12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Осипова Валентина Александровна18
3

Примерная программа внеурочной деятельности «Математика без скуки» для детей 8-10 лет









Примерная программа внеурочной деятельности

«Математика без скуки» для детей 8-10 лет

(Осипова Валентина Александровна,

учитель начальных классов)


















Пояснительная записка

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности «Математика без скуки» предназначена для развития математических способностей учащихся, коммуникативных умений с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.

Данная программа соответствует познавательным возможностям учащихся и способствует развитию учебной мотивации.

Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности, расширение математического кругозора и эрудиции учащихся, развитие творческого мышления.

Задачи:

углубление и расширение знаний учащихся по математике через решение занимательных, нестандартных задач;

формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;

развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировано доказывать свою точку зрения, строить умозаключения; 

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других.

Формы организации занятий и виды учебной деятельности

Программа рассчитана на детей 8–10-летнего возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю или в каникулярное время. Всего – 8 ч.

Формы организации деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.


Планируемые результаты


В результате освоения программы обучающиеся

Узнают о

способах и приемах решения логических задач;

выполнения вычислительных действиях в нестандартных условия.

Получат опыт

выполнения вычислительных действий разного уровня сложности;

решения задач на логическое мышление, решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

решение более сложных комбинаторных задач; действий с величинами, геометрическими объектами; овладение математической речью.

Смогут

составление викторины, кроссворда с использованием математической лексики и терминологии;

решение проблемных заданий;

участие во внешкольных олимпиадах и конкурсах математической направленности.


В ходе освоения программы обучающиеся получат возможность для формирования у них УУД:

Личностными результатами освоения данного курса являются: формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

Регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию. Научатся контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии, сопоставлять полученный результат с заданным условием, контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся анализировать объекты с целью выделения признаков, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать гипотезы, применять изученные способы работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками, конструировать несложные задачи.

Коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, аргументировать свою позицию, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения, участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.


Содержание программы

Занятие 1 - Математика-это интересно

Кружковое занятие, на котором рассматриваются интересные факты математики, волшебные таблицы и квадраты, фокусы с числами, математические софизмы, проводятся математические игры.

Занятие 2 – Математика с улыбкой: Задачи-шутки и ребусы.

Индивидуальная и групповая формы деятельности по решению задач-шуток и ребусов. Создание своих ребусов.

Занятие 3 - Мир головоломок.

Индивидуальная и групповая формы деятельности по решению головоломок.

Изучение Танграм – головоломки, изобретенной в Древнем Китае. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинок.

Занятие 4 – Лабиринты.

Знакомство с лабиринтами. Игры в лабиринте, создание собственных лабиринтов.

Занятие 5 - Конкурс ребусов, головоломок и лабиринтов.

Коллективное творческое дело – проведение конкурса. Выпуск мини-газет.

Занятия 6 - Геометрия вокруг нас. Многоугольники.

«Дворец царицы Математики». Групповое занятие по вырезанию из бумаги. Работа над проектным заданием (индивидуальный или групповой).

Занятие 7 - Презентация результатов выполнения проектного задания.

Представление своих работ обучающимися – выставка работ. Создание фото-альбома работ учащихся.

Занятия 8 - Культурно-образовательное событие КВН «Царица наук».

Коллективно-творческое дело – проведение математического КВНа.


Тематическое планирование


Тема занятия

Вид деятельности

Форма

1

Математика-это интересно.

Разгадывание математических фокусов.

Математические игры.

2

Математика с улыбкой: Задачи-шутки и ребусы

Решение занимательных задач и ребусов. Составление ребусов, содержащих числа.

Практикум.

3

Мир головоломок

Решение головоломок. Составление картинок.


Практикум.

4

Лабиринты

Создание своих лабиринтов.

Практикум.

5

Конкурс ребусов, головоломок и лабиринтов

Выполнение творческих заданий.

Конкурс.

Выпуск мини-газет.

6

Геометрия вокруг нас

Многоугольники

Участие в проектной деятельности. Оформление результатов работы групп.


Творческая работа

в группах.


7

Презентация результатов выполнения проектного задания

Представление своих работ. Защита проектов.


Выставка работ.

Фото- альбом.

8

Культурно-образовательное событие

КВН «Царица наук»

Коллективное творческое дело.

Интеллектуальная игра КВН.


Учебно-методическое обеспечение курса

Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. 2009. № 7.

Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2011.

Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников». - М.: Просвещение, 2011.

Перельман, И. Живая математика [Текст] / И. Перельман.- М.: Триада-литера, 1994.- с.174

Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2012.

Интернет-ресурсы


http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

http://puzzle-ru.blogspot.com— головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

reshi-pishi.ru—квесты и задания по математике, логике.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.