Статья «Применение приёмов наглядного моделирования и графических схем в работе учителя-логопеда»
Применение приёмов наглядного моделирования и графических схем в работе учителя-логопеда.
Огромный поток информации, получаемый ребёнком в современном мире, невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались дети. Обучение рациональным приемам обработки информации, т.е. приемам РАЦИО ТЕХНИКИ (логическое мышление), МНЕМОТЕХЕНИКИ (искусственные приемы для запоминания) позволяет у детей младшего школьного возраста выработать навык грамотной обработки информации. В педагогике существуют различные техники со схемами, наглядностью: методика В.К. Воробьёвой с сенсорно-графическими схемами, у Т.А. Ткаченко – предметно-схе-матические модели, у Т.В. Большевой – мнемоколлаж, у Л.Н. Ефименковой– схемы составления рассказа.
Данные техники моделирования и графических схем – это система методов и приёмов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации.
Применение данных техник помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- связную речь;
- мелкую моторику рук.
В ходе коррекционных занятий с использованием наглядгого моделирования и графических схем у детей начинают вырабатываться навыки культуры умственного труда:
– применение приёмов рацио-, мнемотехники;
–выделение главного, умение анализировать.
Технология позволяет подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации каждому ребёнку с учётом индивидуальных особенностей. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц, опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить наглядные модели в уме, предвидеть возможные результаты собственных действий. Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций.
Особенно эффективно использование данной технологии в индивидуальной коррекционно-развивающей работе учителей-логопедов.
Примеры заданий по коррекции устной и письменной речи обучающихся начальных классов
| Назовите слоги по порядку. Составьте графическое изображение слова. |
машина береза лимоны
О б р а з е ц: ___ ____ ____ (лимоны).
Прочитайте и повторите слова.
Отхлопайте и составьте ритмический
рисунок данных слов.
бабушка дедушка курица зеркало белочка
О б р а з е ц: бабушка— Х-х-х
Графические диктанты.
Составь схему предложения.
.
.
Оживают деревья. | Почки набухают. | Проталинки обнажаются. |
Пробивается травка. | Журчат ручьи. | Птицы щебечут. |
Закончите предложения, отвечая на вопрос
чем?
Мама с Тоней отдыхали на море. Вечером они любовались ______. |
Осенью журавли собираются в стаи. Они улетают на юг ______. |
Долго шли проливные дожди. Дороги размыты ______. |
Дул сильный ветер. Деревья поломаны сильным ______. |
О б р а з е ц : Мальчик взял карандаш. Он рисует карандашом.
У слова САД выросло много
лучиков — родственных слов.
Угадайте их и запишите, выделяя
о бщую часть.
Ребусы
Составь слово по первым звукам названий картинок.
|
Прочитай слово, расположив буквы по высоте.
ДА с Ы | ИДК с А |
Прочитай слово, расположив буквы по порядку.
Ж 3 | А 2 | А 4 | Ь 6 | Т 5 | С 1 | | В 5 | О 4 | Д 3 | О 6 | С 1 | А 2 | Д 7 |
Расскажи об … (осени, овоще - помидор).