовательской работы. Также в основной части пропишите собственные рассуждения и мнение, которого вы сами придерживаетесь по данной проблеме.

В заключении пропишите подробно все выводы, которые вы сделали в ходе вашего исследования. Отметьте, была ли достигнута цель и к чему вы пришли в ходе работы над выбранной проблемой.

Составьте список литературы, которую вы использовали при написании работы. Если вы проводили опросы и интервью или ставили опыты, то сделайте приложение, в котором отразите результаты ваших изысканий. Лучше всего с выводами, к которым вы пришли на основании полученных данных.

Педагог должен вовлечь в творческое проектирование как можно большее количество участников, возможно и родителей студентов; создать единый творческий коллектив современной творческой личности.


t1675767630aj.png 

Рис. 6. Проектная деятельность в колледже

При этом необходимо постоянное расширение и совершенствование области тематического исследования в проектной деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски новых направлений и форм творческого проектирования. Проект всегда должен иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности.

Заключение

Участие в проектной деятельности студентов дает возможность сформировать компетенции, готовит их к гибкости, самообучаемости, командности, эмоциональной компетентности, лидерству.

Проектная деятельность позволяет развивать системное и критическое мышление, готовность работать в ситуации неопределенности с большим потоком информации, способность генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь, умение работать в команде и доводить начатое до результата. Кроме этого, в процессе взаимодействия с заказчиками, при защите проектов формируются коммуникативные компетенции. Такая молодежь в будущем точно сможет правильно и грамотно планировать, строить и развивать наши города. Учебные проекты позволяют сблизить образовательные результаты и реальные запросы потенциальных работодателей и заказчиков. Для наших студентов - это прекрасная возможность получить практический опыт, расширить портфолио и «записную книжку», проявить себя, а для кого-то – и, самое главное – трудоустроиться, найти себя.

Список литературы:

1.Морева Н.А. Технологии профессионального образования: [учеб. пособие] / Н.А. Морева. – М., 2007.

2.Никулина А.С., Шацкая Р.М. Активные формы и методы обучения, их применение в учебном процессе школ и профессионально- технических учебных заведений: Учебно- методическое пособие.- Донецк: ДИПО ИПР,2002.- 90с.

3.Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – Мн.: «Технопринт», 2002.

4.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учебное пособие] / Е.С. Полат. – [3 издание]. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5.Сибирская М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии/М.П. Сибирская. – Изд. центр Академии профессионального образования, 2002. – 126 с.

6.Сергеева Т.А. Проектирование учебного занятия: методические рекомендации / Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова. – М.: Интеллект-Центр, 2003. - 84 с.

























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Черникова Светлана Сергеевна, 02.03.23 в 20:20 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой) отличная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.