12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баринова Екатерина Сергеевна19
Россия, Рязанская обл., Рязань

Тема урока: Приставка

Цели: познакомиться с приставкой, как со значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах; образовывать с помощью приставки слова.

Ход урока.

Орг. момент.

Актуализация знаний.

Отгадайте мои загадки:

А) Верещунья белобока, а зовут ее …. (сорока)

Б) Без рук рисует, без зубов кусает … (мороз)

В) На жарком солнышке подсох и рвется из стручков …… (горох)

(отгадки записаны на откидной доске, открываем)

Словарная работа.

- Ребята, посмотрите внимательно на слова и ответьте какая орфограмма в них повторяется? (безударная гласная в корне слова)

- Как можно проверить написание безударной гласной в корне? (нужно подобрать слово, в котором безударная гласная встанет под ударение)

- Подберите проверочное слово. (у детей возникло затруднение)

- К каким словам мы не можем подобрать проверочные слова? (к словарным)

- Что мы делаем со словарными словами? (записываем в словарик и запоминаем)

- Ребята, откройте свои словарики и запишите данные слова, выделите орфограмму.

- Посмотрите на эти слова, что еще в них общего? (буквосочетание –оро-)

- Ребята, слова, которые имеют сочетание –оро- всегда пишутся через о, правописание этих слов нужно запомнить. А если вдруг мы забыли, как пишется слово, куда мы можем обратиться? (в орфографический словарь)

- Давайте запишем это буквосочетание на минутке чистописания.

Минутка чистописания. ОРО ОРО ОРО

Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Морфемика. Продолжим путешествие на поезде, чтобы наш поезд тронулся проведем блиц-опрос. Вспоминаем быстро, отвечаем хором.

-Без чего не может существовать слово? (без корня)

- Что такое корень? (главная, значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение)

- Как найти в слове корень? (подобрать однокоренные слова)

- Что такое окончание? (изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении)

- Молодцы, ребята! Наш поезд отправляется!

Мы ехали, ехали

К речке приехали

Мост переехали

Дальше поехали. (слайд)

 

- Ребята, взгляните на экран! Нам путь преградила табличка. Давайте прочитаем, что на ней написано. (читаем слова ехали, приехали, переехали, поехали)

- Назовите окончание (и)

- Что можно сказать про эти слова? (они однокоренные)

- Почему? (во всех словах одинаковый корень)

- Какой корень? (ех)

- В чем различие? (в значении)

- Какая часть слова придает им разное значение? (часть слова, которая стоит перед корнем)

- Кто знает, как называется эта часть? (приставка)

- молодцы! Тема нашего сегодняшнего урока «Приставка»

- Если знаем тему, давайте поставим задачи.

- узнаем:

1. Что такое приставка?

2. Где находится в слове?

3. Для чего служит?

4. Как выделяется?

- Тема определена, задачи поставлены, отправляемся дальше в путь.

4. Первичное восприятие.

Упражнение 153

- Прочитайте слова и определите какая часть общая в них. (корень –ход-)

- Значение у этих слов одинаковое? (нет)

- хоть слова и однокоренные, значения у них разные, а почему? (у них разные приставки) (слайд)

_ открываем тетради, подписываем число, классная работа, упражнение 153, списываем через запятую слова, выделяем корень и приставку.

- где стоит приставка в слове? (перед корнем)

- для чего нужна приставка? (для образования новых слов)

- Откройте правило на с 84 и прочитайте шепотом.

- Прочитайте вслух, затем хором.

Упражнение 154

- Ребята запомните, что в русском языке все приставки пишутся одинаково. Найдите упр. 154 и прочитайте таблицу шепотом.

- давайте, хором прочитаем данные приставки.

- Сейчас я буду читать вам слово, а вы мне образовывать новое слово с помощью приставки. Например6 лить-налить. (попробовали образовывать новые слова)

- Молодцы! А сейчас подпишите упр. 154, 1 вариант – образует новые слова от слов рисовать, писать; 2 вариант – слова везти, клеить.

- Выполнили – рука на локотке.

- Проверим, что у вас получилось.

- Давайте немного отдохнем.

5. Физминутка

6. Закрепление изученного

Упражнение 158

- Прочитайте первое предложение. Из какой сказки А. С. Пушкина эти строки? (сказка о царе Салтане).

- Спишите первое предложение, найдите слова с приставками и выделите их.

- К словам с выделенными орфограммами подберите проверочные слова.

- !!!!!!! поработает у доски, а остальные самостоятельно в своих тетрадочках.

- Ребята, давайте проверим в каких словах вы выделили приставки (послушала, вынесла, отхлынула)

- Давайте подберем к слову вынесла другую приставку? (принесла, отнесла, унесла, занесла)

- Скажите, у нас получились слова с одинаковым значением или с разным? (с разным)

- А почему? (потому, что приставка служит для образования новых слов)

- Где в словах стоит приставка? (перед корнем)

- Молодцы!!!

- Ребята, это предложение очень сложное, но давайте попробуем в нем выделить грамматическую основу.

- О чем говорится в предложении? (о волне)

- Ставим вопрос к слову волна. (что волна – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой)

- Что говорится о волне? (что она послушалась)

- Ставим вопрос к слову послушалась. (волна что сделала? Послушалась – это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами)

- Что еще нам известно о волне? (что она отхлынула и вынесла)

- Ставим вопрос к слову вынесла, отхлынула.

- Ребята, вы молодцы! Сколько подлежащих в этом предложении? (1)

- А сказуемых? (3)

- А как вы объяснили написание слов с выделенными орфограммами, я проверю, когда вы сдадите мне тетради.

7. Итог

- Что такое приставка?

- Где находится в слове?

- Для чего служит?

8. Рефлексия

- Наше путешествие в страну Морфемика на сегодня завершено.

- Кому понравилось это путешествие?

- Кто узнал что-то новое?

- У кого еще остались вопросы?

9.Домашнее задание

 

 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.