Применение современных форм и методов обучения в работе со школьниками: «Методика использования условно-графической наглядности на уроках истории: схемы и таблицы»

2
0
Материал опубликован 9 September 2020

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа №12» г. Магнитогорска












Работа на Всероссийский педагогический конкурс на лучшую статью «Применение современных форм и методов обучения в работе со школьниками»





Тема работы:

«Методика использования условно-графической наглядности на уроках истории: схемы и таблицы».





Автор: Гусева Анна Владимировна

учитель истории и обществознания

(высшая категория)















2020 г.


ВВЕДЕНИЕ

Идея кодирования знаний возникла ещё в 60-е годы в зарубежной школе и нашла отражения в школьных учебниках.

В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного материала. Затем схемы такого же характера появились в методических пособиях и по истории1. Содержание учебных тем в них отражалось в форме зрительных образов и условных символов. В учебниках в конце разделов помещается «вид классной доски» со схемами, чертежами и записями, которые при объяснении должен воссоздать учитель. Так постепенно развивается идея обучения на основе компактных опорных конспектов. Богатые ассоциации вызывают у учеников условные изображения – символы исторических событий и явлений.

«Символ – это внешнее явление, которое условно, через посредственно заключенного в нем наглядного образа, вызывает в нас мысль об определенном, часто весьма значительном и отвлеченном содержании». Исторические явления, изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Знаки как бы фиксируют мысленные образы. Как показывают исследования, наблюдения предмета, явления оставляют в памяти учеников в среднем 90 % воспринятого2. Хорошо продуманная графическая схема дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов, изобразить их в условной форме, с тем чтобы сконцентрировать внимание слушателей на существе проблемы, помочь охватить все выделенные моменты в целостности. Значительно помогает ученикам зрительная опора в усвоении базовых знаний. Главные факты в виде опорных сигналов скомпонованы в блоки, в них выделено самое главное. Такой опорный конспект представляет собой условно-графические знаковые изображения учебного материала, позволяющего обращать внимание на логику его изложения, на главные факты и легко запоминать их. Методика работы с конспектами-схемами на уроках. Материал, предназначенный для изучения, учитель представляет в виде особых конспектов с опорными сигналами. Опорные символы помогают ученику запоминать единицы информации – факты главные и неглавные.

Система образования на рубеже XX и XXI вв. не удовлетворяет общество. Расхождение между целями и результатами обучения стали очевидны. Понадобилась реформа всей системы образования, включая исторического. Перед учителем с новой силой встал вопрос: чему и как учить ребенка? Как научно определить действительно необходимый и целесообразный состав и объем исторических знаний? Ограничиваться только совершенствованием содержания образования нельзя, надо стремиться совершенствовать познавательный процесс, опираясь на его внутренние закономерности. Поэтому перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.

Первым шагом на пути преодоления этой «бездетности» в методике обучения истории стала публикация в 1949 г. Статьи психолога и учителя А.З. Редько «Усвоение учащимися исторических понятий», которая положила начало научным исследованиям возрастных особенностей восприятия, воображения, мышления, памяти, речи учащихся при обучении истории. Результаты этой работы были активно использованы учеными и методистами при подготовке новых учебников и поурочных пособий в 60 – 70-е гг. Однако их нельзя считать исчерпывающими и завершенными.

Особенно актуальной проблема исследования и развития познавательных возможностей учащихся стала в последнее время в связи с общей гуманизацией педагогического процесса, для которой среди прочего характерны: адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия; ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности. Усугубляет потребность в психологических исследованиях переход на концентрическую структуру образования, когда исторические факты, изучавшиеся ранее в старших классах, «спущены» в программы и учебники младших школьников, а в полной средней школе требуется организовать профилированное обучение. Однако на деле современные поурочные пособия вновь напоминают времена «бездетной педагогики» - главное внимание в них уделяется содержанию и методике проведения занятий, но ничего не говорится о возрастных познавательных возможностях школьников.

