Применение приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на уроках математики
Л. Г. Микаелян
Применение приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на уроках математики
Аннотация: В современном мире очень важно заинтересовать школьников, привлечь их внимание к учебному процессу. Для этого преподаватели используют различные приемы и методики. У каждого приема есть свои достоинства и недостатки, из-за которых он может не подходить к какому-либо предмету, изучаемому в школе. В статье описывается прием «З-Х-У», который расшифровывается как «Знаю. Хочу знать. Узнал», и его применение на уроках математики.
Ключевые слова: педагогические приемы, прием «З-Х-У», прием «З-Х-У» на уроках математики, критическое мышление.
Что же из себя представляет этот прием «Знаю. Хочу знать. Узнал», сокращенно «З-Х-У»? «Это интерактивный методический прием, который позволяет получить обратную связь в образовательном процессе. Он стал известен в 1986 году, когда Донна Огл, профессор из Чикаго, выступила с презентацией данного приема» [1].
Данный прием заключается в том, чтобы дети ознакомились с новым материалом на уроке, где преобладает их самостоятельная деятельность. Далее новые полученные знания они должны систематизировать и занести в таблицу, которая имеет следующий вид.
Таблица 1. Структура таблицы для реализации приема «З-Х-У»
Знаю | Хочу знать | Узнал |
| | |
Этот прием считается одним из самых удобных для структурирования и систематизации информации, которую изучают школьники в какой-либо период обучения. Применяя прием, возникает двусторонняя активность, так как ученики заполняют саму таблицу, а учитель «подталкивает» их к верным утверждениям и мотивирует их деятельность. В процессе урока, когда школьники заполняют таблицу, они учатся проводить сравнительный анализ, ведь, чтобы заполнить одну из граф таблицы, нужно сопоставить уже усвоенную ими информацию и то, чего ни еще не знают.
При использовании приема «З-Х-У» происходит развитие критического мышления, благодаря интерактивному включению учащихся в образовательный процесс. У учащихся развиваются навыки, которые необходимы как в образовательном процессе, так и в повседневной жизни. Это такие навыки, как работа с источником, умение отстоять свою позицию, умение слушать и слышать и т.д.
«Прием используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии. Приём развивает умение собирать воедино знания» [4, с.416].
Давайте рассмотрим базовую модель урока в рамках технологии развития критического мышления посредством применения приема «З-Х-У» :
стадия вызова. Эта стадия, когда заполняется первая графа таблицы. Школьникам нужно вспомнить, что они уже изучали по данной теме. Мы «вызываем» не только информацию в памяти детей, но и интерес к теме нашего урока.
стадия осмысления. Эта стадия, когда заполняется вторая графа таблицы. Школьникам нужно самостоятельно поработать с параграфом или другими источниками информации. Мы «осмысляем» то, что только что узнали и пытаемся разобраться в новых понятиях.
стадия размышления. Эта стадия, когда заполняется третья графа таблицы. Школьникам нужно систематизировать полученную информацию, сопоставляя ее с тем, что они знали до прочтения параграфа. Мы «размышляем» над тем, что нового узнали и действительно ли разобрались в новых понятиях.
рефлексия. Эта стадия, на которой учитель должен подвести итоги урока вместе с детьми. Ученики должны оценить свою собственную работу, свои чувства и эмоции, связанные с приобретенными знаниями.
Эффективным считается применение таблицы «Знаю. Хочу знать. Узнал» на уроке, после которого необходима исследовательская деятельность школьников, тогда от качества поставленных вопросов зависит возможность и направление последующих открытий учащихся. Работая с данным приемом, дети замотивируются и подготовятся к последующей самостоятельней деятельности.
Как же нужно заполнять таблицу «З-Х-У»? Учитель выводит на слайде презентации таблицу 1 или чертит ее на доске, а ученики записывают в тетрадях, или можно раздать всем карточки с заготовкой таблицы. Заполнять ее важно на протяжении всего урока. Использование презентации очень удобно. По мнению Е.Е. Овчинниковой «разумное применение информационных технологий на уроке позволяет изменять форму подачи учебной информации, делая ее более пригодной для восприятия, усвоения и использования в учебных целях» [3, с.100].
