Применение нетрадиционных методик в работе учителя-логопеда на занятиях с детьми с ТМНР
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих тяжелые множественные нарушения развития.
Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы коррекции, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно- развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
На сегодняшний день к нетрадиционным методам коррекции традиционно относят (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др).
Я остановлюсь на нескольких методах: сказкотерапия, игротерапия и музыкотерапия.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь.
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения развития, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
-развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией; совершенствование связных высказываний.
- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.
Для работы с детьми с ТМНР беру сказки с повторяющимися словами, действиями, так называемые кумулятивные сказки.
Многие из таких сказок являются реликтовыми, т.е очень древними, и имеют похожую структуру у многих народов мира. Часто цель таких сказок - развитие речи у детей, начинающих говорить, поэтому они часто являются первыми сказками.
Провожу на занятиях следующую работу по сказке:
чтение сказки с подкрепление на картинки;
просмотр сказки (мультика);
беседа по сказке;
проигрывание по ролям.
Музыкотерапии
Установлено, что приятные эмоции , вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.
Главными выразительными средствами музыки являются звуки.
Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.
Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.
Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:
Прослушивание музыкальных произведений,
Ритмические движения под музыку, отбивание ритма,
Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.,
Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Игротерапия
Игротерапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развитие навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра. Применяются различные виды игровой терапии.
В игру с неговорящими детьми вносится эмоционально-смысловой комментарий. Это такой комментарий, который позволяет нам «поймать» смысл произносимых звуков ребенка, его действий. В игре логопед развивает возможности ребенка активно пользоваться речью на положительном эмоциональном фоне. Растормаживание речи (то есть «подхлестывание» их речевой инициативы) идет в следующих направлениях:
Провоцирование непроизвольного подражанию действию, мимике, интонации взрослого;
Провоцирование ребенка на непроизвольные эмоциональные звуковые реакции;
Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций, слогов, вокальной аутостимуляции.
Таким образом, игротерапевтические методики способствуют решению основных логопедических задач, таких как:
Развитие мелкой моторной организации рук.
Развитие подвижности органов артикуляции.
Формирование навыка фонематического анализа и синтеза, представлений.
При работе с детьми с ТМНР использую коврограф. Детям очень нравиться с ним работать. Применяю коврограф для расширения и обогащения словарного запаса по различным лексическим темам: времена года; животные; овощи; фрукты и т.д.. Использую такие игры: четвертый лишний; подбери по цвету; собери слово и т.д..
Одна из последних совместных разработок с учителем трудового обучения Балакиной И.И. игра «Наряди елочку». Данная игра способствует: обогащению словарного запаса; развитию мелкой моторики; развитию памяти и внимания и т.д..
Использование нетрадиционных средств обучения показывает, что нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, способствуют успешной коррекции речи и социальной адаптации детей обучающихся, что свидетельствует о необходимости их широкого внедрения в практику логопедической работы.
ГКОУ «Богородская школа №8»
Выступление на спец. семинаре
«Применение нетрадиционных методик в работе учителя-логопеда на занятиях с детьми с ТМНР»
Выполнила:
учитель-логопед Венецкова К.Н.
г.Богородск
2020 год