12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Росторгуева Татьяна Викторовна109
Я работаю учителем русского языка и литературы. Люблю свою работу, свою семью, свою Родину. Увлекаюсь изучением традиционной народной и духовной культуры России.
Россия, Нижегородская обл., Село Дивеево
2

Приёмы активизации субъектной позиции ученика на уроке русского языка и литературы

Доклад на тему:

Приёмы активизации субъектной позиции ученика

 на уроке русского языка и литературы


  • Свой доклад мне бы хотелось начать словами  из книги  Марка Максимовича Поташника и  Михаила Владимировича Левита «ОСВОЕНИЕ ФГОС: методические материалы для учителя»
  • СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ГЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА, БЕЗ КОТОРОЙ ОСВОЕНИЕ ФГОС НЕВОЗМОЖНО.

Думаю, что нельзя не согласиться с этой цитатой. (Слайд№2)

  • В Концепции федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в качестве приоритетных задач образования выдвигаются следующие:

- формирование у школьников умения учиться и способности к организации своей деятельности;

- умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебе и других делах,

- планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку

 - взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

  • Эффективность образования связывается не столько с тем, удалось ли педагогу передать обучающимся некую сумму знаний, сколько с тем, сумел ли он подготовить своих учеников

- к самостоятельным действиям,

- научил ли он  их творчески мыслить,

- принимать ответственные решения в сложных социальных, профессиональных и нравственных ситуациях.

         Очень важно воспитать молодого человека субъектом своей собственной жизни, профессиональной деятельности, способного к гуманному взаимодействию с другими людьми. (Слайд№3)

  • В связи с этим проблема развития субъектной позиции ученика является актуальной на сегодняшний день.

Существует мнение, что внедрение ФГОС происходит медленно и трудно.  Наибольшую сложность взывает переход  на субъектную позицию учителя и ученика в образовательном процессе.  

 Термин «субъектная позиция»  не нов. До введения ФГОС ряд походов реализуемых в обучении способствовали становлению субъектной позиции:

-это Педагогика сотрудничества  Симон Львович Соловейчик 1986

- -личностно-ориентированное образование Ирина Сергеевна Якиманская 1995

- развивающее обучение (Дании Борисович Эльконин,  Василий Васильевич Давыдов 1996 Г.А. Цукрман,  А.Л. Вегнер 2010 г

- рефлексивно-деятельностный подход  В.К. Зарецкий 2008. (Слайд №4)

  • В этих направлениях педагогической деятельности субъектная позиция, конечно же, провозглашалась. Никто ее не отрицал, но и не стремился реализовывать в обязательном порядке. И это всех устраивало, принималось как некая данность.

         В современном образовании проблема развития  субъектной позиции учащегося  является актуальной.

Реализация ФГОС будет бессмысленной,  если не развивать субъектную позицию ученика на уроке.

Термин «субъектный», является производным от понятия «субъектность».

 В нашем понимании понятия субъектность человека  и  субъектная позиция равнозначны.

  • В современной педагогической науке изучение субъектности и становления субъектной позиции в учебно-воспитательном процессе имеет особое значение


В отечественной научной литературе по проблемам субъектности человека выделяют философский, психологический и педагогический уровни анализа. (Слайд №5)

  • В философии [28] субъектом называется существо, наделенное сознанием, которое управляет его деятельностью и поведением. Реальность самого сознания есть субъективная реальность. Явление, лишенное сознания, и испытывающее воздействия субъекта, называется объектом, а реальность, не зависящая от сознания, - объективной реальностью.
  • В отечественной психологии (советский психолог) Сергей Леонидович Рубинштейн [50] одним из первых ввел понятие «субъект». Он разрабатывал философскую концепцию субъекта, который характеризуется им как совокупность таких качеств как

 - активность,

- развитие и саморазвитие,

- способность сознательно действовать и изменять действительность,

- осуществлять самоопределение и самоидентификацию. Здесь необходимо отметить, что основной характеристикой субъекта отношений является его активность, которая не только служит регулятором поведения, но и определяет весь характер деятельности человека.

  • В процессе учебной деятельности раскрывается активность человека, его деятельная природа, его субъектная сущность, благодаря которой он активно и сознательно участвует в «создании собственной среды, благоприятной для развития». В связи с этим с т.з.  педагогической,  Субъект – это индивид, обладающий сознательной творческой активностью и свободой в преобразовании себя и окружающей действительности.

Таким образом, Понимание субъекта в современных науках о человеке связывается с наделением его качествами быть активным, самостоятельным, способным в осуществлении специфически  человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего, предметно-практической деятельности; [54].

субъектность человека или субъектная позиция проявляется в заинтересованно активном отношении к жизни, к людям, к себе.

