12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коротких Светлана Николаевна4689
Член Российской Ассоциации ТРИЗ. Преподаватель специальных дисциплин по профессии "Мастер столярно-плотничных и паркетных работ". Преподаватель групп профессионального обучения лиц с ОВЗ по профессии "Станочник деревообрабатывающих станков".
Россия, Красноярский край, Красноярск
5

Использование ТРИЗ-технологии в качественной подготовке специалистов деревообрабатывающего профиля

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОФИЛЯ.

 «Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный – размышление, второй, самый легкий - подражание, третий, самый горький - опыт». Конфуций.

Каждая эпоха в развитии человечества ставит свои цели в образовании. Так в традиционном обучении задачей было формирование знаний, умений, навыков, развитие личности шло только в рамках содержания, хотя в стандартах развивающий блок умений и навыков всегда присутствовал, но не был подкреплен конкретными приемами работы и технологиями.

К решению проблемных нестандартных ситуаций готовили обучающихся на уровне лозунгов и призывов, т.е. декларативно.

Изменившиеся условия жизни сформировали новый социальный заказ. Сегодня требуется самостоятельно мыслящий работник, целостная творческая личность, умеющая решать сложные производственные задачи.

Образование, прежде всего, призвано раскрывать созидательные силы и способности личности через развитие мышления, формирование интеллектуальных навыков.

На решение этих задач и направлена ТРИЗ-технология, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер.

Традиционно система среднего профессионального образования является практикоориентированной и призвана обеспечивать подготовку конкурентоспособных профессионалов.

На современных деревообрабатывающих предприятиях недостаточно специалистов, для которых решение разносторонних профессиональных задач было бы обычной, каждодневной работой.

Будущие профессионалы должны быть гибкими – готовыми к изменяющимся требованиям рынка труда и продвижению на рынок новых творческих наработок. Очень важно заложить мотивацию к творческому труду, новаторской деятельности и самостоятельной работе. Студенты стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов, поэтому необходимо целенаправленно формировать креативность в годы обучения, и имеет смысл создать для этого необходимые условия.

Образовательная составляющая специальных дисциплин дает возможность педагогу развивать творческие способности обучающихся. Хотя следует отметить, что дидактическая база для этого, в настоящее время, разработана недостаточно.

В своей педагогической практике я убедилась в высокой результативности применения ТРИЗ-технологии, которая позволят эффективно формировать способы умственной деятельности обучающихся.

Процесс реализации педагогической идеи заключается в совокупности применения методов фокальных объектов, синектики, применения приемов разрешения технических противоречий и алгоритмов решения творческих задач, а также выполнение заданий на преодоление инерции мышления.

В настоящее время накоплен значительный теоретический и практический опыт применения методов РТВ в работе с обучающимися с ОВЗ, которые проходят программу профессиональной подготовки по профессии «Станочник деревообрабатывающих станков» в нашем учебном заведении.

Традиционно обучение и воспитание лиц с ОВЗ сводится к запоминанию и воспроизведению однотипных приёмов действия, однообразных и шаблонных способов решения заданий. Следовательно, возникает необходимость искать новые методики, позволяющие привлечь интерес к обучению. Ни одна из известных педагогических технологий не обладает таким богатым набором методов и приемов развития творческого воображения как ТРИЗтехнология. Как известно, ТРИЗ не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий.

Через многолетний опыт сотрудничества с институтом повышения квалификации имею практику проведения открытых уроков и мастер-классов для педагогов классов коррекции, мастеров производственного обучения и преподавателей по применению элементов ТРИЗтехнологии (методы РТВ) на уроках теоретического обучения в группах обучающихся с ОВЗ.

Пожалуй, самый простой в ТРИЗ метод – метод фокальных объектов в рамках урока «Виды стекла» пользуется необыкновенным успехом у педагогов. Даже самые «консервативно настроенные» гости и гости со «скучными» лицами уходят с урока однозначно с другим выражением лица. И всегда просят меня поделиться методическими материалами по данному направлению. Это очень отрадно и удивляет то, что отечественная технология творчества не настолько популярна насколько должна быть!

