Приёмы и методы развития учебной мотивации обучающихся в образовательном процессе. Как вдохновить подростка учиться?

1
0
Материал опубликован 6 August 2021 в группе

















Приёмы и методы развития учебной мотивации обучающихся в образовательном процессе. Как вдохновить подростка учиться: типы мотивации.









Доклад подготовила:
социальный педагог

Черных Л.А.










Вступление.





Как говорил В. А. Сухомлинский: « Сегодня мы учимся вместе – Я, ваш учитель, и вы, мои ученики. Но в будущем ученик должен превзойти учителя, иначе в науке не будет прогресса»



Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму.  - Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

Выработка у обучающихся положительной мотивации и повышение познавательного интереса к учебе. Мотивирование школьников на достижение успеха в учебной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и создание соответствующих воспитательных ситуаций, должно способствовать развитию их потенциальных возможностей в процессе обучения. Внедрение новых образовательных стандартов в современной школе обуславливает поиск новых подходов в формировании учебной мотивации. Следует отметить, что проблема мотивирования школьников к познавательной деятельности изучалась и изучается учеными. Так, например, Г.И. Щукина и Н.Ф. Талызина изучали особенности строения и развития мотивационной сферы личности обучающихся, характеристики познавательной потребности изучал С.C. Ильин, свои исследования А.К. Маркова посвятила изучению спектра социальных и познавательных мотивов, С.С. Занюк, Н. Скороходова и X. Хекхаузен изучали мотивы достижения и избегания неудачи и т.д. Исследования последних лет показывают, что уже к периоду обучения в средних классах, школьники утрачивают интерес к учебной деятельности. Именно поэтому, на первый план выдвигается проблема формирования мотивации учебной деятельности. Появляется необходимость разработки методов более рациональной организации учебно-воспитательного процесса, при которой школьники выступали бы активными участниками познавательного процесса. Следует у школьников формировать внутренняя потребность к учению не только в учебной, но и во внеурочной деятельности .Формирование положительное отношение к учебному процессу возможно в том случае, если школьники будут иметь возможность занять активную субъектную позицию в учебно-познавательной деятельности.

Однако, анализ психолого-педагогической литературы, позволяет наблюдать противоречие между необходимостью формирования и развития мотивации учения во внеурочной деятельности школьников с одной стороны, и недостаточной разработанностью методических приемов и способов организации внеурочной познавательной деятельности школьников для развития мотивации.
Данное противоречие и обусловливает актуальность темы исследования:
«Условия формирования мотивации учения обучающихся основной школы во
внеурочной деятельности».
Цель исследования: Выявить и обосновать условия формирования мотивации
учения обучающихся основной школы во внеурочной деятельности и проверить их результативность.
Объект исследования: Мотивация учения обучающихся основной школы.
Предмет исследования: Условия формирования мотивации учения обучающихся основной школы во внеурочной деятельности.


t1628282207aa.gif
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому на первый план выдвигается развитие школьников. Мотив - побуждение к достижению цели. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность. Мотивационная сфера обучающегося имеет свои источники в практической деятельности. Ученик всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы он успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные. Формирование учебной мотивации у обучающихся - одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы обучающихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния). За последние несколько лет образование претерпело кардинальные изменения. Особенностью современного школьного образования стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

t1628282207ab.gif

Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (сокращенно УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия для развития личности и ее самореализации. Полноценное развитие мышления человека невозможно без формирования логической культуры. Умение анализировать, делать выводы путём логических рассуждений, классифицировать, ставить гипотезы, опровергать их или доказывать, пользоваться аналогиями человек осваивает в значительной мере благодаря изучению математики и информатики. Решение подобных задач способствует развитию навыков рационального мышления и способов выражения мысли (точность, полнота, ясность и т. п.), интуиции – способности предвидеть результат и предугадать путь решения, что и составляет информационную компетенцию. «Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Стремительные изменения в социально экономических и научно технических сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития ребенка. Поставленный заказ логически подводит к определению конечной цели обучения: не снижая планки программных стандартов, развить познавательную активность, сделать процесс обучения средством развития ребенка. Таким образом актуальной проблемой современного общества становится развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, ставить перед собой цель для достижения результата, определять задачи для достижения поставленной цели, представлять ход и результат проделанной работы, проводить рефлексию собственной деятельности. Требования стандарта сегодня становятся ключевой характеристикой качества образования. Их можно определить как формирование следующих базовых компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)

t1628282207ac.gift1628282207ad.gif



Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?

