Доклад «Примеры заданий для формирования естественнонаучной грамотности на уроках физики и способы их оценивания»

4
0
Материал опубликован 20 May 2022

Баласанова Ольга Валентиновна,

учитель физики

МАОУ СОШ №28 г. Балаково Саратовской области

 

 

 

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И СПОСОБЫ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ

 

Функциональная грамотность – это умение эффективно действовать в нестандартных ситуациях. Её можно определить как повседневную «мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней (Издательство «Просвещение»).

На уроках физики учитель формирует естественнонаучное познание, используя методы эмпирического и теоретического исследования, индукцию, дедукцию, анализ, обобщение и многое другое. Но выходя из-за парты, ученик «отсеивает» учебный материал, поэтому в «сухом остатке» должны остаться умения, которые мы и называем функциональной грамотностью.

Предметная область физики пересекается с областями многих других наук, что делает ее изучение сложным для большой категории обучающихся. Задача учителя сориентировать учеников на те аспекты предмета, которые будут им необходимы здесь и сейчас, при этом сформировать УУД и получить высокие результаты не только предметные, но метапредметные и личностные.

Можно выделить «три кита» естественнонаучной грамотности, которые невозможно отделить от современного понимания окружающего мира и явлений:

- читательская грамотность;

- математическая грамотность;

- цифровая грамотность.

 Для достижения высоких результатов необходимо, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель. И этот комплексный подход должен затрагивать все три грамотности в совокупности, поэтому для оценивая любых функций не подходит обычная пятибалльная система.

При разборе заданий, оценивающих естественнонаучную грамотность, необходимо выделить уровень сформированности математической и читательской грамотности. Для этого я использую сигнальный лист, в котором маркерами зеленого, желтого и красного цвета отмечаю результаты учеников: зеленый цвет – высокий уровень, желтый цвет – средний уровень, красный цвет (цвет тревоги) – низкий результат. Пример:

t1653063420aa.png

При систематическом подходе видна динамика каждого обучающегося.

Внимательно изучив задания из открытого банка ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», я составила примеры заданий, которые можно использовать при формировании естественнонаучной грамотности на уроках физики:

«Гель для душа»

Вы держите в руках флакон, в котором находится гель для душа. Внимательно изучите этикетку. Предложите способы определения плотности геля. Определимте, какой способ будет наиболее точным. С какими трудностями вы столкнётесь? Составьте план работы. Оформите итоговое решение. (Пояснение: можно использовать флакон любого средства)

«Работа и мощность»

Андрей коллекционирует различные этикетки продуктов питания. Рассматривая их, он увидел, что на этикетках присутствуют различные термины, и некоторые можно встретить абсолютно на всех этикетках.

t1653063420ab.jpg

t1653063420ac.jpg

 

 

t1653063420ad.jpg

1. Помогите Андрею найти термины, которые присутствуют на всех трех этикетках:

Состав

Масса нетто

Пищевая ценность

Консервы овощные

Относительная влажность

Срок годности

Энергетическая ценность

 

2. Андрей решил проверить, как внимательно читает этикетки старшая сестра Настя и предложил ей соотнести правый и левый столбик.

 

А. Филе цыплят-бройлеров

1. Самый короткий срок годности

Б. Сдоба с изюмом «Вкусняшка»

2. Можно хранить не в холодильнике

В. Кабачки с зеленью

3.Самый калорийный продукт

 

Настя получила такое соотношение А1 Б2 В3. Правильно ли выполнила задание брата Настя? Если нет, исправьте ошибки.

3. Изучая энергетическую ценность продуктов, Андрей рассчитал, какую мощность можно развить, если потратить за минуту работу равную энергетической ценности, которую он получит, если съест целиком сдобу с изюмом «Вкусняшка». Какой результат он получил?

 

«Электроприборы» (переделаем по примеру заданий на функциональную грамотность)

По техническим характеристикам определите, сопротивление каждого прибора.

Каким общим сопротивлением будет обладать участок бытовой цепи, если включить все три прибора одновременно?

Рассчитайте, какую оплату за электроэнергию вы должны внести за 30 дней, если электрочайник использовали ежедневно в общей сложности 70 минут , пылесос – раз в неделю в течении 0,5 часа, а фен-расческу – в среднем 4 раза в неделю по 10 минут. Тариф 3,83 копейки за киловатт-час.

t1653063420af.png

 

t1653063420ae.png

t1653063420ag.jpg

 

Задания могут быть включены на любом этапе урока, и на начальном этапе изучения предмета «Физика» наиболее важную роль при оценивании заданий естественнонаучной грамотности является рефлексия. Чтобы получить наиболее точную оценку уровня понимания, я использую всем знакомые приемы рефлексии:

t1653063420aj.jpgt1653063420ah.jpg

t1653063420ai.png

t1653063420ak.jpg

Эмоциональная рефлексия

Лесенка успеха

Синквейн

Дерево успеха

Восхождение

на пик знаний

Какие еще примеры и задания можно использовать для развития естественнонаучной грамотности? На мой взгляд, это широкий спектр заданий, включающих в себя научный текст, проведение небольшого эксперимента и построение причинно-следственной связи, выраженной умозаключением или выводом формулы. Например:

- задания из открытого банка Института стратегии развития образования,

- тексты из открытого банка заданий ОГЭ по физике,

- познавательные видеоролики «GetAClass - Физика в опытах и экспериментах»,

- экспериментальные задания из сборника самостоятельных и контрольных работ 7-11 класс,

- дополнительный материал в учебнике под рубрикой «Это любопытно…»

- энциклопедический материал.

В заключение, я хочу отметить, что формирование функциональной грамотности - это кропотливый труд, но необходимый, т.к. с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека, на первое место вышло обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой социальноответственной личности. 

Информационные источники:

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ - открытый банк заданий

https://prosv.ru/ - сайт издательства «Просвещения»

https://infourok.ru/kopilka-priyomov-refleksii-bolee-priemov-3463151.html

https://infourok.ru/funkcionalnaya-gramotnost-kak-cel-i-rezultat-sovremennogo-obrazovaniya-5519916.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.