Если не успели, то ученики продолжат работу над заполнением таблицы дома. В начале урока преподаватель задает вопросы учащимся, чтобы продемонстрировать, как правильно работать с таблицей. Это первый этап, на основе которого мы заполним графу «Знаю» в нашей таблице.
После того, как мы заполнили столбец «Знаю», нужно сформулировать вопросы, ответы на которые школьники получат только после самостоятельной деятельности, а именно после работы с учебником. Если у кого-то в первом стоблце есть неверные факты или вопросы, то их переносим во второй столбик для уточнения этой информации в процессе урока. На данном этапе роль учителя основная, он должен замотивировать учащихся к рассуждению и дальнейшему изучению темы. После рассуждений мы заполняем вторую графу таблицы «Хочу знать». Когда каждый из учащихся ознакомился с материалом, они могут самостоятельно заполнить последнюю графу таблицы «Узнал». Так как ее ученики заполняют сами, у учителя есть возможность, проверяя тетради, узнать, какому ребенку что непонятно. Далее происходит обсуждение. Если в ходе урока не нашли ответов на все поставленные вопросы, то необходимо стимулировать детей на поиск ответов дома или отложить выяснение до следующего урока. В этой ситуации лучше всего выделить оставшиеся вопросы, например, поставив впереди каждого знак вопроса.
Таблица, представленная выше, является основной, но ее можно интерпретировать. Например, если мы будем использовать ее в 5-6 классах, где детям не всегда понятны сложные термины и то, что нужно делать в каком-либо задании, можно поменять формулировку наших граф. Можно их назвать так: «Я уже знал (или догадывался). Я узнал на этом уроке. Я не понял этого…».
Ниже приводится пример использования таблицы на уроке геометрии по теме «Треугольники» в 7-ых классах.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Какая фигура называется треугольником | Какие треугольники можно считать равными? Как определить, что треугольники равны? | Если треугольники можно совместить наложением В равных треугольниках есть соответсвенные элементы |
У треугольника три стороны и три угла Как найти периметр треугольника | Как найти площадь треугольника? Как называются элементы в треугольнике | Есть сторона, противолежащая углу треугольника Угол, противолежащий стороне треугольника Есть стороны, прилежащие к данному углу треугольника |
В построении треугольника используются три точки | Как называются эти точки? Как построить треугольник зная какие -то его элементы | Эти три точки называются вершинами |
Бывают разные треугольники | Какие виды треугольников бывают? Что такое правильный треугольник? | По углам: остроугольные, прямоугольные и тупоугольные |
Параллельно с приемом «З-Х-У» на уроках можно также использовать другие. Самый распространенный из них - мозговой штурм. С помощью использования мозгового штурма на уроке, учащиеся могут озвучивать огромное количество своих идей и мыслей, а после коллективного обсуждения выбираются лучшие варианты. Если совмещать на уроке использование приема ЗХУ и мозгового штурма, то заполнение таблицы можно проводить в группах.
По нашему мнению, прием возможно использовать в любом классе на уроках открытия нового знания. Для детей младшего возраста организовываем знакомство с приемом в ситуации, когда объем новой информации не большой. В более старшем возрасте работа с заполнением таблицы может продолжаться весь урок. Очень полезно использовать указанный прием на уроках геометрии, когда мы проходим понятия, пропедевтика которых велась в 5-6 классах или начальной школе. Важно творчески подходить к использованию приема, адаптировать работу под особенности класса. Еще отметим, что использование приема не может быть частым.
По мнению Е.Е. Овчинниковой «творческий подход в использовании приемов даст возможность каждому учителю найти наиболее подходящее место приему на уроке или во внеурочной деятельности, что позволит разнообразить урок, сделает его более эмоциональным и интересным для учеников» [2, с. 47].