Приёмы и методы развития учебной мотивации обучающихся в образовательном процессе

Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению). Что же может побудить ученика учиться - авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету, желание получить высшее образование, стремление расширить кругозор. Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы.

познавательные мотивы

социальные мотивы

направленность на изучение материала по предмету

процесс познания

приёмы приобретения знаний

организация учебного труда

самообразование

направленность на общение с людьми

отношения с другими людьми

стремление занять определённое место среди сверстников

заслужить авторитет

осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия

Доказано, что мотивация школьников– один из критериев эффективности педагогического процесса.

В педагогической практике использую различные пути активизации, основной

среди них разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в

возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

Данные методы и приемы должны отличаться новизной, разнообразием, занимательностью,

увлекательностью, использованием ярких художественных средств, образностью; включать в

себя удивление, поиск, парадоксальность.

Маленькие и большие «идейкины »

Есть подростки, которые не перестают гореть одной идеей на протяжении многих лет или

постоянно придумывают себе новые устремления. Они романтики и мечтатели, обладающие

незаурядной фантазией. «Идейники» часто берутся за масштабные проекты, но встречая на

пути трудности, могут бросить на середине и увлечься чем-то другим. 

Как мотивировать: чтобы «идейник» находил в себе силы преодолевать преграды и

продолжал идти к своей мечте, ему необходима поддержка. Даже если идея вашего ребёнка

не кажется вам стоящей, не критикуйте её. Помните, что многие великие люди вырастали

именно из мечтателей. Покажите ребёнку, что искренне верите в него и помогите найти

окружение, разделяющее его интересы: пусть он почувствует, что не один. И тогда он

сможет преодолеть все трудности и не растеряет свой энтузиазм.

Принятие подростка.

Если ваш подросток — выраженный экстраверт и любит находиться в центре внимания,

значит, для него важнее всего быть нужным и принятым. Это можно использовать как

способ учебной мотивации. Одобрение окружающих вызывает у таких подростков гордость

и желание новых свершений, однако, они легко поддаются влиянию окружения. 

Как мотивировать: ради общественного одобрения подросток готов на многое. Поэтому для

успешной учёбы ему необходимо находиться в окружении, для которого знания и развитый

интеллект — это ценность и повод для уважения. Кроме того, чтобы стимулировать желание

учиться, подростка нужно хвалить за успехи, и лучше всего публично. 

t1628282207ae.gif t1628282207af.gif  Рубеж и подросток.

Быть первым, быть лучшим — формирование мотивации подростков этого типа происходит

за счёт амбиций. Трудность достижения цели только усиливает интерес. Преодолев один

рубеж, они уже смотрят на следующий. Можно подумать, что если подросток ориентирован

на достижения, то особых трудностей с мотивацией возникнуть не должно. Однако не всё так

просто: любая крупная неудача может стать для «лидера» фатальным ударом. 

Как мотивировать: во-первых, ребенку требуются правильные ориентиры. Подросток

должен понимать, что первое место на районной олимпиаде открывает для него новые

перспективы, а получение всех достижений в компьютерной игре едва ли поможет добиться

успеха в жизни. Во-вторых, дайте подростку почувствовать, что цените его вне зависимости

от успехов. Объясните, что в единичных неудачах нет ничего страшного. Кроме того, таким

подросткам необходимо развивать эмпатию и пробуждать интерес к другим людям. Тогда они

смогут приобрести ценные лидерские качества и не превратиться в эгоистичных карьеристов.

