Нейроигры и упражнения в работе учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР
Нейроигры и упражнения в работе учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР.
С каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал.
Коррекционная работа учителя-логопеда должна быть эффективной и динамичной. С этой целью рекомендуется разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включая в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий и методик.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук. Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры, активизировать межполушарное воздействие.
К авторам, активно разрабатывающим вопросы применения нейроигр и упражнений в коррекции нарушения речи, можно отнести В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лурия, Н.С. Лейтеса. В работах данных ученых отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л.С. Выготского, А.Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму.
Каким детям рекомендованы нейроигры:
если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
есть синдром дефицита внимания;
постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
быстро переключается с одного действия на другое;
быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
есть проблемы с речью разной сложности;
наблюдается слабая познавательная деятельность;
плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:
игровая форма обучения;
эмоциональная привлекательность;
многофункциональность;
автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом.
С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:
Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение).
Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
Развивается слуховое и зрительное внимание.
Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.
Практическая значимость использования нейроигр и упражнений в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях логопедической группы.
Включение нейроигр и упражнений на занятия учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Основным требованием к использованию нейропсихологических игр и упражнений является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Нейроигры и упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с ТНР.
В работе логопеда нейроигры и упражнения можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях при выполнение подготовительных артикуляционных упражнений, автоматизации поставленного звука, развитии фонематического восприятия, навыков словообразования, словоизменения, усвоения лексического материала, в качестве динамических пауз.
Примеры нейроигр и упражнений, которые можно использовать
Артикуляционные упражнения с использованием элементов нейрогимнастики.
развитие слаженной работы обоих полушарий;
удерживание губ в заданной позиции;
укрепление мышц языка, развитие его подвижности;
растяжение подъязычной уздечки;
развитие подвижности нижней челюсти;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
профилактика быстрого переутомления;
профилактика дефицита внимания;
улучшение памяти;
развитие пространственных представлений.
Упражнение «Часики» и «Качели». В процессе выполнения данного упражнения язычок выполняет несколько движений с пальчиком: язычок подружился с пальчиком и следует за ним; язычок поссорился с пальчиком и убегает от него; зычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.
Упражнение «Конфетка». Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно.
Упражнение «Месим тесто-Блинчик». 1 вариант: Улыбнуться. Положить язык ежду губами, произнести: «Пя – пя – пя» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой руки. 2 вариант: Улыбнуться. Положить язык между зубами, произнести: «Та – та – та» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой. 3 вариант: Улыбнуться. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу + поочерёдно соединять в кольцо с большим пальцем остальные пальцы от указательного к мизинцу.
Упражнение «Лошадка». Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).
Упражнение «Индюк». Языком сделать «болтушку» (бл – бл – бл) + попеременные круговые движения обеими руками, пальцы зажать в кулак. Выполнять громко – тихо попеременно.
Упражнение «Парус». Улыбнуться, поставить язык на альвеолы за верхние зубы + соединить нижние части ладоней обеих рук, поочерёдно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение «Чистим зубы». 1 вариант: Улыбнуться двигать языком влево – вправо за верхними резцами + указательными пальцами обеих рук (остальные пальцы зажать в кулак) двигать влево – вправо (пальцы держать параллельно один над другим). 2 вариант: Улыбнуться двигать языком влево-вправо за нижними резцами + указательными пальцами обеих рук двигать влево – вправо (как в п.1 только поменять положение пальцев).
Упражнение «Гармошка». Улыбнуться, присосать широкий язык к нёбу, двигать нижней челюстью вверх-вниз + обе руки согнуть в локтевом суставе, сжать пальцы в кулак, двигать обеими руками в вертикальном положении в направлении к друг к другу и обратно.
Нейроигра «Попробуй, повтори». Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.
Кинезиологические упражнения для совершенствования межполушарного взаимодействия с речитативом (по лексическим темам)
«Волнушки» | |
На полянке, на опушке Хоровод вели волнушки. Вот смешные! Даже летом Ходят в розовых беретах. | Попеременно изображают грибок из кулачка и ладошки со сменой рук. Левая рука в кулаке, правая ладошкой. Ритмичные удары со сменой рук. |
«Паровоз» | |
Паровозик, паровоз. Белый пар из-под колес. Яркий свет огромных фар. Слева пар и справа пар. | Руки согнуты в локтях. Кисти - на плечах. Правая рука согнута и держит левую за локоть, который совершает круговые движения. Меняют положение рук и совершают такие же действия. |
«Яблоки» | |
Раз, два, три, четыре, пять. Нужно яблоки достать. Нужно яблоки достать. Нужно яблоки собрать. | Тянутся правой рукой вверх (достают яблоко). Наклоняются и кладут воображаемое яблоко возле левой ступни. Такое же упражнение делают левой рукой. |
«Графомоторные дорожки», нейропрописи (двуручное действие) с одновременным проговариванием изучаемого звука. В ходе выполнения синхронизируется работа двух полушарий, развивается мелкая моторика рук и их координированные движения.
Нейроупражнение «Колечки» (автоматизация звука в слогах). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. и произносить слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).
Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук [Ш] — ставь кулак, звук [Ж] — ставь ладонь. 2 вариант: звук [С] – кулак, звук [З] - ребро, звук [Ц] — ладонь.
Нейроупражнение «Ухо-нос». Описание нейроупражнения: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. Упражнение применяется при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках.
«Звуковая тропинка». Ребенку предлагается идти по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы.
«Хлопни, топни». Ребенок должен прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание. А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп) Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы.
Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц; выкладывание букв из счетных палочек одновременно двумя руками.
Нейроигра «Умные звоночки». Ребенок нажимает на звонок столько раз, сколько услышит слогов, слов.
Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, на дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук [Ж] берешь правой рукой желтый помпон, если звук [З] левой рукой – зеленый.
Нейроигра с мячом «Тебе-мне». Ребенок передает мяч обеими руками соседу (закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий).
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с нарушениями речи.