Применение современных форм и методов обучения в работе со школьниками: «Методика использования условно-графической наглядности на уроках истории: схемы и таблицы»
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №12» г. Магнитогорска Методика использования условно-графической наглядности на уроках истории: схемы и таблицы. Автор: Гусева Анна Владимировна учитель истории и обществознания (высшая категория)
Наглядность - один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений. К условно-графической наглядности, которая представляет собой своеобразное моделирование, относят схемы и таблицы. Условно-графическая наглядность на уроках истории
Схема – это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками. Таблица – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений. Условно-графическая наглядность на уроках истории
Условно-графическая наглядность на уроках истории Виды схем: Логические Структурные Поисковые Диаграммы Графики
Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.
Структура Египетского общества (иерархия). (Царь Египта) (Знать Египта) Воины (Армия Египта) и писцы (образованные люди Египта) (Земледельцы и скотоводы Египта) (Служители храмов Египта) (Невольники Египта) Фараон Жрецы Вельможи Крестьяне Рабы
Последствия Великих географических открытий Новые достоверные знания о мире. Образование единого мирового рынка, рост торговых связей. Создание первых колониальных империй. Гибель древних культур Нового света.
Логические схемы – это графические изображения, отражающие процесс, содержание его составляющие, вытекающие одно из другого.
Охота Появление скотоводства и земледелия Собирательство Присваивающее хозяйство Скотоводство Земледелие Производящее хозяйство
Причины Великих географических открытий развитие производства расширение торговли потребность в золоте и серебре поиск золота поиск новых морских путей в страны Востока
Последствия Великих географических открытий отрицательные положительные Создание новых колоний Гибель древней культуры Нового Света Большие жертвы: гибель путешественников, мирного населения Разрушение старых последствий о мире Новые представления о землях, континентах, народах Получили развитие науки: география, астрономия, история Появились новые порты: Лиссабон, Лондон, Амстердам Новые продукты питания
Последствия Великих географических открытий экономические политические социальные идеологические
Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.
Последствия Великих географических открытий экономические политические Определите значение последствий великих географических открытий для европейских государств. социальные идеологические Значение:
Последствия Великих географических открытий отрицательные положительные Создание новых колоний Гибель древней культуры Нового Света Большие жертвы: гибель путешественников, мирного населения Разрушение старых последствий о мире Новые представления о землях, континентах, народах Получили развитие науки: география, астрономия, история Появились новые порты: Лиссабон, Лондон, Амстердам Новые продукты питания Дополни схему самостоятельно (не менее 2-х пунктов в каждый столбик).
Результаты Великих географических открытий Изменились представления европейцев о мире Известная европейцам территория Земли увеличилась в шесть раз. Было открыто почти 60 % всей земной поверхности Возникновение и развитие мировой торговли Торговые пути переместились из внутренних морей в океаны. Утратили значение торговые центры — Венеция и Генуя, Бремен и Любек. Центрами мировой торговли стали океанские порты: Лиссабон, Севилья и Антверпен, Лондон и Амстердам. Началось формирование мирового рынка
Начало создания первых колониальных империй Ограбление и уничтожение местного населения, гибель от болезней, принесенных завоевателями, уничтожение памятников древних культур народов Азии, Африки и Америки Обесценивание денег Поступление золота вызвало в Европе «революцию цен» — обесценивание денег из-за падения стоимости золота и роста цен на товары первой необходимости Усовершенствование технической базы мореходства Голландцы изобрели штурвал. Корабли - четырехмачтовые испанские галеоны, трехмачтовые португальские каравеллы и голландские флойты.
Диаграмма — изображение, рисунок, чертёж графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации
Население России нач. XIX века: национальный состав
На основании данных диаграммы сравните вооружение армий и сделайте предположение о возможном исходе войны . Военно-промышленный потенциал России и Франции в 1812 году.
График — это чертеж, на котором наглядно, при помощи линий, точек и др. графических элементов показаны какие-либо данные.
Развитие событий: первая русская революция 1905-1907 гг.
Условно-графическая наглядность на уроках истории Тематические Сравнительные Хронологические Синхронистические Виды таблиц:
Тематические таблицы посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития.
Тема урока: Консульство и образование наполеоновской империи. Тема таблицы: Завоевательные войны консульства и империи. Дата Место сражения Итог
Дата Место сражения Итог 1805 г. Высадка десанта в Англии Армия переброшена на Вену 1805 г. м.Трафальгар Победа англ.флота под командованием адмирала Нельсона 1805 г. д.Аустерлиц Победа Франции над Россией и Австрией 1806 г. Иена (Пруссия) Победа Франции над Пруссией 1806 г. Подписание с побежденными государствами договора о континентальной блокаде Англии Тема урока: Консульство и образование наполеоновской империи. Тема таблицы: Завоевательные войны консульства и империи.
Хронологическая таблица отражает длительность исторических событий, их последовательность или одновременность (представляется обычно в виде сетки дат и событий).
