12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воронина Надежда Ивановна40

Проблемы формирования экологического сознания

 

Воронина Н.И.

МБОУ СОШ № 25 г.Воронежа

В Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации указано на необходимость экологизации учебных дисциплин. Экологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательных задач – выработке у учащихся экологического сознания, экологического мышления, экологического поведения и экологической культуры. Для того чтобы изменить отношение к природе, необходимо изменить прежде всего сознание человека, т.к. на основании экологического сознания развиваются экологическое мышление и мировоззрение.

К концу XX века человечество стало осознавать необходимость существования в согласии с законами природы, что отразилось в виде идеи устойчивого развития. К сожалению, в реальной жизни большинство людей все еще продолжают бороться с природой ради извлечения сиюминутной выгоды, не понимая, что биологическая эволюция будет продолжаться и без человека, а человек не сможет сохраниться, если будет разрушена среда, в которой он сформировался как биологический вид. Эту простую истину должен понять каждый, и понимание этой истины должно проникнуть в сознание человека с самых ранних лет, а затем развиваться и укрепляться. Результатом сформированности определенного уровня экологического сознания является экологическое поведение.

Несмотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира живой и не живой природы. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента в изучение биологии, организация научно-исследовательской работы и реализация социально-значимых экологических, природоохранных проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их экологического сознания.

А легко ли вообще сформировать сознание?

В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности.

Экологическое сознание - это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием. Необходимо отметить, что проблема экологического сознания начала ставиться относительно недавно, а предметом экологической психологии стала буквально в последнее десятилетие.

Так, например, В.А. Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения.

К основным свойствам или признакам экологического сознания относится следующие:

- социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;

- опосредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;

- саморефлексивность;

- внутренний диалогизм и др.

Существует проблема направленности и уровнисаморефлексии экологического сознания.

Исследуя проблемы формирования экологического сознания С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина пришли к выводу о наличии противоположных типов экологического сознания.

Авторы, выделяют противоположные типы экологического сознания (антропоцентрическое и экоцентрическое),при этом как бы ставят вопросы: что представляет из себя высшую ценность в существующем мире; существует ли иерархическая картина мира; какова цель взаимодействия человека с природой и др. В результате выделяется восемь признаков антропоцентрического и восемь - экоцентрического экологического сознания, которые в своем единстве описывают структуру указанных типов экологического сознания.

 

 

 

Антропоцентрическое экологическое сознание

Экоцентрическое экологическое сознание

 

1. Высшую ценность представляет человек

1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы

 

2. Иерархическая картина мира

2. Отказ от иерархической картины мира

 

3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей

3. Целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества

 

4. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку

4. «Экологический императив»: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие

 

5. Природа воспринимается как объект человеческой деятельности

5. Природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком

 

6. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы

6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой

 

7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека

7. Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства

 

8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения

8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей

 

 

 

 

Антропоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности, их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.

Экоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.

Современная экологическая психология не ограничивается только лишь теоретическим описанием выделенных типов экологического сознания. В последние годы значительно активизируются экспериментальные исследования различных сторон экологического сознания. Так, Т.В. Иванова изучала экологические ценности в общественном сознании и выявила любопытный факт: эксцентрическая направленность сознания более характерна для молодых людей - 17-19-летних, для которых природа обладает самостоятельной ценностью независимо от ее возможногоиспользования. Восприятие же природы взрослыми в известной степени рационализируется. Окружающая среда рассматривается ими прежде всего как национальное богатство, условие обеспечения экономического развития общества. Более того, отмечается, что в процессе подготовки специалистов разного профиля образ профессии и характер будущей деятельности актуализируют мотивацию, для которой природа приобретает все в большей мере прагматический объективный характер.

К аналогичным результатам пришла И.В. Кряж. В целом И.В. Кряж отмечает, что, к сожалению, в обыденном сознании людей преобладают антропоцентрические экологические представления, а возможности удовлетворения потребности в непосредственном общении с природой связываются преимущественно с экспансивно-присваивающими формами поведения. Полученные Т.В. Ивановой и И.В. Кряж данные, а также целый ряд других исследований свидетельствуют о том, что как на уровне общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские установки. Решение экологических проблем любого масштаба требует перестройки господствующего ныне антропоцентрического типа экологического сознания людей на экоцентрический.

