Проблемы организации воспитательной работы с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, на логопедических занятиях

0
0
Материал опубликован 25 October

ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ


Комович Елена Валерьевна

учитель-логопед ГОКУ ИО Специальной (коррекционной) школы № 12 г. Иркутска


Недоразвитие речи у детей с умеренной умственной отсталостью находится в тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта. И от степени общего психического недоразвития, чаще всего, зависит степень недоразвития речи.

В своей практике в коррекционной школе с детьми с умеренной умственной отсталостью работаю с 2018 г. За этот период наши дети подошли к девятому году обучения, и уже можно сделать некоторые выводы и определить проблемы.

Главная и очень важная проблема – это качественная диагностика ребёнка с умеренной умственной отсталостью, которую проводим с первых дней школьного обучения. Итак, дети попадают на логопедическую диагностику в возрасте 7, 8, а то и 9 лет, причём, многие впервые. Особую трудность в логопедической диагностике вызывают безречевые дети.

В школу поступают дети с различным уровнем сформированности речи. От полного отсутствия речи и надо понять причину – это речевой негативизм, страх речи, отказ от речевого общения в данный момент, анартрия, апраксия? До достаточно сформированной, понятной окружающим речи, без нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова, но в тоже время эта речь часто не соответствует ситуации общения, аграмматична (слова в начальной форме или псевдослова), сумбурна, эхолалична, представляет собой поток бессистемных штампованных фраз с сохранением услышанных раннее интонацией (в основном это дети, обучающиеся по АООП 8.4.).

Далее необходимо выяснить уровень понимания речи. Из практики знаю, что отсутствие речи, не является причиной непонимания обращённой речи. Встречаются безречевые дети, у которых неплохо сформировано понимание речи до ситуативного или номинативного уровня. Так же бывает сложно определить готовность безречевого ребёнка к овладению речью, зрелость основных психологических механизмов речи (в теории описаны в работах И.А. Зимней и Н.И Жинкина). Наблюдая своих детей, нужно отметить, что механизм осмысления речи формируется очень слабо, что и обуславливает грубую задержку развития речи. У некоторых детей можно добиться формирования элементарных мыслительных операции сравнения, категорийности, обобщения, и то не в полном объёме, а только на отработанном, хорошо знакомом и часто повторяемом материале. Операции анализа, синтеза, классификации, установление причинно-следственных связей в классическом понимании этих мыслительных процессов моим детям недоступны.

В диагностике детей с умеренной умственной отсталостью использую «Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке СИПР» - ФРЦ по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития».

За время обучения детей в школе можно сказать о динамики развития речи. Есть дети, у которых речь не возникает и почти не развивается в течение всего периода обучения в школе. Есть дети у которых появилось подражание артикуляции гласных звуков [а, о, у, и] и согласных звуков раннего онтогенеза [м, п, б, т, д], причём ребёнок подражает только движениям губ, язык обычно пассивен, звуки произносятся без голоса, или шепотом. Постепенно накапливается словарь детей от слов, передающих ежедневные нужды до обиходно-бытовой лексики. Так же следует отметить, что само по себе накопление новых слов как понятий или номинаций, не ведёт к улучшению активной лексики детей, так как они не пользуются речью даже тогда, когда знают нужное слово.

Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему – все это тормозит процесс активизации словаря детей с умеренно умственной отсталостью.

В то же время многие дети произносят постоянно один монотонный звук, не являющийся средством общения, не имеющий привязки к предмету, действию, эмоциональному состоянию. Пользуются неречевыми средствами (показывают пальцем на нужный предмет, жестом, подходят берут за руку и ведут туда где находится предмет или то что им необходимо в данный момент).

Есть дети у которых имеется словарь и фразовая речь, эти дети встречаются на всех годах обучения с 1 по 9 классы. Одни дети многоречивы, пользуются развернутой фразовой речью, фраза аграмматична, не все слова произносятся верно, звуки позднего онтогенеза часто не сформированы, встречаются в потоке спонтанной речи лепетные слова и псевдослова, но тем не менее это понятная окружающим речь.

Нужно отметить, что тяжелое нарушение интеллекта, существенно меняет эмоционально – волевую сферу. Типичным для этих детей является отсутствие инициативы и самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство из них легко поддаются внушению и в тоже время упорно сопротивляются всему новому и неизвестному. Мои дети любят заниматься рутинной работой, старым и хорошо известным. Это отличительная черта этих детей им свойственна косность и стереотипность поведения.

Эмоции бедны, но, когда их хвалят дети бурно проявляют свою радость, при порицании часто обижаются, могут быть вспыльчивыми, агрессивными. Могут быть чрезмерно бурные реакции, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев неадекватные.

Таким образом формирование речи у детей с умеренной умственной отсталостью – это долгий, трудоёмкий и не всегда результативный процесс. Речевое развитие детей с умеренной умственной отсталостью находится в тесной зависимости от уровня интеллекта, уровня сформированности психологических механизмов речи, эмоционального состояния и потребности в эмоциональном контакте и в речевой коммуникации, в частности.

Литература

ст. «Трудности, испытываемые ребёнком с аутизмом при общении с другими людьми» ж. «В мир науки» 3 март 2007 г., раздел Микробиология, стр. 31 – 33

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.

Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина Альтернативная коммуникация для детей с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и обучение для целей социального взаимодействия. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2018 г.

Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Научный редактор: канд. пед. наук А.М. Царёв ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Псков 2018 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации