12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Геннадьевна Кудрявцева513
Высшее дефектологическое образование. Работаю учителем-логопедом в общеобразовательной школе. Обожаю свою работу. Люблю чувствовать удовлетворённость от положительных результатов в работе с детьми. С увлечением ищу новые технологии в работе.
Россия, Новосибирская обл., город Барабинск

Кудрявцева Елена Геннадьевна,

учитель-логопед МБОУ СОШ №93

Барабинского района Новосибирской области



Применение тренажёра «Дэльфа – 142.1» на логопедических занятиях

для повышения интереса к обучению у младших школьников

с нарушениями речи и ОВЗ.

Разнообразные нарушения в устной и письменной речи у младших школьников являются одной из распространённых причин неуспеваемости в школе. У учащихся с речевыми нарушениями и ОВЗ отмечается сниженный уровень познавательной активности и в целом наблюдается снижение мотивации к обучению.

Как же привлечь внимание детей с речевыми нарушениями и ограниченными возможностями здоровья в начальной школе к изучаемому материалу на логопедических занятиях?

Мир не стоит на месте. Современный мир полон новых технологий. Наши дети идут в ногу со временем. Они быстрее нас осваивают этот необычный и загадочный мир цифровых и компьютерных технологий. А, как известно всё новое и необычное вызывает интерес. Поэтому в коррекционной логопедической работе с учащимися начальных классов с нарушениями речи применяю информационно – коммуникационные технологии.

Компьютерные игры, мультимедийные презентации, интерактивные пособия, логопедические тренажёры – вызывают у детей большой интерес, привлекают особое внимание. Яркие красочные персонажи, картинки, смена слайдов и сцен, постоянное сюжетное движение, которыми наполнены логопедические компьютерные игры и тренажёры, помогают мотивировать учащихся к выполнению заданий и обучения в целом.

На своих занятиях активно использую логопедический тренажёр «Дэльфа – 142.1.» Данный многофункциональный компьютерный тренажёр обеспечивает процесс коррекции речи младших школьников на всех этапах логопедического занятия: как в устной, так и в письменной речи.

Выполняя задания на компьютере необходимо учитывать время работы и включать в занятия музыкальные двигательные паузы, физические минутки, зрительную гимнастику, пальчиковые упражнения, малоподвижные игры, расслабляющую гимнастику.

Компьютерный логопедический тренажёр даёт возможность учащимся не только вместе с логопедом научиться работать с клавиатурой и мышью, но и в дальнейшем самостоятельно выполнять задания, что повышает их познавательный интерес и соответственно эффективность обучающего процесса. Если задание выполнено правильно, то звучит определённый сигнал или голос, который стимулирует положительный эмоциональный отклик у ребёнка.

В комплекте с диском используется микрофон, который вызывает неподдельный интерес у детей держать в руках настоящий микрофон, говорить в него, выполнять задания. При этом для правильного выполнения заданий нужно приложить определённые усилия, чтобы сила выдоха превысила установленный порог чувствительности. Во время выполнения разнообразных заданий можно устроить соревновательный момент между детьми, который повышает учебную мотивацию.

Логопедический тренажёр «Дэльфа – 142.1» состоит из нескольких разделов: «Звук», «Буква», «Слог», «Слово», «Предложение», «Текст».

Экран главного меню выполнен в виде избушки с открывающейся дверкой и появляющегося гнома, сразу привлекая внимание детей и вызывая огромный интерес погружения в сказку, таинственность, неизвестность. Что там, дальше?

Для учащихся с нарушениями произносительной стороны речи в коррекционное занятие обязательно включаю работу по коррекции речевого дыхания, развитию силы голоса. Используя сюжет игры или сказки, дети задувают свечи на праздничном пироге, дуют на чашку чая, чтобы остудить его и вместе с героем мультфильма попить чай. Тренажёр позволяет устанавливать контрольное время выполнения заданий, что также вносит определённый соревновательный момент, побуждающий учащихся начальных классов с речевыми нарушениями и ОВЗ правильно выполнять образовательную и обучающую задачу на занятии.

Или, наоборот, с огромным интересом учащиеся помогают раздуть костёр на пикнике, в походе с родителями. При этом мы проговариваем с ними, как правильно потушить костёр, чтобы защитить природу от пожара.

Используя упражнение «Ёлочка», дети должны зажечь огоньки на ёлке только тогда, когда будут тянуть звук или говорить на одном дыхании. Выполняя данное упражнение, проговариваем с детьми правила безопасного пользования электричеством.

Дети с нетерпением ждут следующего занятия, чтобы выполнить самые разные упражнения: «Репка», «Росток», «Бабочка», «Сказочный замок», «Мельница», «Колобок» и другие. Тем самым повышается мотивационный интерес учащихся к обучению в коррекции звукопроизношения, отработке на логопедических занятиях.