Как это ни парадоксально, но в современном общественном сознании экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку. Показательно, что в "стратегии сохранения природы" Международного союза охраны природы, проблема воспитания людей находится на последнем, седьмом, месте.

Между тем действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном итоге определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. Более конструктивной представляется иная позиция, утверждающая, что экологический кризис - это в значительной степени философско-идеологический, и в первую очередь, мировоззренческий кризис.Поэтому решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время типа экологического сознания.Истоки необходимости решения проблем были заложены ещё в XIX веке носителями русского космизма И.Киреевским, В.Соловьёвым, И. Фёдоровым. Следующим шагом в развитии нового взгляда на взаимосвязь человека и природы явилось учение о ноосфере В.И. Вернадского, который предвидел, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли. Биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума -ноосферу. Развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой невозможно господство интересов одной из сторон).В последнее время, среди научных кругов распространяется такое направление как универсальная этика. Универсальная этика не проводит разграничения между ценностью человека и другими живыми существами: жизнь насекомого столь же ценна, как и жизнь человека, иными словами, представители природы такие же полноправные субъекты, как и человек. Ее важнейший постулат заключается в утверждении необходимости распространения сферы действия человеческой этики на все природное. В последнее время идеи универсальной этики находят все больше сторонников в разных странах среди ученых в различных областях науки: например, эколог О. Леопольд - в США, культуролог Г.Д. Гачев - в России, философ В. Хесле - в Германии и др. Они считают, что на природу нельзя смотреть только как на материал, сырье для труда и "окружающую среду", т.е. утилитарно - эгоистически, как подходят к ней в сфере производства, техники и в точных науках. Природу - надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект.

Возможно ли изменение вектора формирования экологического сознания? Возможно, в том числе и благодаря таким наукам, как универсальная этика, экологическая психология и экологическая педагогика, которые только начинают пробивать себе дорогу. Существующая до сих пор система экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных ценностей, тем не менее в основе своей строилась на антропоцентристской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы образования подрастающего поколения, которая в полной мере учитывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики.

Пути формирования экологического сознания

Формирование экологического сознания и поведения, а следовательно, и экологической культуры может происходить разными путями и на разных уровнях социального устройства: через политику, экономику, просвещение, телевидение и т.п. Школьное образование играет очень важную роль.

До сих пор сознание человека обслуживало в основном его физическое (телесное) и социальное существование как человеческого рода. Это решалось прежде всего в рамках экономической парадигмы мышления и сознания. Сейчас мы подошли к такому рубежу, когда должно произойти смещение акцента в развитии массового сознания с биологического и социального приоритетов существования человека на его духовно-нравственное развитие. Человеческая мысль все настойчивее обращается к идеям единства, не отчужденности человека и природы, ее восприятия в качестве субъекта, отказа от одностороннего (антропоцентрического) прагматизма

В настоящее время ситуация меняется. Появляется все больше предпосылок к изменению общего уровня сознания в сторону духовно - нравственного развития.

Такое понимание человека и его взаимоотношений с природой коренным образом меняет экологическую парадигму. Действительно, в этом случае человек и природа уже не противопоставляются друг другу как разделенные сущности. Напротив, человек рассматривается как такая активно действующая, саморазвивающаяся часть природы, которая реализует в своем самоосуществлении общие (универсальные) закономерности, лежащие и в основе саморазвития природы в целом.


 

Литература

Дерябо С.Д., ЯсвинВ.А., «Экологическая педагогика и психология»Изд-во «Феникс» Ростов-на-Дону. 1996 г.

Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. - 1999. - № 3.

Кряж И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии. - 1998. - № 1.

4. Скребец В.А.Экологическая психология: учеб.пособие / Изд-во Межрегион. акад. упр. Персоналом. 1998.


 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.