Таким образом, в обучении познавательные возможности учащихся занимают двойственную позицию: это – и достигнутый на данный момент уровень физиологических, психологических и моральных качеств, обеспечивающих школьнику определенный результат в овладении учебным предметом; одновременно это – и «зона его ближайшего развития», т.е. объект дальнейшего совершенствования.


Актуальность:

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев невозможна эффективная работа и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости. Хорошим методом решения таких проблем может послужить наглядное обучение.

В процессе обучения у детей формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Многие события истории сложно передать словами так, чтобы дети поняли суть происходящего, приходится использовать различные схемы, таблицы, схематические рисунки, при их составлении, у учеников непроизвольно происходят логические операции в уме. При их применении создаются символические образы, отражая количественные и качественные стороны исторического процесса, существенные признаки общественных явлений, тенденции их развития, играют существенную роль в усвоении причинно - следственных связей и понятий. Применение их является принципом условно - графической наглядности.

Объектом исследования является образовательный процесс в школе.

Предметом исследования является использование условно-графического метода в образовательном процессе.

Цель работы условно-графическая наглядность как средство организации познавательной деятельности на уроках истории.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

Выявить особенности и роль наглядного обучения на уроках истории;

Рассмотреть основные виды условно-графической наглядности, которые могут применяться на уроках истории;


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Говоря о средствах наглядности, следует отметить их огромное многообразие. Поскольку наглядные средства имеют две основные функции, то в зависимости от функций существуют и различная классификация. Первая функция наглядности - это конкретизация понятий, иначе мы называем ее иллюстрацией. Вторая гораздо более важная задача носит психолого-педагогический характер и заключается в том, что наглядные средства помогают раскрыть сущность явления или понятия, создать условия для осознания связей между явлениями, перехода от явления к сущности. С этой точки зрения наглядные средства должны не только способствовать восприятию учебной информации, но и направлять мыслительный процесс на переработку и систематизацию этой информации. Несомненно, что каждая из этих функций реализуется с помощью различных видов наглядности.

Условно-графические наглядные средства, а именно учебные таблицы в максимальной степени способствуют субъективной организации информации обучающимися с учетом их индивидуального стиля деятельности, в результате чего создаются благоприятные условия для развития самостоятельной и творческой активности. Обучение становится развивающим, когда оно развивает оптимальную для данного человека манеру мышления, наблюдения, при которой максимально используются наиболее ценные качества личности и компенсируются стойкие недостатки.

Темпы учения будут значительно выше, если обучающийся увлечен процессом учения, что в значительной мере зависит от того, соответствует ли организация процесса особенностям его личности, то есть, учитывается ли индивидуальный стиль деятельности.

И так, наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счете, исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым.

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.

Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Поэтому важным источником исторических знаний выступают разнообразные наглядные средства.

Наглядность - один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений.

Прежде всего, с помощью наглядных средств обучения у учащихся создаются достоверные, зрительные образы исторического прошлого.

Наглядные средств обучения конкретизируют исторические факты, преодолевают модернизацию прошлого в представлениях учащихся.

Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися.

К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию .

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели5.

Особый вид наглядности представляет условная наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики .

Условно-графическая наглядность, а именно схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, таблицы, диаграммы как раз и являются предметом нашего исследования.

Но следует помнить, что при использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве

Виды условно-графической наглядности

К условно-графической наглядности, которая представляет собой своеобразное моделирование, относят схемы и таблицы и др.

Схемы и таблицы помогают учителю и обучающемуся выделить важный материал по теме урока. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить.

Схемы

графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Схема-

чертеж, изображающий взаимоотношение частей чего-либо.


Таблица

графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

Таблица - особая форма передачи содержаниякоторую отличает от текста организация слов и чисел в колонки (графыи горизонтальные строки таким образомчто каждый элемент является одновременно составной частью и строкии колонки.