При использовании на уроках математики приема «З-Х-У» , за счет самостоятельной деятельности учащихся, они учатся работать конкретно над собой. У детей развивается логическое мышление, так как они должны сопоставлять разные факты, после чего их систематизировать. Совершенно нормально, что школьники во время коллективной работы выполняют работу на разных уровнях, ведь мы не хотим заставить их мыслить одинаково. Мы хотим научить их мыслить самостоятельно, индивидуально и выполнять какую-либо работу без посторонней помощи.
Но каков ожидаемый результат после применения «З-Х-У» на уроках математики?
Как уже было сказано, прием ЗХУ развивает критическое мышление. Именно поэтому у учеников формируются следующие качества:
готовность к планированию (они смогут планировать свою деятельность на несколько шагов вперед, ведь работа носит самостоятельный характер);
гибкость (за счет мозгового штурма они проще и легче могут воспринимать чужие идеи);
настойчивость (если они в чем-то уверены, то им дается возможность отстоять свое мнение);
готовность исправлять свои ошибки (они учатся не останавливаться из-за своих ошибок, а пользоваться ими для улучшения результата);
осознание (они следят за ходом рассуждений);
поиск компромиссных решений (важно, чтобы решение, которое в итоге выбирают, было обосновано так, чтобы у окружающих не возникало сомнений).
Если на уроке математики был использован прием ЗХУ, то в качестве творческого домашнего задания по окончанию урока можно задать детям подготовку презентаций или докладов по пройденной теме. Это делается с целью выявления знаний, усвоенных и неусвоенных школьниками, углубления знаний по этой теме. Важно предложить такое задание в случае отсутствия ответов на ряд поставленных детьми вопросов из второго столбца таблицы. Домашнее задание может быть и групповым, причем если использовался мозговой штурм, то можно оставить те же группы, которые были задействованы на уроке, и может быть индивидуальным.
Такое домашнее задание оценивается по следующим аспектам:
Смысловая наполненность презентации или доклада.
Рациональность и точность материала, используемого в презентации или доклада.
Распределение работы в группах, вклад отдельного ученика.
Качество изложения информации автором презентации или доклада.
Как мы упоминали в самом начале, у каждого приема и метода есть свои достоинства и недостатки. Ниже в таблице 2 представлены достоинства и недостатки практического применения технологии «З-Х-У» в школе на уроке математики.
Таблица 2. Достоинства и недостатки применения приема ЗХУ
Достоинства | Недостатки |
Самостоятельная деятельность учащихся. Развитие логического мышления у учащихся. Охват большого объема информации. Не требует усиленной подготовки учителя. Стимулируется исследовательская деятельность учащихся. В ходе применения данного приема учитель обращает внимание на то, какие понятия детям непонятны | Может не хватить времени на уроке. Оценка индивидуальной работы учащихся может быть затруднена. Сложно поддерживать дисциплину. |
Несмотря на присутствие минусов, прием «З-Х-У» довольно удобен, а главное интересен учащимся. Дети многому учатся с помощью него и понимают, что ошибаться не страшно. Данный прием сполна выполняет поставленные перед ним цели. Именно поэтому этот прием вполне можно использовать на уроках математики.
ЛИТЕРАТУРА
Методические рекомендации для построения урока по ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/01/19/modicheskie-rekomendatsii-dlya
Овчинникова, Е. Е. Конструирование урока математики в условиях реализации ФГОС / Е. Е. Овчинникова. – Издание 2-е, дополненное – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – 81 с. – ISBN 978-5-907461-21-5. – EDN KPTACP.
Овчинникова, Е. Е. Использование информационных технологий на педагогической практике по математике / Е. Е. Овчинникова // Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста : Межвузовский сборник научных трудов. Том Выпуск 22. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – С. 100-105. – EDN YTJLZR.
Побединская, Ю. В. Урок изучения нового материала по ФГОС / Ю. В. Побединская, Т. Н. Жилина // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Нижневартовск, 12 ноября 2019 года / Ответственный редактор Д.А. Погонышев. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – С. 416-418.