Вижу и использую возможности применение метода фокальных объектов не только в качестве инструментария для получения новых идей, но и как удобный способ подачи новых знаний, в примере (ниже)- это виды стекла и, собственно, идеи их получения.

Мною составлены таблицы, иллюстративно показывающие суть метода, и предлагаются обучающимся в качестве раздаточного материала. На следующем этапе создаются условия для создания своих вариантов по работе с МФО.

Пример применения МФО 

Таблица 1: Характеристики случайных объектов

Случайные объектыСеткаКоробкаРадуга
Характерные признаки случайных объектоврабицапластмассоваяцветная
москитнаяспичечнаяяркая
авоськаподарочнаядугообразная
металлическаяпередачлучезарная
рыболовнаякартоннаяразноцветная
пластмассоваяобъемнаяприродная

Таблица 2: Присоединение одного свойства случайного объекта к предмету

Стекло


Металлическая сетка


Получено: армированное стекло

image.png
image%282%29.png
image%283%29.png
СтеклоОбъемная коробкаПолучено: стеклоблок
image%284%29.png
image%286%29.png
image%287%29.png
СтеклоРазноцветная радугаПолучено: Цветное стекло (разных цветов)
image%285%29.png
image%288%29.png
image%289%29.png

Таблица 3: Присоединение двух свойств случайных объектов к предмету

Стекло

Металлическая сетка

Цветная радуга

Получено: Армированное стекло цветное

image%285%29.png

image%282%29.png

image%288%29.png

image%2812%29.png

Стекло

Объемная коробка

Разноцветная радуга

Получено: Стеклоблоки цветные

image%285%29.png

image%286%29.png

image%2813%29.png

image%2811%29.png

Стекло

Пластмассовая рамка (элемент сетки)

Дугообразная радуга

Получено: Рамка для фотографии из гнутого стекла

image%285%29.png

image%2810%29.png

image%288%29.png

image%2814%29.png

Еще один из приемов РТВ, который я часто использую в работе, особенно в группах, обучающихся с ОВЗ, это творческие домашние задания. Обучающимся предлагается взглянуть на привычный (вполне банальный) материал, например, стекло с разных точек зрения и представить свою работу в виде таблицы с рисунками своего видения. Далее выполненную творческую работу можно использовать в качестве головоломки для других обучающихся. Для этого необходимо собрать головоломку, накладывая на картинки в таблице- основе карточки с правильным ответом (название профессий) на картинку, буква должна быть сверху. В случае правильного выполнения всех действий должна сложиться загадка, которую зашифровал автор.

Пример выполненного творческого задания по теме «Стекло глазами людей разных профессий»

Таблица 4: Таблица для разрезания с буквами зашифрованной загадки

П

О

Л

Я


С

Т

Е

К

Л

Я

Н

Н

Ы


М

Е

Ж

И


Д

Е

Р

Е

В

Я

Н

Н

Ы


Таблица 5: Таблица для разрезания с названиями профессий 

Стекло глазами архитектора

Стекло глазами строителя проектировщика

Стекло глазами офтальмолога

Стекло глазами художника витражиста


Стекло глазами пожарного инспектора

Стекло глазами теплоэнергетика

Стекло глазами химика

Стекло глазами экстрасенса

Стекло глазами офтальмолога

Стекло глазами художника витражиста

Стекло глазами химика

Стекло глазами химика

Стекло глазами стекловара


Стекло глазами хирурга

Стекло глазами химика

Стекло глазами эколога

Стекло глазами строителя монтажника


Стекло глазами вышивальщицы

Стекло глазами химика

Стекло глазами ювелира

Стекло глазами химика

Стекло глазами экономиста

Стекло глазами художника витражиста

Стекло глазами химика

Стекло глазами химика

Стекло глазами стекловара


Таблица 6: Таблица-основа

image%2815%29.png
image%2816%29.png
image%2817%29.png
image%2818%29.png

image%2819%29.png
image%2820%29.png
image%2821%29.png
image%2822%29.png
image%2823%29.png
image%2824%29.png
image%2825%29.png
image%2826%29.png
image%2827%29.png
,
image%2838%29.png
image%2835%29.png
image%2837%29.png
image%2833%29.png

