Применение нетрадиционных методик в работе учителя-логопеда на занятиях с детьми с ТМНР

3
0
Материал опубликован 13 March 2020 в группе

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих тяжелые множественные нарушения развития.

Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы коррекции, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно- развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

На сегодняшний день к нетрадиционным методам коррекции традиционно относят (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др).

Я остановлюсь на нескольких методах: сказкотерапия, игротерапия и музыкотерапия.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. 

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения развития,  включение элементов сказкотерапии позволяет решать  разнообразные  задачи:

-развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией; совершенствование связных высказываний.

 - развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом,  паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.

Для работы с детьми с ТМНР беру сказки с повторяющимися словами, действиями, так называемые кумулятивные сказки.

Многие из таких сказок являются реликтовыми, т.е очень древними, и имеют похожую структуру у многих народов мира. Часто цель таких сказок - развитие речи у детей, начинающих говорить, поэтому они часто являются первыми сказками.

Провожу на занятиях следующую работу по сказке:

чтение сказки с подкрепление на картинки;

просмотр сказки (мультика);

беседа по сказке;

проигрывание по ролям.


Музыкотерапии


Установлено, что приятные эмоции , вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей  и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:

Прослушивание музыкальных произведений,

Ритмические движения под музыку, отбивание ритма,

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.,

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.


Игротерапия

Игротерапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развитие навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра. Применяются различные виды игровой терапии.

В игру с неговорящими детьми вносится эмоционально-смысловой комментарий. Это такой комментарий, который позволяет нам «поймать» смысл произносимых звуков ребенка, его действий. В игре логопед развивает возможности ребенка активно пользоваться речью на положительном эмоциональном фоне. Растормаживание речи (то есть «подхлестывание» их речевой инициативы) идет в следующих направлениях:

Провоцирование непроизвольного подражанию действию, мимике, интонации взрослого;

Провоцирование ребенка на непроизвольные эмоциональные звуковые реакции;

Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций, слогов, вокальной аутостимуляции.

  Таким образом, игротерапевтические методики способствуют решению основных логопедических задач, таких как:

Развитие мелкой моторной организации рук.

Развитие подвижности органов артикуляции.

Формирование навыка фонематического анализа и синтеза, представлений.

       При работе с детьми с ТМНР использую коврограф. Детям очень нравиться с ним работать. Применяю коврограф для расширения и обогащения словарного запаса по различным лексическим темам: времена года; животные; овощи; фрукты и т.д.. Использую такие игры: четвертый лишний; подбери по цвету; собери слово и т.д..

Одна из последних совместных разработок с учителем трудового обучения Балакиной И.И. игра «Наряди елочку». Данная игра способствует: обогащению словарного запаса; развитию мелкой моторики; развитию памяти и внимания и т.д..

Использование нетрадиционных средств обучения показывает, что нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, способствуют успешной коррекции речи и социальной адаптации детей обучающихся, что свидетельствует о необходимости их широкого внедрения в практику логопедической работы.




ГКОУ «Богородская школа №8»











Выступление на спец. семинаре

«Применение нетрадиционных методик в работе учителя-логопеда на занятиях с детьми с ТМНР»






Выполнила:

учитель-логопед Венецкова К.Н.
























г.Богородск

2020 год

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации