12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Makarcheva18

КГКП «ШАХТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»














Доклад на тему:

«Адаптация студентов первого курса в колледже»











Выполнила: мастер п/о Шахтинского

технологического колледжа

Дуко Алена Юрьевна












город Шахтинск

2021 год

ВВЕДЕНИЕ



Целью педагогического процесса в КГКП «Шахтинский технологический колледж» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким личностным достижениям, достижениям для общества и государства. Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации обучающихся и студентов вколледже.

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся и студентов нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данного проекта.

Цель проекта: Целью воспитательной деятельности в КГКП «ШТК» является формирование у студентов гражданственности, ответственности за свою профессиональную подготовку, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование человека физически и духовно развитого, адаптированного к современным условиям жизни, конкурентоспособного на рынке труда.

Задачи проекта:

1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной профессии или специальности, профессиональных компетенциях.

2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе.


3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

4. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию.

5. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей обучающихся, способности к рефлексии.

6. Развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности.

Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.




































Основная часть

Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в колледже, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. Первый курс может стать точкой опоры для студента, именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя".

Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.

Целью профилактической работы
педагогического коллектива, работающего с 1 курсом является: создание комфортной образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем.

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа считаются: - подготовка первокурсников к новым условиям обучения. - Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе. - Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов. - Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже:

адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов-первокурсников к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

социально-педагогическая адаптация или общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже.

Адаптация формальная

Бывшие школьники, поступающие в колледж, только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и студенты, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии. Зачастую современные студенты - это дети, обделенные вниманием учителей, так как они не «выдали результата», чаще всего – с ослабленным здоровьем и с психологическими проблемами, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически.

Адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в профессиональную систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма, у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Социально-педагогическая адаптация

Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Приходя в колледж получить специальность и изучая различные дисциплины, студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. На первом курсе решаются задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Адаптация дидактическая

Специфика процесса адаптации в колледже определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и колледже, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер.

Первокурсникам не хватает различных навыков и умений, которые необходимы в колледже для успешного овладения специальности. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и не всегда высокая успеваемость на первом курсе.

Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.

Результаты адаптации находят выражение в разной степени адаптивности, которая может выражаться в следующем:

психологической идентификации - внутреннем принятии всех норм и требований, существующих, в учебном заведении; полном включении своих возможностей в учебную деятельность, в жизнь коллектива студенческой группы;

приспособлении к учебной деятельности - внешнем соблюдении основных норм и требований учебного заведения (во избежание неприятностей), приспособлении к нормам учебной деятельности (официальным и неофициальным) при внутреннем неприятии части их; неполном включении своих возможностей в процесс обучения и получения специальности;

психологической дезадаптации - полном внутреннем непринятии интересов, задач и требований учебного заведения при внешней демонстрации их принятия.


Выводы:

Одним из важных условий адаптации студентов к обучению в колледж является спланированная целенаправленная работа всего педагогического коллектива, включая заведующего отделением, классного руководителя, преподавателей-предметников. Мы помогаем студентам преодолеть сложности адаптации в обучении и планомерно адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. Несомненно, процессами адаптации нужно управлять. Сочетание индивидуальной и активной коллективной воспитательной работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению психофизического комфорта первокурсников. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача.

От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера, личностное развитие будущего специалиста и его здоровье.

Таким образом, основная задача организации работы по адаптации студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.

Основным принципом организации работы по адаптации должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий, при пассивной роли студента, к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.