image%2839%29.png
image%2835%29.png
image%2836%29.png
image%2834%29.png
image%2832%29.png
image%2831%29.png
image%2830%29.png
image%2829%29.png
image%2828%29.png

Подходы к выполнению подобного рода домашних заданий носят индивидуальный характер, исключающий принцип принуждения. Так как в группах, обучающихся с ОВЗ крайне неоднородный состав, задания более высокого уровня предполагают возможность зашифровать загадки, поговорки, пословицы и другие проявления устного народного творчества в виде таблиц лото.

Таблица 7: Ведомость оценивания творческих работ обучающихся

№ п/п

Фамилия имя

Критерии оценивания

Оценка

Полнота освещения


Глубина понимания

Оригинальность

Оформление

Взаимо

оценивание


1-3балла

 1-3балла

1-3балла

1- 3балла

1-3балла

1








2








Очень важно не упустить педагогический эффект от включенности обучающегося в процесс творчества. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов!

Перечень возможных тем

  • Древесина глазами людей разных профессий
  • Пороки древесины глазами дизайнера
  • Образы деревьев разных пород в устном народном творчестве
  • Растущее дерево как организм.

Темы могут быть разные, обучающиеся могут сформулировать свой вариант.

Целью творческих домашних заданий является: расширение кругозора, использование межпредметных связей, развитие образного мышления, преодоление психологической инерцией мышления.

Использование такого рода заданий очень целесообразно. Пополняется копилка дидактических материалов преподавателя, т.к. обучающиеся охотно работают с материалами, разработанными их одногруппниками. Имеется и используется прекрасная возможность организации выставки творческих работ обучающихся. И, безусловно, психолого-педагогический эффект, заключающийся в повышении самооценки и социального статуса личности, столь важного на этапе взросления.

Еще одна из профессий деревообрабатывающего профиля нашего техникума - это «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ». На первых этапах работы с теми, кто пришел получить квалификацию столяр, плотник, стекольщик я уделяю внимание развитию творческого воображения в будущих специалистах средствами ТРИЗ. В рамках внеурочной деятельности (кружок «Мир тебе, деревянный дом!») реализуются техники росписи по дереву и стеклу, используя традиционные и нестандартные подходы, а также воплощение креативных проектов в техниках макетирования и деревянной инсталляции. Развитие таких компетенций способствует закреплению в дальнейшем наших выпускников на предприятиях, работающих по современным технологиям сублимационной и ультрафиолетовой печати по дереву и стеклу и в творческих мастерских.

Учебные занятия направлены на развитие творческого потенциала и представляют собой практические работы с применением методов РТВ (фокальных объектов, синектики и т.д.), а также применения приемов разрешения технических противоречий и алгоритмов решения творческих задач и выполнение заданий на преодоление инерции мышления.

Оформление столярных изделий бытового значения, сувенирной продукции, игрушек через внутреннюю мотивацию к творчеству, а не путем копирования и подражания. На этом этапе использую методы РТВ - морфологический ящик, аналогии синектики и метод фокальных объектов.

Подача учебного материала также возможна посредством методов ТРИЗ. Подбираю примеры изделий, направленные именно на обостренное восприятие недостатков и вызывающие желание модифицировать их. По мере развития творческих способностей эти примеры усложняются и в приоритете работают скрытые недостатки. На данном этапе у студентов отмечается желание поделиться своим опытом, а порой и проявление лидерства в этом виде деятельности.

