Применение различных способов разложения многочлена на множители
Шестакова Татьяна Геннадьевна
Учитель математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Кстово Нижегородской области
7 класс
УМК Мерзляк А.Г.
Тема урока: «Применение различных способов разложения многочлена на множители»
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и способов действий
Цель урока: Закрепить навыки применения различных способов разложения многочленов на множители
Задачи урока:
Предметные: организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний, умений и способов действий при разложении многочленов на множители; организовать деятельность учащихся по подготовке к ОГЭ, при решении заданий на применение различных способов разложения многочленов на множители.
Личностные: содействовать развитию у учащихся познавательного интереса к математике; содействовать развитию коллективного общения учащихся; содействовать развитию у учащихся чувства ответственности за деятельность коллектива и в коллективе; содействовать развитию у учащихся умения осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Метапредметные: содействовать формированию умения использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Методы работы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, карточки-задания для групп.
Ход урока
Организационный этап
- Ребята, давайте вспомним, что мы с вами изучали на прошлом уроке (мы применяли различные способы разложения многочленов на множители).
- Назовите эти способы (вынесение общего множителя за скобки, способ группировки, применение формул сокращенного умножения).
- Сегодня на уроке мы продолжим применять различные способы разложения многочленов на множители. Назовите тему сегодняшнего урока (применение различных способов разложения многочленов на множители)
- В тетрадях записываем число и тему урока.
- Ребята, а исходя из темы, какую цель урока мы поставим? (закрепить навыки применения различных способов разложения многочленов на множители).
- У вас у каждого на столе лежит карточка, в которой в течение всего урока вы будите ставить себе заработанные баллы и в конце урока каждый получит оценку за свою работу (Приложение 1).
Проверка домашнего задания
Самопроверка с помощью проектора (слайд №2).
- У вас есть вопросы по домашнему заданию?
Правильные ответы домашнего задания выводятся на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, поучая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.
- А сейчас, ребята, необходимо подсчитать количество правильных ответов и поставить это число в свою карту напротив раздела «Проверка домашнего задания» (Приложение 1).
Актуализация знаний
- Какими формулами мы пользуемся при разложении многочленов на множители? (формулами сокращенного умножения)
- Чтобы добиться большего успеха на уроке, вспомним формулы сокращенного умножения.
Учащиеся записываю в тетрадях формулы, которые называет учитель:
.
Самопроверка с помощью проектора.
Формулы сокращенного умножения выводятся на экран проектора, ученики сверяются с ними, исправляют допущенные ошибки (слайд №3).
-А теперь, ребята, подсчитываем количество правильных ответов и выставляем это число в карту напротив раздела «Знание формул сокращенного умножения» (Приложение 1).
Комплексное применение знаний и способов действий
Устная работа класса с использованием проектора (слайд №4)
Разложите многочлены на множители и укажите методы какие при этом использовались:
Ответы:
За каждый правильный ответ на вопрос ученик получает 1 балл и выставляет в свою карту напротив раздела «Устная работа» (Приложение 1).
Образец комплексного применения знаний
- На практике при решении примеров часто приходится использовать комбинацию различных приемов. С такими примерами мы встретились на прошлых уроках. Знание формул сокращенного умножения и способов разложения многочлена на множители необходимо также при решении заданий на основном государственном экзамене в 9 классе. Сейчас мы решим несколько примеров из открытого банка заданий ОГЭ-9 с сайта Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru (Слайд №5). Мы возьмем задания №12 и №6.
На экране проектора три примера (слайд №6), которые 3 ученика решают у доски поочередно по желанию.
Упростите выражение , найдите его значение при . В ответ запишите полученное число.
Решение.
Упростим выражение: .
Найдём значение полученного выражения: .
Упростите выражение , найдите его значение при . В ответ запишите полученное число.
Решение.
Упростим выражение: .
Найдём значение полученного выражения: .
Найдите корни уравнения . Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
Решение:
Ответ:
За правильно решенное задание ученик получает 2 балла и выставляет себе это число в свою карту напротив раздела «Решение заданий на уроке» (Приложение 1). Если в решении была допущена ошибка, то ученик получает 1 балл, если решение было неверным – 0 баллов.
Работа в группах «Математическая эстафета» (Слайд №7)
-А сейчас я предлагаю посоревноваться в «Математической эстафете» (Приложение 2). Для этого вы объединяетесь в группы по 4 человека. Я выдаю вам задания для каждой группы, где вам необходимо вписать только ответы, сами же решения должны быть в ваших тетрадях. Каждая группа должна решить 4 задания за 5 минут (Слайд №8).
По истечении времени задания собираются. За каждое выполненное задание 1 балл. Объявляются результаты. В карту каждого ученика ставиться число баллов, которое набрала его группа, напротив раздела «Математическая викторина» (Приложение 2).
Подведение итогов урока
- Ребята, урок наш подходит к завершению, подведем его итоги. Вспомним, какую цель перед началом урока мы поставили? (закрепить навыки применения различных способов разложения многочленов на множители).
- Достигли мы цели урока? (да).
- Сейчас необходимо подсчитать общее количество балов в карте каждого и поставить себе оценку исходя из критериев, которые вы видите на экране (Слайд №9).
- Поднимите руку те, кто за работу на уроке получил оценку «5», оценку «4», оценку «3», а есть ли те, кто получил оценку «2»?
Информация о домашнем задании (Слайд №10)
- Открываем дневники и записываем домашнее задание к следующему уроку: №724, 726(6).
- Откройте учебники и посмотрите на домашнее задание. Все задания аналогичны тем, что мы выполняли в классе.
Рефлексия деятельности
- На обратной стороне вашей карты есть анкета для рефлексии (Приложение 3), которую мы заполняем в конце каждого урока. Прошу вас ее сейчас заполнить.
- Спасибо за урок. Урок окончен, вы можете идти.
Черниченко Светлана Александровна