В методике преподавания истории выделяют следующие

виды схем:


Логические

Структурные

Поисковые

Диаграммы

Графики


виды таблиц:

Тематические

Сравнительные

Хронологические

Синхронистические


С целью повышения качества обучения, графическая наглядность должна отвечать ряду требований:

соответствие средства содержанию изучаемого материала;

неперегруженность объектами для запоминания;

четкость изображения;

ширoкая цветовая гамма изображения и т.д.



Схемы


Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.

Логические схемы – это графические изображения, отражающие процесс, содержание его составляющие, вытекающие одно из другого.

Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.

Диаграмма — изображение, рисунок, чертёж графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации

График — это чертеж, на котором наглядно, при помощи линий, точек и др. графических элементов показаны какие-либо данные.


Таблицы

Тематические таблицы посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития.

Хронологическая таблица отражает длительность исторических событий, их последовательность или одновременность (представляется обычно в виде сетки дат и событий)

Синхронистические таблицы фиксируют наиболее важные события и явления, происходящие в разных странах примерно в одно и то же время.

Сравнительная таблица строится на сопоставительном анализе тех или иных исторических событий (важно определиться с линиями сравнения, объектами анализа).


При систематическом применении таблиц, схем разного вида на уроке, особенно логических, можно поднять на более высокий уровень мотивацию учащихся, развить творческие способности, как педагога, так ряда учащихся. Применение схем и таблиц повышает плотность урока, коэффициент усвоения материала, качество успеваемости по предмету. А эффективно разработанные приемы, применяемые в системе на уроках, формируют устойчивые знания, умения и навыки обучающихся.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения. Что касается высшей школы, то этому вопросу уделялось меньшее внимание, очевидно исходя из посыла, что наглядность особенно важна на первых этапах жизни. Но, согласно психологическим исследованиям, не зависимо от возраста информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти.

Следует отметить, что в процессе взросления, в результате образования, приобретения жизненного опыта, влияния культуры усиливается рациональность умозаключений, появляется основательность, склонность к анализу. Таким образом, можно выдвинуть предположение, что учебная информация должна подаваться в концентрированном виде, что требует большого количества таблиц, схем, графиков, плакатов, т.е. наглядных средств обучения, которые можно обозначить, как условно-графические средства.

Необходимым условием и средством усиления действия наглядных средств, восприятия обучающимися учебной информации, управления их познавательной деятельностью играет речь преподавателя. Когда словесные обращения сочетаются с наглядными средствами, умственная деятельность обучающихся характеризуется соединением мышления в понятиях и непосредственном восприятии. Под сочетанием речи и наглядности понимается внутренние отношения между применением речи преподавателя и использованием наглядных средств. Это внутреннее отношение обнаруживается в той соотносительной роли, которую выполняют речь преподавателя и применяемые им наглядные средства для осуществления определенной учебной задачи. От того или иного соотношения наглядных средств и речи зависит соотношение наглядных образов в сознании обучающихся.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что важное значение для результатов обучения, будет иметь сочетание различных видов визуальной наглядности и речи преподавателя. Принимая во внимание факт, что выбор средств наглядности чрезвычайно увеличился в последние годы, а вопрос сочетания и сочетаемости различных видов наглядности в высшей школе не рассматривался в полной мере.

Сочетания слова и образа могут быть правильно изучены только при понимании внутренней связи между использованием слова и применением визуальных средств. Эта связь базируется на том, что ощущения и мышление является отражением реальной действительности, и непосредственное восприятие и мышление в понятиях представляют различные формы отражения реального мира. Значит, результат, достигаемый с использованием того или иного приема, не может быть получен иначе, как только при определенном протекании психической деятельности обучающегося, и преподаватели могут влиять на результаты педагогической деятельности, только изучив психическую деятельность обучающихся. Сочетание различных видов визуальной наглядности и психическая деятельность учащихся прямо связано с выбором и применением различных видов визуальных средств. Отсюда следует, что в составе разработки исследуемой дидактической проблемы необходимо рассмотреть индивидуально-психологические характеристики субъектов образовательного процесса.