Средствами ТРИЗ-педагогики осуществляется развитие экологической культуры как части общей культуры человека. Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно насколько дефицитно это явление в окружающем мире. Многолетний опыт сотрудничества с институтом леса дает возможность социализации студентов через участие в массовых мероприятиях, акциях и социальных проектах, связанных с защитой и восстановлением леса, таким образом, социализация личности происходит в трех сферах - деятельности, общении и самосознании. Теоретическая и практическая часть материалов квестов и конкурсов, организуемых для школьников и студентов техникума «Что мы сажаем, сажая леса» содержит задания и задачи, в том числе и изобретательские, на знание инструментов ТРИЗ.

Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения по ТРИЗ. Как известно, основными понятиями теории решения изобретательских задач является противоречие, проблема. И первое, что необходимо сформировать у обучающихся - устойчивые навыки видения противоречий в любых системах окружающего мира и знание способов их разрешения.

В основе моего педагогического опыта важную роль играют производственные экскурсии (на деревообрабатывающие предприятия и в творческие мастерские), которые преследуют не только цели знакомства, но и видение путей и способов разрешения технических противоречий, заранее оговоренных со студентами; или же собственные наблюдения студентов. Иными словами, экскурсии проходят в формате выполнения технического задания. Аналогично происходит и посещение музеев и различных выставок. В настоящее время мы пытаемся данные материалы представить в формате видеороликов.

На первых этапах обучения основам ТРИЗ необходимо создание благоприятных условий для поисково-изобретательской деятельности, формирование психологической атмосферы творческого коллектива. Чтобы овладеть теорией ТРИЗ, на доступном и понятном для обучающихся уровне, предлагаю проблемы, которые можно решить, как путем готовых знаний и опыта, так и путем применения теории решения изобретательских задач. Освоение нового метода и технологии творческой деятельности на первом этапе осуществляю в групповой форме, затем через парную работу с переходом на индивидуальную. Подобная организация учебной деятельности формирует и развивает теоретическое мышление и речь учащихся. Даю логический инструментарий для мышления, что позволяет не угадывать ответы, а размышлять.

Примеры решения задачи (производственной ситуации) Производственная ситуация 1

После сдачи дома, выполненного бригадой малоопытных рабочих, в стенах дома пошли трещины и деформативные изменения. Независимая экспертиза установила, что допущена ошибка при выборе крепления стропил к мауэрлату (не учтена усадка стен дома и крыши). Строительная компания понесла убытки, необходимо разобраться в этой производственной ситуации и решить ее. Алгоритм применения метода синектики 1. Формулировка проблемы в общем виде 2. Анализ проблемы 3. Генерирование идей решений проблемы 4. Развитие и конкретизация лучшей идеи Решение производственной ситуации с применением алгоритма 1. Неправильное крепление стропил к мауэрлату. 2. Необходимо учесть ряд мер, исключающих влияние усадки здания. В процессе усадки будет меняться геометрия дома. 3. Используя метод прямой аналогии, проследим, как решаются подобные задачи в других системах.

Таблица 8: Варианты решения по методу прямой аналогии в других системах

одежда для детей,

 одежда будущих мам

кулиска для штор

ремни

текстильные резинки

ползун штангенциркуля

суппорт станка


http://texstils.ru/img/Shite/Rezinki/rezinka-perforirovanaya.jpg

image%2847%29.png

image%2848%29.png

image%2849%29.png

image%2850%29.png

http://www.cenotavr.by/photos/small/83842-0.jpg

4. В нашем случае подходит не жесткое, а подвижное крепление элементов конструкции.

image%2851%29.png

Рис.1 Способ крепления стропил к мауэрлату

Производственная ситуация 2

При возведении крыши заказчик пытается вникать во все процессы, на этапе соединения стропильных ног с мауэрлатом, возник спор - заказчик считает, что запилы необходимо делать в мауэрлате, а не на концах стропил. Как решить сложившуюся ситуацию.