  • Теперь стоит объяснить, почему ФГОС так серьезно требуют от учителя выработки в себе и обязательного осуществления субъектной позиции в работе.

Марк Максимович Поташник и  Михаил Владимирович Левит в книге «Как помочь   учителю в освоении ФГОС» указывают на три главных причины.

Причина первая. Все, что навязано человеку сверху, не приживается в нем, рано или поздно отторгается по мере того, как он становится личностью. Даже студент вызубривает навязанные ему знания (когда он не заинтересован, не понимает, зачем ему эти знания нужны) только до контрольной работы или экзамена, а потом они, не будучи присвоенными, отторгаются, забываются, и выпускник фактически остается необразованным, незрелым, неготовым к профессиональной деятельности. Субъекту ничего навязывать нельзя, поскольку он будет требовать обоснований, разъяснения, доказательств, ответов на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», и пока не поймет и добровольно не примет предложенное, пока оно не станет его собственным, он и выполнять ничего не будет. Или будет имитировать подчинение, а делать по-своему.

Вторая причина. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, а деятельность, как известно, включает прежде всего личностный мотив, самостоятельную постановку целей, выбор содержания и способов работы. А это возможно только при субъектной позиции человека (и учителя, и ученика) в работе и учебе.

 Причина третья. Только субъект может проявлять самостоятельность в работе, вырабатывать ее в себе и нести ответственность за самостоятельный выбор решения, действия, поступка. (Слад№6)

В книге «Как помочь   учителю в освоении ФГОС» указывают на три главных причины Марк Максимович Поташник и  Михаил Владимирович Левит пишут, что «субъектная позиция не всем детям присуща от рождения. Она вырабатывается школой, учителем, который, используя свои субъектные полномочия и личный пример, создает детям возможность проявить свою субъектность. Образно говоря, ученик должен стать для самого себя учителем, быть одновременно и «я-учителем» и «я-учеником». А для этого образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы ученик переходил от прямого управления его учебной деятельностью со стороны учителя к самоуправлению, от внешнего контроля к самоконтролю, от внешней оценки к самооценке. В этом и проявляется субъектная позиция обучающегося. Такая логика организации обучения, воспитания и развития приводит к изменению позиции и ученика - он становится активным участником образовательного процесса, и учителя - он из транслятора знаний становится мотиватором, помощником ученика, создает условия для его познавательной активности и самостоятельности». (Слайд №7)

Учитель должен организовать процесс обучения так, чтобы через актуализацию знаний на уроке происходило и обогащение субъектного опыта учащихся. Под субъектностью ученика в обучении мы понимаем:

  • способность занимать в обучении активную позицию;
  • сформированность собственного (позитивного) отношения к учебной деятельности;
  • выработанность индивидуального стиля ее осуществления;
  • способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
  • способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
  • способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации. (Слайд №8)

Таким образом, субъектная позиция ученика – это позиция человека, который ставит перед собой цели, сам ищет способы их реализации и осуществляет их, сам оценивает результаты. Если еще проще, это позиция, когда ученик сам  планирует, осуществляет и анализирует свою работу, ничего ни у кого не списывая, ни на кого не кивая, сам себя мотивирует и несет ответственность и за то, что и как делает, и за результаты.

Светлана Витальевна Зуева кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Ульяновского педагогического университета в статье «Приемы активизации  субъектной позиции ученика на уроке русского языка» пишет, что субъектная позиция у школьника проявляется в том, что он не только усваивает содержание учебного предмета, но и учится регулировать свою познавательную деятельность. С. В. Зуева предлагает несколько метапрдемтных приемов, которые реализуют системно-деятельности подход и способствуют у ученика развитию субъектной позиции. (Слайд №9)

Прием «Анализируй» Предполагает анализировать вопросы и задания, которые предстоит выполнить ученикам; языковой и речевой материал, специально подобранный  учителем для русского языка. Это может быть авторский образцовый или «испорченный текст», отдельные предложения или слова. Прием «Анализируй!» лежит в основе поискового, проблемного и исследовательского методов обучения.

Прием «Обсуждай!» учит школьников формулировать и отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила общения. Учащиеся привыкают, не перебивая, слушать друг друга, признавать существование разных точек зрения по поводу одного предмета обсуждения. Этот прием особенно эфективен при использовании парной и групповой работы на уроке русского языка.

Прием «Предлагай!» инициирует активность учащихся. Школьник может высказывать свои предложения по поводу темы занятия и его цели, выстраивания логику развития урока, а также способов изучения или повторения лингвистического материал, предлагать последовательность видов работ, возможных заданий к используемому дидактическому материалу: словам, предложениям, тексту.

