Применение технологии сопровождаемого возросления
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ «ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ «СОЛНЫШКО» Еманаева Светлана Сергеевна – воспитатель ГБУ РМЭ «Детский дом-интернат «Солнышко» первая квалификационная категория Стаж работы - 3 года 6 месяцев Йошкар-Ола, 2022 Применение технологии сопровождаемго взросления «МАСТЕРСКАЯ ВЗРОСЛЕНИЯ»
Одним из способов улучшения качества жизни детей с нарушением интеллекта является повышение уровня их социальной адаптации в обществе. Долгое время задача социализации детей с нарушением интеллекта сводилась к уходу и обучению элементарным навыкам самообслуживания. Практика показывает, что многие из ребят, оказываясь во взрослом учреждении, начинают хуже справляться со своими нуждами, не могут адаптироваться к новым условиям, как следствие – снижается качество их жизни. Прибегая к различным способам решения данной проблемы, я стала использовать технологию сопровождаемого взросления, которая дала положительные результаты.
Мастерская взросления Цель – достижение каждым воспитанником максимально возможного уровня самостоятельности при решении жизненных задач и социального взаимодействия. Задачи: 1.Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении. 2.Вовлечь детей в позитивную деятельность, опираясь на их возможности, интересы и способности. 3.Развить навыки общения и взаимодействия с окружающими. 4.Создать условия для персонализированности среды 5. Развить социально-бытовые навыки Практика направлена на детей с интеллектуальными нарушениями младшего и среднего возраста Территория внедрения: ГБУ РМЭ «Детский дом-интернат «Солнышко» Число лиц, участвующих в практике «Мастерская взросления» - 8 человек
Персонализация среды Одним из ключевых условий сопровождаемого взросления повседневной жизни в группе является персонализация среды. Для ребенка персонализированность среды прежде всего проявляется в наличие у него личных вещей и осознании им, что вещи являются его личными. О персонализированности среды говорят личные фотографии ребенка и важные для него предметы, связанные с его личным опытом (маркеры его опыта), возможность их хранить и пользоваться ими.
Визуальные помощники Постепенно ввожу гибкое сочетание режимных моментов и самостоятельного планирования свободного времени. Из методов альтернативной коммуникации использую визуальное расписание режимных моментов, визуальные правила проживания в группе. Они способствует повышению уровня самостоятельности воспитанников при планировании, распределении и выполнении повседневных дел.
Привлечение ребенка к бытовым делам – неотъемлемая часть программы социализации, взросления и развития самостоятельности.
Коррекционные занятия Коррекционные занятия и школа. Ребята получают образование по АООП образования детей с нарушениями интеллекта (вариант 2). Так же посещают занятия специалистов учреждения: учителя-логопеда, учителя дефектолога и педагога-психолога.
Кружки по интересам Ребята занимаются в кружках по интересам, где они приобретают умения и навыки для творческой деятельности.
Посещение магазина Регулярно организуются поездки в магазин, где ребятам предоставляется возможность самостоятельно выбрать необходимый товар, расплатиться за него в кассе. Отрабатываются все этапы процесса похода в магазин, устраняются сложности в общении детей с остальными участниками процесса, отрабатываются речевые и поведенческие штампы, которые помогут детям легче ориентироваться в ситуации в будущем.
Ежедневные прогулки Прогулка так же является средством социализации детей с нарушениями интеллекта, в процессе прогулки создается ситуация реальной связи ребенка с жизнью в различных ее проявлениях. На прогулках обязательно играю с ребятами. Ребенок чувствует взрослую причастность к своим интересам. Так формирую доверие к миру, благодарность и чувство любви к ближним.
Праздники В группе, как и в любой семье, существуют такие традиции как празднование Нового года, Дня Рождения, именин, воскресные чаепития.Все это способствует сплочению детского коллектива, установлению благоприятного психологического климата в группе, добрых, открытых взаимоотношений; формирует у детей такие социально значимые качества как сострадание, доброта, любовь, готовность придти на помощь.
Взаимодействие с волонтерами Частыми гостями в учреждении являются волотеры, общаясь с добрыми помощниками, ребята чувствуют себя нужными, интересными обществу. Получают любовь и внимание, видят позитивные образцы поведения.
Результаты применения технологии сопровождаемого взросления Рисунок 1 Динамика усвоения воспитанниками позитивного социального опыта Рисунок 2 Динамика навыков самообслуживания
Исходя из данных диагностики за 2022 год, можно сделать вывод, что показатели низкого уровня навыков самообслуживания снизился на 12,5%, что составляет один ребенок, средний уровень остался прежним (50%) и высокий стал на одного ребенка больше (25%). Таким образом, технология сопровождаемого взросления способствует повышению уровня самостоятельности воспитанников, помогает в дальнейшем жизнеопределении. У воспитанников закрепляется жизненно полезная личностная черта – самостоятельность, формируются такие волевые качества, как настойчивость, упорство, ответственность.