Исполнитель. 

Одни люди ориентированы на достижение результата, других увлекает сам процесс. Если

«исполнитель» чётко знает, что от него требуется и каким будет следующий шаг, то работа

будет вызывать у него удовлетворение. «Исполнители» отличаются хорошей усидчивостью

и терпением, однако учебная мотивация таких подростков часто не выдерживает столкновения

даже с небольшими трудностями, которые несёт в себе новый учебный материал. 

Как мотивировать: для успешной учёбы «исполнителю» необходим контроль. Регулярно

интересуйтесь его успехами и поощряйте их, а в случае неудач не критикуйте слишком

строго, а помогите найти решение и поддержите его старания. Не стоит пытаться силой

переделывать «исполнителя» в «лидера». Лучше использовать его сильные стороны:

поощрять трудолюбие, усердие и внимательность к мелочам. Это поможет ему хорошо

учиться и в будущем стать мастером своего дела. 

Юный бизнесмен.

Подросткам этого типа принципиально важно, какую выгоду принесёт учёба. Они

рассматривают учебный процесс как работу, за добросовестное выполнение которой

рассчитывают получить материальные блага. Люди с таким типом мотивации знают цену

своим усилиям и времени, что позволит им найти достойную работу. Однако необходимо

сформировать у них правильные представления о ценностях — материальных и не только.

Как мотивировать: для «бизнесмена» идеально подходит система внешней мотивации.

Он готов усердно трудиться, зная, что в конце его ждёт приз. Поэтому за успехи его следует

поощрять подарками и, возможно, даже деньгами. Однако важно делать это последовательно

: обговорить заранее, какой конкретный результат вы от него ждёте, и что он получит за него

. И конечно, ценность подарка должна быть пропорциональна успеху. Важно, чтобы у

подростка сложились правильное представление о ценности своего труда. Также необходимо

воспитывать в нём ответственное отношение к имуществу и развивать другие стороны его

личности. Интерес к материальной стороне жизни похвален, но он не должен быть

единственным. 

Все описываемые выше типы встречаются в чистом виде довольно редко, как правило,

они сосуществуют в различных комбинациях. Кроме того, необходимо учитывать, что с

возрастом мотивация подростков может меняться. 

t1628282207ag.gif

 Целеполагание это процесс совместной деятельности обучающихся и преподавателя

по создания идеального образа будущего результата деятельности и определению критериев

результативности. На современном занятии преподаватель не озвучивает тему и цель,

а создает условия, включающие каждого обучающегося в процесс формулировки темы и

целеполагания.

Проверка домашнего задания, является неотъемлемой частью процесса

обучения. Мотивировать выполнять домашнее задание можно и нужно. Будет

ли обучающийся качественно и систематически его выполнять, во многом зависит

от выбора способов и форм проверки преподавателем. Проверить домашнее задание

можно многими способами. Преподаватель должен понять необходимость

гармоничного сочетания традиционных и необычных форм и методов

проверки, для мотивации регулярно и качественно выполнять домашнюю работу

t1628282207ah.gif

Приемы формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через содержание учебного материала

Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке. Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого использую приём «Привлекательная цель». Ставится перед обучающимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель. Пример. Тема: «Свойства воды». Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же я ставлю иную цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого мне позволяет приём «Отсроченная отгадка».

1 вариант. В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример: « Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос)

2 вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке обучающиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно - тополь). Тема: Воздух должен быть чистым».

Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование». Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Прием «Профессионал». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

t1628282207ai.gif

Прием «Мозговой штурм»

Проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей.

С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через преднамеренно допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.

Прием «Лови ошибку!»

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста.
2. Ученик получает текст или разбор решения задачи со специально допущенными ошибками. Задания могут быть приготовлены и другими учениками.

Если учитель будет добиваться понимания «опасного» места, а не механического запоминания ответа, то дети не запомнят эту ошибку и не будут ее повторять.

