Урок русского в 3 классе «Признак предмета»
Ход:
I.Орг. момент.
………….
II. переход к теме занятия через загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
- Что обозначает слово СНЕГ? (предмет)
-задайте вопрос к слову СНЕГ (ЧТО?)
- а почему нельзя спросить КТО?
-так на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?
-потрогайте снег руками. Какой он? ………
- это признаки предмета (снега).
- на какие вопросы отвечают признаки предмета?
-придумайте предложения про СНЕГ.
Снег что делает? (летит, лежит, тает, белеет…..)
-на какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия предметов?
III. Мультфильм «слова: предмет, признак, действие».
IV. Соедини каждое слово с подходящей картинкой.
V. Упражнение на обобщение (по признакам).
VI. Игра «Волшебный мешочек». (Дети достают по одному предмету из мешочка и, называя предмет, согласовывают его с местоимениями «мой», «моя», «мое», «мои» и приэтом добавляя признаки предмета.
VII.Физминутка.
-я буду называть слов, обозначающие предмет, вы будете хлопать в ладоши, признак предмета-поднимать руки вверх, а действие- топать ногами.
Слова: дождь, льёт, сильный, на, светят, звёзды, огромные, под, светлая, наступает, листопад, летят, птицы, за, горизонт, широкий.
VIII. Пальчиковая гимнастика ( с массажным мячиком).
В руку мячик я возьму -
раз сожму, два сожму,
И в другую положу -
раз сожму, два сожму,
Меж ладошек положу –
покружу-покружу,
По всем пальчикам пройду
И на место положу.
IX. Оформление тетрадей. Работа по карточкам ( развитие навыка словообразования)
- Решите пример и запишите словосочетание, которое получится из слов, путём сложения:
солнце + день; дом + уют; яблоко + сок; снег + баба
Проверка (на доску выставляется образец логопеда):
солнечный день домашний уют яблочный сок снежная баба |
X. Игра «Подбери словечко» (предмет, признак, действие)
Закончилась долгая, холодная… (зима).
Наступила тёплая, долгожданная… (весна).
Бегут звонкие…(ручьи).
На деревьях набухают… (почки).
С тёплых краёв прилетают… (птицы).
Поиграем в игру «Скажи наоборот» (признак)
Зимой снег белый, а весной… (серый).
Зимой дни короткие, а весной… ( длинные).
Зимой небо серое, а весной … (голубое).
Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).
Зимой солнце низкое, а весной… (высокое)
Допиши предложения (действие).
Весной солнце (что делает?)………………………………………..
Весной сосульки под солнцем (что делают?)………………………
Весной ручьи (что делают?)…………………………………………
Весной лёд на реке (что делает?)……………………………………
VI. Итог. Оценка.
- Наше занятие подошло к завершению.
- С какими словами мы сегодня работали?
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет?
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предмета?
- Для чего нужны слова-признаки в нашей речи?
- Ребята, вы молодцы! Все хорошо работали! У вас на столах находятся "смайлики". Оцените себя, прикрепив смайлик на доску под оценкой, которую вы поставили себе за работу на занятии.