12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баданина Юлия Михайловна17
6

Статья «Принципы организации творческой работы на уроках русского языка и литературы»

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Основные методические инновации связаны сегодня c применением творческих видов деятельности в обучении русскому языку и литературе, поэтому актуальность данной темы безусловна.

Творческие задания на уроках русского языка и литературы позволяют не только разнообразить учебный процесс, сделав его привлекательным даже для слабо подготовленных учеников, но и стимулируют работу мозга, способствуют расширению кругозора и словарного запаса, совершенствуют процессы высшей нервной деятельности и все виды речевой деятельности. Творчество способствует самовыражению, мотивирует к саморазвитию и самообразованию.

Чтобы предлагаемые ученикам задания воспринимались ими c интересом, необходимо учитывать принцип доступности (обучающиеся активны на уроке, если материал доступен для них) и принцип учёта индивидуальных особенностей. Причём, реализация принципа доступности зависит не только от возраста участников урока, но и в огромной мере от степени теоретической подготовки и уровня развития речевой культуры.

Именно на этапе отбора заданий учитель должен чётко понимать возможности основного контингента класса. Например, в прошлом году мне пришлось изменить форму проведения итогового урока в одном из 6-х классов по теме «Части речи». Я очень люблю проводить диспуты, «суды», «обвинения» и другие формы уроков, требующие от ребят не только глубоких знаний по теме, определенного уровня навыка самостоятельной работы, но и умения дискутировать, а значит иметь развитую речевую культуру. В одном классе урок прошёл замечательно, как я и предполагала. Пусть диспут получился достаточно примитивным по содержанию (каждая группа отстаивала право одной из частей речи быть главной), но дети проделали качественную подготовительную работу, в течении недели консультируясь со мной по подготовленному материалу. Я с удовольствием наблюдала, с каким интересом они восприняли саму идею урока, как волновались, что у других групп выступление будет лучше. В параллельном же классе пришлось отказаться от затеи ещё на этапе подготовки. Во-первых, дети не могли договориться о составе групп, пришлось применить жеребьёвку. Хотя на уроках кратковременная парная и групповая работа не вызывала подобных проблем. Во-вторых, за два дня до проведения урока выяснилось, что только две группы из шести готовятся должным образом. В результате провели урок-путешествие, творческие задания, безусловно, были, а ребята, пожелавшие принять участие в диспуте, встретились в рамках внеурочной работы. Таким образом, уровень подготовленности класса играет ключевую роль при подготовке творческих упражнений.

Принцип учёта индивидуальных особенностей важен для создания комфортной атмосферы для каждого ребёнка. Не все дети могут выступать публично, поэтому в задачу учителя входит подбор заданий с учётом нюансов психологического портрета ученика. Здесь самыми благодатными, на мой взгляд, являются групповые задания. В группе есть роли для ребенка любого психотипа. Активные, любящие внимание дети, как правило, играют роль докладчика. «Тихие» отличники – незаменимые теоретики и координаторы. Художник, секретарь, хранитель времени – всем найдётся подходящая роль.

Не менее важно соблюдать принцип свободы выбора. К одному уроку я, как правило, предлагаю три-четыре вида творческих заданий. Это позволяет создать ситуацию успеха детям с разным уровнем владения предметом. Например, при изучении произведения О'Генри «Дары волхвов», я предлагаю такие задания:

1)Напиши синквейн к слову ЛЮБОВЬ;

2)Нарисуй подарки, преподнесённые молодыми людьми друг другу и составь их словесный портрет;

3)Напиши сочинение-рассуждение на тему: «Нравственный урок, который мне преподали Джим и Делла»;

4)Подбери русские и иностранные пословицы и поговорки, подходящие по смыслу к проблематике рассказа.

Принцип наглядности предполагает использование презентаций, фрагментов фильмов и театральных постановок, иллюстрирования, кластеров, создание лэпбуков, сюжетно-игровое построение процесса обучения и др.. Учащиеся должны наглядно увидеть, как составлять план произведения, как работать над докладом и т.д.

Принцип коммуникативности предполагает такую организацию творческого процесса, которая максимально моделирует ситуации речевого общения, стимулирующие речевую деятельность учащихся и вызывающие желание вступить в общение. Принцип предполагает максимальное сближение обстановки обучения с обстановкой реального общения. При этом предпочтение нужно отдавать ситуациям, близким учащимся и связанным с их личным опытом.

Принцип прочности и сознательности обеспечивается усвоением полученных знаний через систему применения творческих заданий. Причём, не только в границах обозначенных предметов, но и в межпредметном взаимодействии.

Творческие задания - одна из универсальных форм обучения, регулярное использование которой позволит сформировать устойчивый познавательный интерес к урокам русского языка и литературы, сделать процесс обучения ярким, разнообразным.

 

Библиографический список:

1. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004г.

2. Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск, 1999

3. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации / В.И. Лещинский. - Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003. - 239 с.

4. Никодимова Е.А. Методика выбора и оценки сравнительной эффективности личностно-ориентированных технологий обучения, Вологда, 2004 год

5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителей / А.В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 300 с.

6. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.- 202 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.