этап Команд. сроки Основные события итоги начало Александр I Наполе-он 12 июня 1812 г.- Июль август Вторжение французов, переправа через Неман. Разрозненность русских войск. Отступление русских войск. Создание народного ополчения. Организация партизанского движения. Отступление русских вследствие неверной тактики командования. Смоле-нское сраже-ние Александр I Наполе-он 22 июля 25 июля 2 августа 4-5 августа 1812 г. Объединение 1-й и 2-й русских армий Решение о наступлении русских войск. Сражение под Красным( русскими войсками командовал Д.П. Неверовский , французскими – И.Мюрат) Сражение за Смоленск. Отступление русских войск из Смоленска. Отступление русских войск из Смоленска с целью сохранения армии. Бороди-нское сраже-ние Кутузов Наполе-он 22 августа 24 августа 26 августа 27 августа Остановка у села Бородино. Французы штурмовали Шевардинский редут. Оборона центра - Курганной высоты батареей Раевского, левого фланга -Багратионовы флеши. Бородинское сражение Отступление русских войск Не выявило победи-теля , но показало , что русская армия может сражаться с «Великой армией» Наполеона Тарути-нский манёвр Кутузов Наполе-он 2 сентября 7 октября Организация прикрытия тульских оружейных заводов и пути к южным продовольственным складам. Активные действия партизанских отрядов. Ослабление французской армии. Тарутинский бой. Отступление французов Ослабление французской армии. Партизанское движение Кутузов Наполе-он август- декабрь 1812 г. Действие первых партизанских отрядов под руководством Г.Курина, В.Кожиной,А.Н.Сеславина, И.С.Дорохова. Руководителем назначен Д.В.Давыдов. А.С.Фигнер слал донесения из Москвы. Ослабление французской армии. Победа русских войск Кутузов Наполе-он Октябрь - 14 ноября декабрь Отступление по Смоленской дороге. Переправа французских войск через реку Березену. Переправа остатков французских войск через Неман Победа русских войск.
Синхронистические таблицы фиксируют наиболее важные события и явления, происходящие в разных странах примерно в одно и то же время.
период эпоха Основные черты ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Предыстория Эпоха первобытных отношений 2,5 млн лет назад-3-е тысячелетие до н.э. 1. Появление и становление человека 2. Создание орудий труда 3. Зарождение скотоводства и земледелия 4. Начало выплавки металлов 5. Переход к производящему хозяйству Древний мир Расцвет локальных (местных) цивилизаций 3-е тысячелетие до н.э. – V в. н.э. 1. Переход от родовой к соседской общине 2. Образование государств 3. Отделение ремесла от сельского хозяйства 4. Появление городов и возникновение письменности Зарождение мировых религий 6. Существование рабовладения ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Эпоха господства феодальных отношений V – конец XV века 1. Великое переселение народов 2. Образование европейских государств 3. Складывание иерархической структуры общества 4. Рыцари и крестовые походы 5. Христианство – основа культурной и духовной жизни общества ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Эпоха становления и развития капиталистических отношений XVI – начало XX в. 1.Великие Географические открытия 2. Эпоха Возрождения 3.Колонизация Америки, Африки, Азии 4. Реформация 5. Буржуазные революции в Европе 6. Возникновение идеологии Просвещения 7. Промышленный переворот и становление индустриального общества НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ Современная эпоха XX – начало XXI века 1.Мировые войны 2.Революции в России 3. Противостояние двух мировых систем 4. Ликвидация колониализма 5. Распад СССР 6. Переход к индустриальному и постиндустриальному обществу ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Сравнительная таблица строится на сопоставительном анализе тех или иных исторических событий (важно определиться с линиями сравнения, объектами анализа).
Сравниваемые характеристики Италия Германия Испания Степень контроля государства над обществом Жесткий контроль над экономикой -- корпоративизм Все сферы жизни общества Отсутствие жесткого контроля над обществом Партийная политическая система Монополия «фашидикомбатименто» Монополия НСДАП Монополия «Испанской фаланги» «Вождизм» Дуче Бенито Муссолини Фюрер Адольф Гитлер Каудильо Франсиско Франко Баамонде Путь во власть Создание коалиционного правительства. Победа на выборах в парламент в 1924 году Победа на выборах в рейхстаг в 1933 году Победа в гражданской войне, режим навязан извне Система репрессивных органов государства организация концлагерей для инакомыслящих Гестапо, организация концлагерей для инакомыслящих Сращивание партийных и государственных органов Роспуск палаты депутатов. Формирование Палаты фашей и корпораций 1933г – закон о единстве партии и государства, 1934 – Гитлер фюрер и рейхсканцлер пожизненно 1936 г – Франко имеет пост главнокомандующего, звание генералиссимуса, глава государства Идеология «Вне государства не существуют человеческие и духовные ценности»-культ государства «Один народ, одно государство, один вождь». Нацизм (превосходство немецкой нации) , антисемитизм, культ силы Фалангизм не стал государственной идеологией Отношение к церкви Большое влияние католической церкви. 1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет города Ватикан) Конфликт с Церковью, оккультизм Большое влияние католической церкви Внешняя политика 1935-1936 гг – вторжение в Албанию, захват Эфиопии, 1937 – присоединение к Антикоминтерновскому пакту 1933-1935 – отмена Версальских ограничений, 1936-1939 гг – аншлюс Австрии, раздел Чехословакии, 1.09.1939 – нападение на Польшу Франко уклонился от официального вступления в войну. Характер политического режима Тоталитаризм -- фашизм Тоталитаризм -- нацизм Умеренно-тоталитарный режим --франкизм, фалангизм «Политические режимы Италии, Германии, Испании»