Решение производственной ситуации с применением алгоритма:

1. Отсутствие понимания у заказчика принципа работы несущих конструкций крыши.

2. Необходимо корректно, грамотно, убедительно и доступно объяснить заказчику, не вдаваясь в сложные профессиональные подробности, что такой вариант недопустим.

3. Придумаем символические формулировки к интересующему нас объекту мауэрлату Варианты символических формулировок:

  • фундамент крыши
  • распределитель нагрузки
  • равномерный распределитель
  • несущий брус  основа основ
  • первооснова крыши  костяк крыши
  • база крыши.

4. Так как мауэрлат принимает нагрузку от собственно самой крыши и кровельного «пирога», распределяет ее равномерно по стенам, является фундаментом крыши и несущим элементом, его ни в коем случае нельзя ослаблять, все необходимые врезки и запилы следует выполнять в стропилах.

Вывод:

при креплении стропил к мауэрлату все необходимые врезки и запилы выполняются на концах стропил, а не в мауэрлате.

Параллельно с обучением методам решения проблем обучаю учащихся самостоятельному формулированию проблем. Для этого подбираю описание затруднений, проблемных ситуаций, возникших в производственной деятельности людей, технических устройств, в строительной сфере, живых организмов и др.

Решить проблему - это значит найти способы преодоления затруднения в системе. Решение проблем оформляется в виде гипотез. Чем больше обучающиеся предлагают гипотез, тем лучше.

Исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для столь бурно развивающейся отрасли как деревообрабатывающая. Очень разнообразны и индивидуальны темы исследовательских работ, направленных на выявление закономерностей в развитии технических систем. Этот вид деятельности способствует более глубокому погружению в предметную область и отрабатывает порой не одну из известных моделей погружения и, в том числе, ТРИЗ-погружение.

Контроль и анализ результатов включает в себя не только знания теоретических закономерностей, но и анализ самого процесса деятельности на эмоциональном, информационном и теоретическом уровне. Вывод, сделанный Г.С. Альтшуллером, поражает своей простотой, и в то же время, практической сложностью: овладеть технологиями творчества может каждый также, как и законами математики, физики и искусства. При таком подходе к обучению «готовое знание» воспринимается как закономерный продукт исторического творчества людей, как явление культуры, что не снижает значимости информационно-репродуктивного метода обучения. Важно, чтобы происходило превращение цели в мотив учения.

Технология ТРИЗ не является идеальной, имеет свои проблемы и недостатки:

1. Трудность перехода от старой системы образования к новой. Не все педагоги адекватно настроены и положительно относятся к инновационным технологиям, пытаются искать «минусы». И зачастую приходится часто сталкиваться с отсутствием мотивации у обучающихся, они, как и мы, порой консервативно относятся ко всему новому, сопротивляются нововведениям и даже требуют на уроке старой традиционной формы работы (записи под диктовку).

2. Значительные затраты времени. «Где взять время, чтобы проанализировать все идеи, предложенные учащимися?». Эта технология объективно вступает в противоречия с классно-урочной системой, которая жестко регламентирована и не всегда можно оценить работу учащегося за один урок. ТРИЗ - педагогика позволяет учитывать индивидуальные способности учащихся, которые работают в разном темпе. Я использую эту технологию, преимущественно на сдвоенных уроках. Только тогда можно говорить о реальных результатах.

3. «Дидактическая база». Оценивание работ по выполнению творческих проектов. Это достаточно сложный вопрос. Не редко все сводят к анализу и оценке конечного продукта. На самом же деле при этом необходимо учитывать, по крайней мере, два результата: первый (скрытый)- это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их практическое применение, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как его последствия, так и результаты собственной деятельности. Именно эта составляющая результата часто остается вне сферы внимания преподавателя. Вторая составляющая - собственно выполненный проект, причем не объект деятельности и реальный результат, а уровень воплощения, задуманного в материале. Вполне понятно, что традиционная пятибалльная шкала в данном случае далеко не адекватна.