Каждый раздел логопедического тренажёра включает разнообразные игровые упражнения для отработки правильного речевого обучающего навыка на каждом этапе коррекции речевых нарушений.

Раздел «Буква» включает работу над всеми буквами алфавита. Для запоминания образа буквы в разделе представлены упражнения, которые очень нравятся учащимся. При выполнении упражнений «Собери букву» учащиеся развивают воображение и соотносят элементы буквы в пространстве из 2-х, 4-х и нескольких частей. Во время выполнения упражнений «Найди букву» у учащихся формируются начальные навыки чтения. Так же в разделе представлены упражнения на развитие навыков звукового анализа слов, определения места заданной буквы в слове, определения пропущенной буквы в словах, определения парного согласного звука в слове, обозначая его соответствующей буквой, что очень важно в дальнейшем для формирования навыков письма.

Раздел «Слог» включает множество интересных заданий, с помощью которых ребята с увлечением учатся правильно читать, отрабатывают навыки чтения прямых и обратных слогов, а также восприятия слов сложной слоговой структуры.

Раздел «Слово» помогает учащимся не только формировать навыки чтения и понимания слов, но и развивать лексико-грамматический строй речи. Данный раздел включает задания на определение частей речи: существительные, прилагательные, глаголы. Одновременно задания данного раздела тренируют умения детей анализировать звуковой состав слова и некоторые орфографические навыки.

Раздел «Предложение» предназначен для развития лексико-грамматической стороны речи учащихся. Выполняя самые разные упражнения, дети учатся согласовывать слова в роде, числе, падеже в предложении. Часто учащиеся пропускают предлог в предложении в устной речи, а затем и на письме. Тренажёр помогает упражнять учащихся правильно использовать падежные конструкции и употреблять предлоги в устной и письменной речи в упражнениях «Восстанови предложение», «Составь предложение», «Вставь пропущенное слово», «Вставь предлог» и других.

Дети с речевыми нарушениями и ОВЗ часто не умеют или затрудняются составлять связный рассказ и пересказывать текст. В их речи присутствуют простые нераспространённые предложения с аграмматизмами. В разделе «Текст» логопед выбирает рассказ и уровень сложности, в котором будет работать ребёнок. В данном разделе мы обучаем связному пересказу текстов учащихся с речевыми нарушениями и ОВЗ. Сначала учащиеся читают текст, выведенный на экран, затем отвечают на вопросы по прочитанному рассказу, выбрав правильный вариант ответа из 4-х. следующий шаг работы над рассказом – это нахождение слов, которые встречались в тексте. На данном этапе одновременно идёт работа по развитию зрительного внимания и памяти, для того, чтобы среди цепочки представленных слов, найти слова из текста. Если слово выбрано правильно, звучит приятный сигнал. Затем на экран выводятся слова – опоры, с помощью которых ребята вспоминают и пересказывают текст. Дети с удовольствием продолжают выполнять следующие задания, а значит и повышается уровень обучения и развития речи младших школьников на логопедическом занятии. Логопед хвалит ребёнка и может включить кнопку «Музыкальный фрагмент», как бы поздравляя с успешным выполнением задания.

На логопедическом тренажёре также проводится работа над связным составлением рассказа по картинке. Логопед выбирает репродукцию картины в соответствии с темой и включает фонограмму музыки, которая ассоциируется с данной картиной. Затем на экране появляются вопросы и выделяются фрагменты картины или выводится на экран речевой лексический материал, помогающие ребёнку ответить на вопрос. Далее ребёнок, вспоминая важные фрагменты и детали картины, проводя курсором мыши и выделяя цветом вспоминает с помощью подсказок и составляет рассказ. А затем самостоятельно, опираясь на картину и музыку, составляет свой рассказ.

Конечно, не с первого и со второго раза, дети с нарушениями речи и ОВЗ могут выполнять сложные в понимании и выполнении задания и упражнения. Но проводя работу с учащимися последовательно и двигаясь, от простого задания к сложному, хваля их, создавая положительный эмоциональный настрой на занятиях, мы получаем положительные результаты в коррекции и развитии речи у младших школьников.

Несомненно, логопедический тренажёр «Дэльфа – 142.1» является отличным помощником в работе с учащимися с речевыми нарушениями и ОВЗ. Кроме этого с помощью тренажёра у детей развиваются мышление, слуховое и зрительное внимание и память, воображение.

Таким образом, если правильно распределять работу за компьютером, то использование современных ИК технологий помогают в обучении на логопедических занятиях и побуждают интерес к получению знаний у младших школьников.











Дата проведения: с 10 сентября по 10 декабря
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.