12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Елена Вадимовна1621
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЭД-СКАЗКИ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ


Е.В.Добрынина

МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик»

г.Чебоксары

d14lena@mail.ru


Аннотация. Рефаш-технология основана на изменении образа героя сказки с «грустным» сюжетом (сэд-сказки). Дети учатся находить в знакомой сказке причину «несчастья», и, путем изменения внутреннего или внешнего качества одного героя, изменять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. В ходе реализации технологии достигаются планируемые результаты. Обучение вербальному творчеству способствует как решению чисто логопедических задач, так и становлению личностных качеств ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова: рефаш-технология, сэд-сказка, вербальное творчество.

Вербальное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передать свой замысел.

Особенностью связной речи детей с ОВЗ является то, что они употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко, вместо самостоятельной формулировки ответа, дошкольники неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Структура речи также не совершенна. В старшем дошкольном возрасте дети с ОВЗ уже подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картине, по игрушке. Однако их рассказы копируют образец взрослого; дети не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Новая рефаш-технология обучения творческому рассказыванию старших дошкольников с ОВЗ способствует эффективному решению обозначенных проблем.

Рефаш-технология (от англ. re-fuse – изменение образа) в обучении творческому рассказыванию детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здровья) - это инновационная логопедическая технология развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, основанная на изменении образа сказочного героя с целью формирования навыков составления творческих рассказов на основе знакомых сказочных сюжетов.

Цель технологии: формирование у дошкольников с ОВЗ навыков составления творческих рассказов на основе знакомых сказочных сюжетов.

Задачи:

Учить сочинять небольшую сказку по теме, рассказывать о своих впечатлениях по увиденному и услышанному в ходе реализации сказочного сюжета, высказываться по содержанию сказки (с помощью взрослого и самостоятельно).

Развивать навыки вербального творчества с помощью изменения образа сказочного героя; формировать звукопрозносительную и лексико-грамматическую сторону речи.

Воспитывать духовно-нравственные качества личности (чувство сопереживания сказочным героям, стремление помочь попавшим в беду, любовь к родителям, послушание и др.).

Возрастная категория: дети 5-7 лет с ОВЗ.

Правила применения рефаш-технологии:

Используемая в ходе реализации технологии сказка должна быть с «печальным сюжетом» (сэд-сказка), после трансформации образа героя сюжет становится «счастливым».

Сэд-сказка должна быть небольшой по объему и знакомой детям.

Количество героев сказки уменьшать не рекомендуется (увеличивать можно, но не более, чем на 1-2 героя).

Последовательность событий сказки не меняется (можно добавлять 1-2 события после воспроизведения основных событий).

Образ героя, подвергшегося изменению, меняется в лучшую сторону (герой должен стать хорошим или еще лучше).

Трансформированная сказка должна содержать поучительный смысл (мораль можно изменить, исходя из вновь выстроенного сюжета).

Алгоритм реализации рефаш-технологии:

- Выбор педагогом знакомой детям сэд-сказки.

- Определение количества героев и называние их (совместно с детьми).

- Определение причины «грустного (печального) конца» (совместно с детьми).

- Выбор героя для изменения образа (совместно с детьми).

- Изменение образа выбранного героя (совместно с детьми).

- Определение «счастливого конца сюжета» (совместно с детьми).

- Составление творческих рассказов детьми.

В ходе реализации технологии возможно использование следующих сэд-сказок: русские народные сказки «Колобок», «Волк и козлята», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Липовая нога», «Лечея-плачея», «Присяга», «Волк и лиса» и др.

При работе над сэд-сказками, помимо развития связной речи, также проводится работа по коррекции звукопроизношения, нормализации просодических компонентов, формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОВЗ.

Например, использование пальчиковых дорожек, по которым двигаются герои сказок, позволяет ребенку параллельно произносить слоги с закрепляемым на данный момент звуком, а изменение силы и высоты голоса при озвучивании сказочных героев нормализует просодику.

Вербальное творчество открывает широкие возможности для обогащения и активизации словаря, а также формирования навыков словоизменения и словообразования (например, колобок был сладким, а стал соленым; колобок катился, покатился, укатился, закатился; сел на лисью мордочку; избушка в лесу – лесная избушка и др.).

Игры-драматизации с матрешками, пальчиковым театром, использование тактильных и шаговых дорожек способствуют развитию мелкой моторики дошкольников с ОВЗ.

Необходимо уделять внимание и воспитательному значению сказки. Логопед в ходе реализации рефаш-технологии может направить создание творческих рассказов детьми в нужное русло: добро, взаимовыручка героев, поддержка и помощь в трудной ситуации, любовь к родителям, послушание, - все это является духовно-нравственной основой воспитания дошкольников.

Планируемые результаты:

Ребенок: сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно).

Таким образом, рефаш-технология основана на изменении образа героя сказки с «грустным» сюжетом. Такая сказка называется сэд-сказка. Дети учатся находить в знакомой сказке причину «несчастья», и, путем изменения внутреннего или внешнего качества одного героя, изменять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. Причем последовательность сюжета не меняется. Меняется только конец сказки и ее мораль.

Работа над сказкой осуществляется по правилам, изменение сказочного образа проходит по алгоритму. В ходе реализации технологии достигаются планируемые результаты. Обучение вербальному творчеству способствует как решению чисто логопедических задач, так и становлению личностных качеств ребенка с ОВЗ. Применение технологии на логопедических занятиях позволяет вызвать интерес ребенка к вербальному творчеству, на основе интереса с помощью применения алгоритма и методических приемов формируется навык составления творческих рассказов, это способствует развитию самоопределения, что, в конечном итоге, благотворно влияет на позитивную социализацию ребенка с ОВЗ.


ЛИТЕРАТУРА

Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: «В.Секачев», 2014.

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. –М.: «АРКТИ», 2017.

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (3)

Кияйкина Наталья Федоровна, 17.07.20 в 07:17 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за распространение педагогического опыта!
Антонова Елена Вадимовна, 19.07.20 в 08:58 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за положительные отзывы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.