Проводя исследование, мы выяснили, что богатые ассоциации вызывают у учеников условные изображения – символы исторических событий и явлений. Исторические явления, изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Знаки как бы фиксируют мысленные образы.

Как известно, хорошо продуманная графическая схема дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов, изобразить их в условной форме, с тем, чтобы сконцентрировать внимание слушателей на существе проблемы, помочь охватить все выделенные моменты в целостности.


Литература

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика обучения истории.- М., 2003.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе.- М., 2000

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях.- М., 1999 

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой Издательство "Азъ", 1992.

Интернет-источники.

http://chayk.u-education.ru/wp/?p=545

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/09/21/ispolzovanie-skhem-i-tablits-na-urokakh-istorii

https://studopedia.ru/19_2010_tema--metodika-naglyadnogo-obucheniya-istorii.html

Предварительный просмотр презентации

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №12» г. Магнитогорска Методика использования условно-графической наглядности на уроках истории: схемы и таблицы. Автор: Гусева Анна Владимировна учитель истории и обществознания (высшая категория)

Наглядность - один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений. К условно-графической наглядности, которая представляет собой своеобразное моделирование, относят схемы и таблицы. Условно-графическая наглядность на уроках истории

Схема – это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками. Таблица – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений. Условно-графическая наглядность на уроках истории

Условно-графическая наглядность на уроках истории Виды схем:   Логические Структурные Поисковые Диаграммы Графики

Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.

Структура Египетского общества (иерархия). (Царь Египта) (Знать Египта) Воины (Армия Египта) и писцы (образованные люди Египта) (Земледельцы и скотоводы Египта) (Служители храмов Египта) (Невольники Египта) Фараон Жрецы Вельможи Крестьяне Рабы

Последствия Великих географических открытий Новые достоверные знания о мире. Образование единого мирового рынка, рост торговых связей. Создание первых колониальных империй. Гибель древних культур Нового света.

Логические схемы – это графические изображения, отражающие процесс, содержание его составляющие, вытекающие одно из другого.

Охота Появление скотоводства и земледелия Собирательство Присваивающее хозяйство Скотоводство Земледелие Производящее хозяйство

Причины Великих географических открытий развитие производства расширение торговли потребность в золоте и серебре поиск золота поиск новых морских путей в страны Востока

Последствия Великих географических открытий отрицательные положительные Создание новых колоний Гибель древней культуры Нового Света Большие жертвы: гибель путешественников, мирного населения Разрушение старых последствий о мире Новые представления о землях, континентах, народах Получили развитие науки: география, астрономия, история Появились новые порты: Лиссабон, Лондон, Амстердам Новые продукты питания

Последствия Великих географических открытий экономические политические социальные идеологические

Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.

Последствия Великих географических открытий экономические политические Определите значение последствий великих географических открытий для европейских государств. социальные идеологические Значение:

Последствия Великих географических открытий отрицательные положительные Создание новых колоний Гибель древней культуры Нового Света Большие жертвы: гибель путешественников, мирного населения Разрушение старых последствий о мире Новые представления о землях, континентах, народах Получили развитие науки: география, астрономия, история Появились новые порты: Лиссабон, Лондон, Амстердам Новые продукты питания Дополни схему самостоятельно (не менее 2-х пунктов в каждый столбик).

