12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александра Ивлева36
Россия, Краснодарский край, Краснодар
2

У вопросу о проблемах и перспективах изучения французского языка.

К вопросу о проблемах и перспективах изучения французского языка.


Преподаватели французского языка во всем мире обеспокоены тенденцией к снижению мотивации и интереса к изучению французского языка. Несмотря на усилия Международной организации Франкофонии (L’Organisation internationale de la francophonie), которая занимается защитой, продвижением, процветанием и стимулированием к изучению французского языка, в обществе наблюдается устойчивое ослабление приобретения языковых компетенций на французском языке.

В современном российском образовании, как обязательном, так и дополнительном французский язык находится в сложной ситуации. Школы все реже предлагают его в качестве первого иностранного языка, да и в качестве второго положение не многим лучше. В течение трех столетий — с середины XVII до середины XX веков французский язык занимал особое, привилегированное место на всех континентах. Однако во второй половине XX века положение французского языка и культуры значительно ухудшается и свое особенное место он уступает английскому языку. И все же на сегодняшний день это язык, на котором говорят жители 5 континентов. Согласно данным организации Франкофония, число людей, способных изъясняться на французском языке, составляет порядка 300 миллионов человек (http://observatoire.francophonie.org/wp-content/uploads/2018/09/Francophones-Statistiques-par-pays.pdf). Иначе говоря, французский язык — это великий язык цивилизации, которая представляет собой настоящую мозаику народов, имеющих общие цели в продвижении языкового и культурного многообразия.

Надо отметить, что понятия языка и культуры очень тесно связаны. Язык — это, среди прочего, способ передачи культурного кода, язык образует чувство принадлежности к языковой общности. И в этом случае, язык, каким бы он ни был, не может быть единственным языком в мире. Иными словами, в образовании было бы правильно избежать диктатуры какого-то одного языка.

Как уже отмечалось, сегодня господствует английский язык, он занимает место языка универсальной коммуникации, благодаря своей динамичности. Но если позволить и дальше одному языку доминировать в международном общении, то не столкнемся ли мы с проблемой мира универсального, глобализованного, нейтрального, не имеющего разнообразия и культурных особенностей?

Каждый народ сохраняет язык не только, как средство коммуникации, но и как способ знакомить мир со своей культурой, своими ценностями, своей картиной мира, идеями, чувствами, традициями, моделями поведения и способами передачи информации. С помощью языка каждый может сохранять и развивать свою идентичность и самобытность. А изучая новые языки, также познакомиться и проникнуться другими ценностями и идеями, пришедшими из других стран. Освоить новые социальные роли и почувствовать принадлежность к языковому и культурному сообществу. Таким образом, сохраняя языковое многообразие, мир избежит потери не только языковых нюансов и особенностей, не только экспансии одного языка, но и сохранит богатство мультикультурного наследия, накопленного цивилизаций за тысячелетия.

Надо отметить, что, будучи озабоченным положением французского языка, автор ни в коем случае не умаляет достоинства английского или любого другого языка. Наоборот, видит задачу образования в подготовке детей, изучающих как можно больше иностранных языков, чтобы не дать развиться медийному, политическому и экономическому могуществу одного языка. Помочь обучающимся проникнуть в тайны межкультурной коммуникации.

Что касается французского языка, то он является проводником цивилизации франкоговорящих стран. Французский язык — это международный язык моды, театра, высокой кухни, стиля, искусства танца и архитектуры. Изучать французский язык — это перспектива получить доступ к оригиналам великих текстов французской литературы, песен и кино. Это великий язык Мольера, Гюго, Бальзака, Флобера, Марселя Пруста, Жан-Поль Сартра, Эдит Пиаф, Жан-Люка Годара.

Франция — самая посещаемая туристами страна в мире. Ежегодно миллионы путешественников открывают для себя эту страну особенного образа жизни. Знаменитая Joie de vivre (радость жизни), изысканность, шарм и элегантность расширяют границы наших представлений и мире.

Изучение французского языка позволит продолжать учебу в лучших университетах и высших школах Франции, признанными таковыми во всем мире.

Французский занимает четвертое место в интернете (http://observatoire.francophonie.org/le-francais-langue-de-communication-et-des-affaires/le-francais-dans-les-medias-et-sur-internet/#ts-vcsc-modal-9303635). Таким образом, знание французского языка позволяет увидеть другой образ жизни, мысли, иное мировоззрение с помощью современных технологий. Дает возможность коммуникации с франкоговорящими людьми всех 5 континентов с помощью телевизионных каналов и радиостанций (TV5, France 24, Radio France International), вещающих в интернете он-лайн.

Знание французского языка помогает в изучении других иностранных языков романской группы — итальянского, испанского, португальского. Даже английский язык становится более доступным для изучения, потому на сегодняшний день французский содержит в себе до 50% английского вокабуляра.

Изучение французского языка это, в первую очередь, удовольствие изучать богатый, мелодичный, очень эстетически развитый и музыкальный язык. Кроме того, изучение французского языка способствует развитию аналитических способностей и структурированию мысли и речи.

Ивлева Александра Сергеевна,

педагог дополнительного образования МУ ДО «Малая академия», г. Краснодар


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.