Приемы технологии ТРИЗ дают положительные результаты в обучении учащихся.

 1. Усиление образовательной программы подготовки специалистов путем введения новых технологий поиска эффективных решений проблемных ситуаций.

2. Повышение творческого уровня преподавателя и студентов.

3. Обновление устаревшей методики обучения.

4. Существенное расширение кругозора будущих специалистов в различных областях науки и техники.

5. ТРИЗ- мощное подспорье для стимуляции учебной деятельности.

6. Освоение учащимися знаний, умений и навыков в деятельностной форме.

Результатом обучения следует считать интеллектуальный продукт, в виде проектов, идей, гипотез, выдвинутых теорий и предложений. По алгоритму выполняются и отдельные дипломные проекты. Выбор темы осуществляется студентом с учетом его нереализованных потребностей и сферы познавательных интересов. В процессе выполнения работы у студентов создается устойчивая положительная психологическая доминанта успешности, что в дальнейшем позволит выработать в сознании учащегося постоянное стремление к творчеству, поисковой деятельности.

Дипломные работы обучающихся III курса соответствует 1 и 2 уровням творческой новизны. 1 уровень - аналогичной замены (объективной новизны в нем нет).

2 уровень - гомологичной замены (замена одного или нескольких элементов в системе на элементы, отличающиеся по строению, но выполняющие такие же функции).

3 уровнем- элементной новизны (создание нового элемента в системе, при этом сама система не меняется, присутствует объективная новизна, - создается новый элемент, которого ранее не было).

Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе имеет хорошую результативность. Студенты деревообрабатывающего профиля ежегодно участвуют в конкурсных мероприятиях внутритехникумовского, районного, городского, краевого, всероссийского и международного уровней. В конкурсах по ТРИЗ, организуемых и проводимых Международной Общественной Организацией «Саммит разработчиков ТРИЗ», Российской Ассоциацией ТРИЗ, а также в городских конкурсах по ТРИЗ наши студенты являются дипломантами этих престижных конкурсов и конференций. Участие в подобных конкурсах дает возможность пробудить интерес, развить творческие способности и выработать способность ставить перед собой задачи и достигать цели. Ежегодно принимаем участие в конкурсах рационализаторов и изобретателей. За три последних года защищено 6 проектов, 3 из них получили гранатовую поддержку, таким образом удалось коммерциализировать наши проекты. Очень замечателен тот факт, что студенты представляют свои идеи в СМИ-участвуют в телевизионных съемках по инициативе и рекомендациям Краевого фонда научнотехнического творчества молодежи г. Красноярска. Именно участие моих воспитанников в конкурсах, признание успеха и желание развиваться способствовало поиску единомышленников в учебном заведении и за его пределами. Благодаря этому, у нашего учебного заведения в настоящее время есть хорошие перспективы. Планируется создание студенческо-конструкторского бюро (СКБ) на базе ТРИЗ. Работа СКБ «ТРИЗ-ПРОФИ» посредством сетевого взаимодействия с другими учебными заведениями предполагает обучение основам ТРИЗ и реализация проектной деятельности методами ТРИЗ-технологии через задействование обучающихся и других профессий и специальностей нашего техникума. 

Эпиграфом для своей концепции я взяла слова известного философа Конфуция «Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный – размышление, второй, самый легкий - подражание, третий, самый горький- опыт».

А так как наша жизнь - это большая проблемная книга, в которой каждому из нас, определен свой сценарий и свои проблемы, то мои ученики, овладев причинноследственным анализом, умением формулировать и решать проблемы, не пойдут по пути горького опыта методом проб и ошибок, не будут подражать кому-то, а сделают путем размышления, правильный выбор решения проблемы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.