Результаты Великих географических открытий Изменились представления европейцев о мире Известная европейцам территория Земли увеличилась в шесть раз. Было открыто почти 60 % всей земной поверхности Возникновение и развитие мировой торговли Торговые пути переместились из внутренних морей в океаны. Утратили значение торговые центры — Венеция и Генуя, Бремен и Любек. Центрами мировой торговли стали океанские порты: Лиссабон, Севилья и Антверпен, Лондон и Амстердам. Началось формирование мирового рынка

Начало создания первых колониальных империй Ограбление и уничтожение местного населения, гибель от болезней, принесенных завоевателями, уничтожение памятников древних культур народов Азии, Африки и Америки Обесценивание денег Поступление золота вызвало в Европе «революцию цен» — обесценивание денег из-за падения стоимости золота и роста цен на товары первой необходимости Усовершенствование технической базы мореходства Голландцы изобрели штурвал. Корабли - четырехмачтовые испанские галеоны, трехмачтовые португальские каравеллы и голландские флойты.

Диаграмма — изображение, рисунок, чертёж графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации

Население России нач. XIX века: национальный состав

На основании данных диаграммы сравните вооружение армий и сделайте предположение о возможном исходе войны . Военно-промышленный потенциал России и Франции в 1812 году.

График — это чертеж, на котором наглядно, при помощи линий, точек и др. графических элементов показаны какие-либо данные.

Развитие событий: первая русская революция 1905-1907 гг.

Условно-графическая наглядность на уроках истории Тематические Сравнительные Хронологические Синхронистические Виды таблиц:

Тематические таблицы посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития.

Тема урока: Консульство и образование наполеоновской империи. Тема таблицы: Завоевательные войны консульства и империи. Дата Место сражения Итог

Дата Место сражения Итог 1805 г. Высадка десанта в Англии Армия переброшена на Вену 1805 г. м.Трафальгар Победа англ.флота под командованием адмирала Нельсона 1805 г. д.Аустерлиц Победа Франции над Россией и Австрией 1806 г. Иена (Пруссия) Победа Франции над Пруссией 1806 г. Подписание с побежденными государствами договора о континентальной блокаде Англии Тема урока: Консульство и образование наполеоновской империи. Тема таблицы: Завоевательные войны консульства и империи.

Хронологическая таблица отражает длительность исторических событий, их последовательность или одновременность (представляется обычно в виде сетки дат и событий).

этап Команд. сроки Основные события итоги начало Александр I Наполе-он 12 июня 1812 г.- Июль август Вторжение французов, переправа через Неман. Разрозненность русских войск. Отступление русских войск. Создание народного ополчения. Организация партизанского движения. Отступление русских вследствие неверной тактики командования. Смоле-нское сраже-ние Александр I Наполе-он 22 июля 25 июля 2 августа 4-5 августа 1812 г. Объединение 1-й и 2-й русских армий Решение о наступлении русских войск. Сражение под Красным( русскими войсками командовал Д.П. Неверовский , французскими – И.Мюрат) Сражение за Смоленск. Отступление русских войск из Смоленска. Отступление русских войск из Смоленска с целью сохранения армии. Бороди-нское сраже-ние Кутузов Наполе-он 22 августа 24 августа 26 августа 27 августа Остановка у села Бородино. Французы штурмовали Шевардинский редут. Оборона центра - Курганной высоты батареей Раевского, левого фланга -Багратионовы флеши. Бородинское сражение Отступление русских войск Не выявило победи-теля , но показало , что русская армия может сражаться с «Великой армией» Наполеона Тарути-нский манёвр Кутузов Наполе-он 2 сентября 7 октября Организация прикрытия тульских оружейных заводов и пути к южным продовольственным складам. Активные действия партизанских отрядов. Ослабление французской армии. Тарутинский бой. Отступление французов Ослабление французской армии. Партизанское движение Кутузов Наполе-он август- декабрь 1812 г. Действие первых партизанских отрядов под руководством Г.Курина, В.Кожиной,А.Н.Сеславина, И.С.Дорохова. Руководителем назначен Д.В.Давыдов. А.С.Фигнер слал донесения из Москвы. Ослабление французской армии. Победа русских войск Кутузов Наполе-он Октябрь - 14 ноября декабрь Отступление по Смоленской дороге. Переправа французских войск через реку Березену. Переправа остатков французских войск через Неман Победа русских войск.