Большую роль при формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности может сыграть прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности. С этой целью можно предложить следующие методические приемы.

t1628282207aj.gif

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Перед изучением учебного текста обучающимся формулируется целевая установка: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их количество и содержание.
«Тонкие вопросы» требуют простого, однозначного ответа. «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Пример «тонкого» вопроса: Как называются стороны прямоугольного треугольника? Пример «толстого» вопроса: Почему параллелограмм называется « параллелограммом» ?)

Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Круговорот воды» Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.

Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем». Обучающиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у младшего школьника большое значение имеет содержание домашнего задания и приемы его преподнесения. Можно предложить «открытые домашние задания» (по А.В. Хуторскому), связывающие изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами обучающихся. (Например, подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую литературу, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта). Для преподнесения домашнего задания возможно использование следующих приемов.

Приемы формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через ее организацию

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации к учебной деятельности у младших школьников является создание ситуаций успеха, которые развивают у обучающихся познавательные интересы, позволяют ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Технологические операции создания ситуаций успеха:
1. Снятие страха («Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»; «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили»).
2. Авансирование успешного результата («У вас обязательно получится»; «Я даже не сомневаюсь в успешном результате» ).
3. Скрытое инструктирование младшего школьника в способах и формах совершения деятельности («Возможно, лучше всего начать с...»; «Выполняя работу, не забудьте о...»).
4. Внесение мотива («Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...» ).
5. Персональная исключительность («Только тебе я и могу доверить...»; «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...» ).
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение («Нам уже не терпится начать работу...»; «Так хочется поскорее увидеть...» ).
7. Высокая оценка детали («Больше всего мне в твоей работе понравилось...»; «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы» ).

t1628282207ak.gif

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.

Дидактические игры - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.

Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.

Немаловажна в формировании мотивации младшего школьника отметка. Не все дети начальных классов хорошо понимают её объективную роль. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В связи с этим, возникает необходимость оценки деятельности так, чтобы школьник рассматривал её как показатель уровня знаний и умений.

Повышению учебно-познавательной мотивации младших школьников также будут способствовать дифференцированные задания. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разно уровневых групп обучающихся с определенной целью. Для каждой группы подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям младших школьников. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний.

Разно уровневым может быть и домашнее задание. Можно предложить три уровня сложности домашнего задания:
- обязательный минимум. Оно должно быть абсолютно понятно и посильно для любого ученика;
- тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет, и без особой трудности осваивают программу. На усмотрение учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида;
- творческий. Задание на дом данного уровня зависит от темы урока и подготовленности класса. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк (сочинить сказку, составить кроссворд, плакаты - опорные сигналы и др.).

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

Разно уровневым может быть контроль и проверка знаний. Осуществление разно уровневого контроля - создание групп обучающихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оцениваются учителем отдельно.

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию. Таким образом, её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.



t1628282207al.gif

Доказано, что мотивация школьников– один из критериев эффективности педагогического процесса.

В педагогической практике использую различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

Данные методы и приемы должны отличаться новизной, разнообразием, занимательностью, увлекательностью, использованием ярких художественных средств, образностью; включать в себя удивление, поиск, парадоксальность.

Приемы формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через содержание учебного материала

Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.

Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого использую приём «Привлекательная цель». Ставится перед обучающимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель. Пример. Тема: «Свойства воды». Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же я ставлю иную цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого мне позволяет приём «Отсроченная отгадка».

1 вариант. В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример: « Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос)

2 вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке обучающиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно - тополь). Тема: Воздух должен быть чистым».

Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование». Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Прием «Профессионал». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Мозговой штурм» Проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей. С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через преднамеренно допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.

t1628282207am.gif

Прием «Лови ошибку!»

1.Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста.
2.Ученик получает текст или разбор решения задачи со специально допущенными ошибками. Задания могут быть приготовлены и другими учениками. Если учитель будет добиваться понимания «опасного» места, а не механического запоминания ответа, то дети не запомнят эту ошибку и не будут ее повторять. Большую роль при формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности может сыграть прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности. С этой целью можно предложить следующие методические приемы.

Прием «Открытые проблемы»

1. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать уточняющие вопросы. Вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них - повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. (Пример: Репродуктивные вопросы: Зачем африканскому слону уши? Почему слон машет ушами? Почему уши слона пронизаны большим количеством кровеносных сосудов? Вопросы, расширяющие знания: Какова площадь ушей слона? На сколько градусов остывает кровь в ушах? Какова нормальная температура крови слона? Развивающие вопросы: У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие способы остывания есть у животных? Почему бы слону просто не сидеть в воде, пока жарко?

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Перед изучением учебного текста обучающимся формулируется целевая установка: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их количество и содержание.
«Тонкие вопросы» требуют простого, однозначного ответа. «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Пример «тонкого» вопроса: Как называются стороны прямоугольного треугольника? Пример «толстого» вопроса: Почему параллелограмм называется « параллелограммом» ?)

t1628282207an.gif

Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Круговорот воды» Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.

Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем». Обучающиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.

Приемы формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности

через ее организацию

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации к учебной деятельности у младших школьников является создание ситуаций успеха, которые развивают у обучающихся познавательные интересы, позволяют ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Технологические операции создания ситуаций успеха:
1. Снятие страха («Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»; «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили»).
2. Авансирование успешного результата («У вас обязательно получится»; «Я даже не сомневаюсь в успешном результате» ).
3. Скрытое инструктирование младшего школьника в способах и формах совершения деятельности («Возможно, лучше всего начать с...»; «Выполняя работу, не забудьте о...»).
4. Внесение мотива («Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...» ).
5. Персональная исключительность («Только тебе я и могу доверить...»; «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...» ).
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение («Нам уже не терпится начать работу...»; «Так хочется поскорее увидеть...» ).
7. Высокая оценка детали («Больше всего мне в твоей работе понравилось...»; «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы» ).

t1628282207ao.gif

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.

Дидактические игры - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.

Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.

Немаловажна в формировании мотивации младшего школьника отметка. Не все дети начальных классов хорошо понимают её объективную роль. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В связи с этим, возникает необходимость оценки деятельности так, чтобы школьник рассматривал её как показатель уровня знаний и умений. Повышению учебно-познавательной мотивации младших школьников также будут способствовать дифференцированные задания. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разно уровневых групп обучающихся с определенной целью. Для каждой группы подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям младших школьников. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний. Разно уровневым может быть и домашнее задание. Можно предложить три уровня сложности домашнего задания:
- обязательный минимум. Оно должно быть абсолютно понятно и посильно для любого ученика;
- тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет, и без особой трудности осваивают программу. На усмотрение учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида;
- творческий. Задание на дом данного уровня зависит от темы урока и подготовленности класса. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк (сочинить сказку, составить кроссворд, плакаты - опорные сигналы и др.).

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности. Разно уровневым может быть контроль и проверка знаний. Осуществление разно уровневого контроля - создание групп обучающихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оцениваются учителем отдельно.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания (выбор содержания домашнего задания), методов (с помощью учителя или самостоятельно) и форм обучения (индивидуально, в паре, в группе). Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем обучающимся объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.

Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатывается способность не теряться в ситуации выбора, осознанно браться за работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий. Формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности, на мой взгляд, способствует использование в учебно- воспитательном процессе коллективных форм обучения.Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые в педагогической деятельности могут быть следующими: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (5— 7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа). К становлению мотивации учения приводят и наблюдения за чужой деятельностью, привлечение обучающихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв обучающихся об ответе других, оценка промежуточных достижений.

Перечисленные выше приемы формирования мотивации младшего школьника побуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых более «взрослых» форм работы, от новых типов взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринужденности и раскованности школьников на уроках, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм, методов и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Мотивация для старших школьников. Моделирование и познавательская деятельность.

В ходе педагогической деятельности были выявлены следующие противоречия.

Между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся, в том числе и на уроках.И не умением обучающихся в процессе деятельности рассуждать, сотрудничать с другими, решать проблемные ситуации, полно и точно выражать свои мысли, Между результативностью использования системно-деятельностного подхода к обучению для формирования информационных универсальных умений обучающихся и сложностью отбора форм и методов для организации уроков информатики и математики.

Таким образом моделирование помогает развитию навыков рассуждения, постановки проблемной ситуации и анализа полученных результатов. Отсюда вытекает проблема: Как научить обучающихся необходимым умениям анализа, синтеза в процессе моделирования минимального уровня сложности?

Одной из развивающих технологий является учебное проектирование моделей с использованием табличных процессоров, неоспоримым достоинством которой является высокая степень самостоятельности, инициативности обучающихся и их познавательной мотивированности.

Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:

изучить и проанализировать возможности табличных процессоров для моделирования математических, социальных, физических ситуаций;

разработать механизмы внедрения данной методической системы в образовательный процесс.

развивать у обучающихся способность логически рассуждать, делать эвристические выводы, используя полученные в ходе моделирования данные;

развивать умения применять моделирование ситуаций для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц;

провести анализ результатов внедрения данной педагогической технологии в образовательный процесс;

сделать выводы об эффективности своей деятельности и наметить Метод кругового взаимодействия:

При использовании интерактивной методики (методы кругового взаимодействия) роль учителя перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс: определяет задания (готовит их заранее), контролирует время и порядок выполнения, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у обучающихся появляются дополнительные источники информации — книги, словари, интернет, жизненный опыт товарищей; они должны контактировать друг с другом. На схеме показано, что воздействие учителя не прямое, а опосредованное. Представление информации это результат процесса формализации учебной информации, т.е. изображение учебной информации с помощью различных информационных моделей, которое осуществляет обучающий.

Индивидуальная работа

Самостоятельный вид деятельности школьников включает в себя выполнение детьми поставленной педагогом дидактической цели, придти к которой нужно за определенное время. Это стимулирует ученика на поиск новых знаний, а также их дальнейшее закрепление и осмысление. При этом у ребенка формируются и развиваются необходимые умения и навыки, а учебный материал обобщается и систематизируется.

Самостоятельная работа является эффективным средством повышения познавательного уровня обучающегося. Ведь, с одной стороны, она является учебным заданием, то есть объектом деятельности школьника. С другой стороны, индивидуальная деятельность – это форма проявления мышления, памяти и творческого воображения, что расширяет и углубляет объем уже полученных знаний. Однако стоит иметь в виду, что при этом важно осуществление контроля со стороны учителя и его своевременная помощь при возникших затруднениях.



Проектная часть у старших школьников.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий

Поэтому, на следующий период я планирую расширить тему: формирование познавательных учебных действий обучающихся через технологию учебное проектирование.

И ставлю перед собой следующие задачи:

продолжить работу по использованию технологии учебное проектирование в образовательной деятельности;

разработать показатели, критерии, инструментарий для отслеживания проектных умений школьников.

создать условия для проектной и исследовательской работы обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности (проекты; исследования);

способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных.



t1628282207ap.gif

Вывод.

Теоретический анализ литературы по теме и проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы. Мотивация учебной деятельности – это система мотивов, побуждающих
обучающегося осуществлять учебную деятельность. Становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к обучению, а образование сложных структур мотивационной сферы. Эти отдельные структуры мотивационной сферы (и сложные, диалектические отношения между ними) должны стать объектом управления со стороны учителя. На современном уровне психологической науки педагог не имеет права констатировать, что ученик не хочет учиться, необходимо выяснить причину нежелание обучающегося учиться, какие аспекты мотивационной сферы у него не сформированы и какие психолого – педагогические средства воздействия педагог должен использовать, чтобы сформировать у обучающегося мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Способы формирования мотивации учебной деятельности разнообразны: это и наглядность, и создание ситуации успеха, и проблемное обучение, и использование на уроках игровых технологий и коллективных форм работы с включением в содержание обучения практических задач и т.д В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие информационной компетентности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами. Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и обучающихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.

С помощью внедрения в образовательный процесс технологии учебное проектирование мы добьемся поставленной цели. Повысим качество образовательных услуг и выполним важнейшую задачу современной системы образования - формирование совокупности УУД (универсальных учебных действий), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Данная технология, которую я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

Отрочество это особый период в жизни человека и характеризуется он повышенным вниманием ребенка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Если у большинства младших школьников ещё фактически нет особого, независимого от мнения взрослых людей отношения к себе отличается психологическим многоцветием: ребенок знает отчасти правильно, может оценивать себя как с положительной, так и с отрицательной стороны, видя свои достоинства и недостатки. Такое отношение, помимо прочего, противоречиво. Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как вполне достойно, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны - как личность, обладающую личными реальными недостатками, от которых необходимо избавляться.

Существенное отличие подростков от младших школьников можно усмотреть в особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. От младших школьников подростков отличает также переход от игровых к реальным социальным ролям.Учебная мотивация является одной из значимых мотиваций этого возрастного периода. Учебная мотивация - частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Согласно исследованиям, учебная деятельность школьников побуждается иерархией мотивов, в которой основными могут быть внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и её выполнением, или социальные мотивы, связанные с потребностью ребёнка занять определённую позицию в системе общественных отношений.

Поэтому так важно, если не увеличить, то хотя бы сохранить учебную мотивацию обучающихся при переходе из начальной школы в среднюю. Снизить количество неуспевающих учеников. Для этого необходима каждодневная работа не только классного руководителя, но и учителей предметников, и администрации. Ведь от количества успевающих учеников зависит престиж школы, зависит ее наполняемость.

t1628282207aq.gif

Список использованных источников

Нормативные документы

Закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” “Об образовании в Российской Федерации” №273 от 29.12.2012 года

Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: М,2009г.;

Литература

1. Алексеева, М.И. Мотивы обучения учащихся [Текст] / М.И. Алексеева. – М.: Советская школа, 2011. – 120 с.

2. Алферов, А. Д. Формирование ответственного отношения к обучению [Текст] / А.Д. Алферов: Учеб. пособ. - М.: Наука, 2012. – 180 с.

. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2012. – 208 с.

. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2013. 192 с.

Бадалян Р. С. Формирование учебной мотивации. [Электронный ресурс]

.Овчинникова О.Н., Чуренкова Т.М.Старшие подростки: Мотивационная готовность к учебе и познанию. В поисках оптимальных условий //Народное образование.-2010.-№2.

Мирсаетова А.А.Условия формирования успешности в будущей профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование.-2010.- №3.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.1968г., Москва, Просвещение.

Немов Р.С. Психология. 1990 г., Санкт-Петербург 3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. .Психологический справочник учителя.1991г.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. Н.В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. Девиантный школьник. 2010 г., Москва, Творческий центр.

Н. Касицина, н. Михайлова,С. Юсфин. Четыре тактики педагогики поддержки. Санкт-Петербург, 2010 г.

Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. М., Вентана-Граф,2004

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта.М.:Аркти, 2003.

Пахомова Н.Ю., Дмитриева Н.В., Денисова И.В. Учебное проектирование ДМУП «Информационный центр, М, 2010

Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. «Проектная деятельность» (методическое пособие для учителя начальных классов) ИПЦ «Маска», М., 2010

Педагогические технологии и учебное проектирование (сборник статей) МИОО, М, 2006

Формирование базовых компетенций и учебное проектирование (сборник статей) МИОО, М, 2006

Шнейдер С.Ф. Учимся использовать новые образовательные технологии// Начальная школа плюс до и после. 2004.№11.С.56-59.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации