Примерная рабочая программа по русскому языку для 3-4 классов НОО «Городок русского языка»
Примерная рабочая программа
по русскому языку
для 3 – 4 классов
начального общего образования
« Городок русского языка»
Подготовила:
Дубровина Юлия Олеговна
Учитель начальных классов
Ярославль
Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
Цели:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
развитие интереса к учебному предмету "Русский язык", воспитание любви к русскому языку;
повышение уровня языкового развития и речевой культуры;
развитие познавательных интересов и творческих способностей в ходе самостоятельной деятельности;
углубление знаний по предмету "Русский язык".
Формировать творческую активность учащихся на занятии кружка способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
расширять лингвистический кругозор школьников;
воспитывать языковое чутьё;
повышать общую языковую культуру обучающихся;
развивать и совершенствовать психологические качества обучающихся: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
Задачи:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Углублять и развивать интерес учащихся к изучению русского языка.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы:
научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий.
Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные обучающимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.
Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
Принцип занимательности.
Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям данного курса. Занимательность достигается главным образом путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, кроссвордов. Однако, занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы обучающихся, развивает у них любознательность. Для обучающихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Кружок реализуется для детей 3-4 классов.
Посещение кружка 1 раз в неделю.
Время продолжительности – 40 минут.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Название занятия | Дата проведения |
1 | Введение. Организационное занятие. | |
2 | Станция №1. «Фонетика». Различаем звуки и буквы, характеризовать звуки русского языка, наш любимый русский алфавит, последовательность букв в русском алфавите с помощью игр. | |
3 | Загадки, шарады, проблемные задания по изученным темам. | |
4 | На что похоже буквы? | |
5 | Творческие задание на тему: «Моя любимая буква». | |
6 | Станция №2. «Орфоэпия». Постановки ударения и произношения слов. Слова паразиты. | |
7 | Занимательных формулировки и рифмовки. | |
8 | Творческое занятие на тему: «Моё любимое слово». | |
9 | Станция №3. «Состав слова (морфемика)». Части речи. | |
10 | Давайте познакомимся? Окончание, корень, приставка и суффикс. Где нас можно найти? | |
11 | Лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки. | |
12 | Фразеологический городок (устаревшие и новые фразеологизмы, строение, различие, выбор фразеологизма в речи). | |
13 | Конференция по теме: «Использование фразеологических сочетаний в русском языке». | |
14 | Творческое задание по теме: «Мой любимый фразеологизм и что он означает, а так же годе применяемся». | |
15 | Станция №4. «Орфография и Пунктуация». Удивительный мир пунктуационных знаков. | |
16 | Играем и сочиняем стихи со знаками препинания. | |
17 | Восклицательное/невосклицательное предложения. Читаем учебные тексты и озаглавливаем текст. Поиграем с текстом. |
|
18 | Творческое задание по теме: «Знак препинания». | |
19 | Станция №5. «Синтаксис». Развитие речи. | |
20 | Члены предложения и словосочетание. | |
21 | Однородные члены предложения. | |
22 | Творческое задание по теме: «Мой любимый член предложения и почему». | |
23 | Станция №6. «Лексика». Лингвистический кругозор. | |
24 | Знакомство с синонимами и антонимами. | |
25 | Поиграем с пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями. | |
26 | Наш любимый дедушка толковый словарь. | |
27 | Творческое задание по теме: «Моя любимая поговорка». | |
28 | Станция №7. «Морфология». Части речи в русском языке. | |
29 | Род, число, падеж, склонение. | |
30 | Попутешествуем во времени. Прошедшее, настоящее и будущее время. | |
31 | Творческое задание по теме: «Мои увлекательные истории в прошедшем, настоящем и будущем времени». | |
32 | Конец путешествую. Возвращение домой, делаем выводы. | |
Планируемые результаты освоения:
Личностные УУД:
интерес к предметно-исследовательской деятельности
представление о своей этнической принадлежности
интереса к познанию русского языка;
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
принимать роль в учебном сотрудничестве;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений.
Коммуникативные УУД:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
воспринимать другое мнение и позицию;
формировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению;
открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Результаты изучения кружка «Городок русского языка».
В результате изучения курса кружка русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. В процессе изучения русского языка ученики начальной школы получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У обучающегося начальной школы будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; они получат начальные представления о нормах русского литературного языка. Обучающийся начальной школы научатся осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное.
Обучающийся начальной школы получат первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомятся с разделами изучения языка. Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. В результате изучения курса русского языка у обучающегося начальной школы будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.