Прием «Планируй!» делает учеников подлинными соавторами учителя в выстраивании логики развёртывания занятия. Так, например, выстраивая занятие по повторению и систематизации изученного материала, школьники сами определяют, с чего они начнут работу на уроке: с упражнений или с повторения лингвистической теории по теме. Организуя работу с текстом на уроке русского языка, школьники планируют блоки заданий не только по правописанию и грамматике, но и по речеведению.

Прием «Выбирай!». Учащийся имееет право выбрать уровень сложности задания; из ряда заданий к тексту или упражнению – определённое их количесвто (2-3), которое он будет выполнять.

Прием «Оценивай!». Способствует формированию и совершенствованию критического мышления школьников, одной из главных характеристик которого является оценочность. Именно это качество позволяет ученику формировать или развивать индивидуальный стиль своей учебной деятельности, находить подходящие каждому школьнику формы, методы и приемы изучения и закрепления материала и русскому языку.

Прием «Осмысляй!». Этот прием включает в себя ряд вопросов. Вопрос «Зачем?» - зачем мы будем выполнять это упражнение, зачем обратимся к таблице,

Вопрос «Как?» - как будем выполнять упражнение

Вопрос «Какой?» - какой результат получим.

Прием «Твори!» сам говорит за себя: человек в процессе творчества занимает позицию субъекта, создавая н уроке русского языка речевой произведение в устной или письменной форме.

  • Элла Анатольевна Соболева, учитель химии и биологии

ГКОУ СО "Екатеринбургская школа-интернат "Эверест" в статье «Субъектная позиция школьника в обучении как необходимое условие формирования социальной компетентности личности», размещенной на сайте «1 сентября. Фестиваль педагогических идей» http://открытыйурок.рф/статьи/590412/ поделилась опытом развития субъектной позиции ученика в своей педагогической деятельности.  Она пишет, что необходимо использовать поисковые, творческие, проектные работы, применять метод индивидуально-групповой познавательной деятельности, который позволяет не только проектировать субъектную позицию школьника в обучении, но и реализовывать новые педагогические технологии. Работа в группах помогает учащимся осваивать субъектную роль и использовать свои субъектные полномочия, создает условия для развития способности проектировать учебную деятельность, составлять программу действий на основе имеющихся целей, формировать задачи и находить адекватные средства их решения. В группах ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим товарищам, взаимопомощь и стремление не подвести других. (Слайд №10)

         Когда учащиеся уже могут достаточно хорошо работать в группе, то с ними очень легко провести урок – семинар, практикум, конференцию, ролевую игру.

На уроках-семинарах обязательно идет свободное обсуждение-диалог, где каждый имеет право спрашивать, отвечать, иметь свое мнение и не бояться высказать, а если захочется, то изменить его. Такая форма проведения занятий поддерживает субъектную позицию ученика.

         Во внеурочное время предлагаю учащимся творческие работы  - рефераты, сообщения, наблюдения, исследования, опыты. Выполнение творческих работ предоставляет обучающимся возможность проявить себя, свою индивидуальность, повышает уверенность в своих силах, помогает самоутвердиться, учит анализировать ситуации, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения, нести ответственность за результаты своего труда.

  • В своем докладе я попыталась теоретически проанализировать проблему развития субъектной позиции ученика на уроке и возможным способам ее актуализации, так как личный опыт проведения уроков русского язык и литературы в условиях реализации ФГОС у меня невелик. Однако при необходимости в дальнейшем я готова рассказать о собственной работе в этом направлении.
  • Подводя итоги нашему развовору, можно сделать следующие умозаключения:

- в тексте ФГОС красной нитью проходит требование о личной ответственности учителя за результаты работы при любых обстоятельствах, что возможно только при соблюдении субъектной позиции в образовательной деятельности;

- если субъектная позиция ученика не развита, то он будет только пассивным объектом чье-то воли и неблагоприятных обстоятельств. Когда нет свободы, нет выбора, или когда ученик не умеет ими пользоваться – он зависит от других, им можно манипулировать, низведя с позиции субъекта на позицию объекта. К каким последствиям для личности это приводи - хорошо известно: потеря интереса к учебе, уход в виртуальную реальность, зависимое поведение.

- Научившись сначала быть свободным в простых действиях – задать вопрос, высказать свое мнение, ученик постепенно научается свободе в более сложных делах – в определении своих целей и средств деятельности – практической, познавательной, исследовательской.

Научить ученика учиться самостоятельно и требует ФГОС. Государству требуются высокообразованные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозировать возможные последствия такого выбора, готовые к продуктивному сотрудничеству и взаимопомощи, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

Презенацию можно посмотреть по ссылке: https://docs.google.com/presentation/d/1exI4gEJ2dw5m6lYVjr7MaPwTdZrq-iSU/edit?usp=sharing&ouid=109283424380645672416&rtpof=true&sd=true

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.