Синхронистические таблицы фиксируют наиболее важные события и явления, происходящие в разных странах примерно в одно и то же время.

период эпоха Основные черты ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Предыстория Эпоха первобытных отношений 2,5 млн лет назад-3-е тысячелетие до н.э. 1. Появление и становление человека 2. Создание орудий труда 3. Зарождение скотоводства и земледелия 4. Начало выплавки металлов 5. Переход к производящему хозяйству Древний мир Расцвет локальных (местных) цивилизаций 3-е тысячелетие до н.э. – V в. н.э. 1. Переход от родовой к соседской общине 2. Образование государств 3. Отделение ремесла от сельского хозяйства 4. Появление городов и возникновение письменности Зарождение мировых религий 6. Существование рабовладения ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Эпоха господства феодальных отношений V – конец XV века 1. Великое переселение народов 2. Образование европейских государств 3. Складывание иерархической структуры общества 4. Рыцари и крестовые походы 5. Христианство – основа культурной и духовной жизни общества ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Эпоха становления и развития капиталистических отношений XVI – начало XX в. 1.Великие Географические открытия 2. Эпоха Возрождения 3.Колонизация Америки, Африки, Азии 4. Реформация 5. Буржуазные революции в Европе 6. Возникновение идеологии Просвещения 7. Промышленный переворот и становление индустриального общества НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ Современная эпоха XX – начало XXI века 1.Мировые войны 2.Революции в России 3. Противостояние двух мировых систем 4. Ликвидация колониализма 5. Распад СССР 6. Переход к индустриальному и постиндустриальному обществу ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Сравнительная таблица строится на сопоставительном анализе тех или иных исторических событий (важно определиться с линиями сравнения, объектами анализа).

Сравниваемые характеристики Италия Германия Испания Степень контроля государства над обществом Жесткий контроль над экономикой -- корпоративизм Все сферы жизни общества Отсутствие жесткого контроля над обществом Партийная политическая система Монополия «фашидикомбатименто» Монополия НСДАП Монополия «Испанской фаланги» «Вождизм» Дуче Бенито Муссолини Фюрер Адольф Гитлер Каудильо Франсиско Франко Баамонде Путь во власть Создание коалиционного правительства. Победа на выборах в парламент в 1924 году Победа на выборах в рейхстаг в 1933 году Победа в гражданской войне, режим навязан извне Система репрессивных органов государства организация концлагерей для инакомыслящих Гестапо, организация концлагерей для инакомыслящих Сращивание партийных и государственных органов Роспуск палаты депутатов. Формирование Палаты фашей и корпораций 1933г – закон о единстве партии и государства, 1934 – Гитлер фюрер и рейхсканцлер пожизненно 1936 г – Франко имеет пост главнокомандующего, звание генералиссимуса, глава государства Идеология  «Вне государства не существуют человеческие и духовные ценности»-культ государства «Один народ, одно государство, один вождь». Нацизм (превосходство немецкой нации) , антисемитизм, культ силы Фалангизм не стал государственной идеологией Отношение к церкви Большое влияние католической церкви. 1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет города Ватикан) Конфликт с Церковью, оккультизм Большое влияние католической церкви Внешняя политика 1935-1936 гг – вторжение в Албанию, захват Эфиопии, 1937 – присоединение к Антикоминтерновскому пакту 1933-1935 – отмена Версальских ограничений, 1936-1939 гг – аншлюс Австрии, раздел Чехословакии, 1.09.1939 – нападение на Польшу Франко уклонился от официального вступления в войну. Характер политического режима Тоталитаризм -- фашизм Тоталитаризм -- нацизм Умеренно-тоталитарный режим --франкизм, фалангизм  «Политические режимы Италии, Германии, Испании»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации