12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Халипова Елизавета Сергеевна585
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6» город Смоленск







ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА КРОССФИТ В ПОВЫШЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ













Подготовила:

Учитель физической культуры

Караулова Елизавета Сергеевна









Смоленск

2020



Введение

Образование является способом вхождения индивида в мир культуры и науки. Во время образовательной деятельности индивид получает и осваивает духовные ценности. Культура является предпосылкой и результатом образования индивида. Важно учитывать, что образование всегда работает в рамках определенной культуры, вписано в ту или иную систему культуры.

Овладев культурой, человек адаптируется к условиям постоянно изменяющегося общества, но и получает способность к активной деятельности, которая позволяет выходить за пределы заданного, при этом развивая собственную субъективность.

Образование является важным и необходимым фактором развития, как политики, экономики, культуры, так и всего общества, и государства. Результат получения образования виден в интеграции полученных знаний, умений и навыков с личными качествами человека, а также способностью самостоятельно использовать свои знания.

Инновация в области физической культуры – это внесённое нововведение, которое обеспечивает качественный рост эффективности процессов, которые востребованы в области физической культуры и спорта.

Актуальностью данной темы является: «основа повышения эффективности физического развития обучающихся». Она заключается в использовании различных инновационных технологий, которые позволяют сделать свободный выбор занимающимися физической активностью, её виды, формы, показатели нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых результатов при обязательном выполнении определенных образовательных стандартов.

Научно-технологическая суть инноваций в физическом воспитании заключается в приоритетной направленности содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе на усвоении занимающимися интеллектуальных, нравственных, поведенческих, мобилизационных, двигательных, коммуникативных, здоровье-сберегающих и здоровье-формирующих ценностей физической культуры опираясь на различные научные открытия, достижения и инновации мировой культуры спортивной подготовки.

Занятия физическими упражнениями несут в себе большое воспитательное значение – они способствуют развитию настойчивости, укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности в достижении поставленной цели.

Инновация, как процесс, сложна и противоречива, а её результаты – новшества – различны.

Для эффективного управления инновационным механизмом нужна классификация инноваций. Инновации могут быть классифицированы по разным признакам. В зависимости от того, какие критерии используют, инновации различают:

Виды работ – научные, опытно-экспериментальные инновации в педагогическом процессе;

Конкретные результаты процесса инновации – изобретения, стандарты, новые методы организации воспитания и обучения;

Степень новизны;

Предметное содержание – информационные, управленческие, организационные инновации в области физической культуры;

Вид эффекта – научно-технические, информационные, образовательные инновации;

Охват основных сфер деятельности;

В практике управления инновационным процессом учитываются наиболее важные критерии, которые отражают суть инноваций и вытекают из определения понятия «инновация». К таким критериям относят степень новизны и предметное содержание.



Инновационные направления в системе физического воспитания



Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут наши выпускники, зависит от всей системы организации образовательного процесса. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь учителю приходят инновационные технологии.

Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:

ИКТ или ММ – технологии,

ТРИЗ,

интерактивные технологии,

проектная технология, метод проектов,

исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,

АМО и технология модерации,

здоровьесберегающие технологии, и т.д.

Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения. В чем собственно их новизна или инновационность?

Они представляют собой педагогическую технологию, которая содержит определенный набор методов и этапы реализации.

Во–первых, в отличие от традиционной технологии инновационные ориентированы на результат, а не на процесс. Главное в данных технологиях - достижение определенного (конечно, инновационного, то есть нового по сравнению с традиционным результатом) результата.

Во–вторых, целью реализации инновационных технологий является не накопление учеником ЗУН, а умение применить полученные ЗУН в практической деятельности (то есть цель не знания, а умение использовать их для себя).

В-третьих, отличие инновационных технологий состоит в способе получения знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории, правил и т.д., а в процессе деятельности по достижению цели урока, которая ему интересна. Он постигает знания в процессе осознанной необходимости постепенно, пошагово под руководством учителя.

В–четвертых, инновационные технологии создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний. Но знания не ставятся в качестве целина уроках данных технологий. На первое место выходит организация образовательного пространства урока, которое выступает образовательной средой для формирования ЗУН учащихся.

В–пятых, инновационные технологии меняют суть взаимоотношений учителя и ученика на уроке. Учитель выступает как организатор этого самого образовательного пространства урока. Его роль на уроке – консультанта, эксперта. Большая роль отводится организации урока, его подготовке – подготовка выступает краеугольным камнем в организации подобных уроков.

В-шестых, инновационные технологии – это технологии личностно ориентированные, то есть направленные на личностное, то есть индивидуальное развитие, ориентированное наличность каждого конкретного ученика. Другими словами, это педагогические технологии, создающие условия на уроке или во внеурочной деятельности для обучения каждого отдельно взятого ученика с учетом его личностных особенностей (устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и задатков и т.д.).

В–седьмых, инновационные технологии учитывают и факт социализации детей в процессе обучения и после окончания школы. Именно поэтому в их арсенале есть приемы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы в паре, группе, коллективе, команде.

По большому счету их использование направлено на развитие всех форм мышления, которое будет способствовать становлению творческой и интеллектуально - развитой личности, и обеспечит постоянное развитие ребенка и после окончания школы.

Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных технологий:

ориентированы на получение конкретного результата;

цель урока с их использованием - приобретение знаний в процессе деятельности;

индивидуализация процесса обучения - способствует социализации детей в процессе обучения и после окончания школы; • использует другие инновационные технологии;

требует от учителя организации образовательного пространства урока;

устанавливает качественно новые взаимоотношения учителя и ученика на уроке;

способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.

Инновационные технологии – технологии особенные. Их реализации в образовательном процессе – «обучиться».

Инновации в формировании физической культуры общества и личности требуют кардинальных изменений в учебно-воспитательном процессе, прежде всего в общеобразовательной школе.

Итак, почему же внедрение новых передовых методик в спортивной сфере и в сфере спортивного образования так необходимо? Существуют несколько главных причин.





Раскрытие многосторонних способностей обучающихся



Занятия физической культурой могут помочь как детям, так и взрослым раскрыть свой потенциал в различных физических дисциплинах, который, при грамотном подходе, позволит, если речь заходит о ребенке, стать победителем в различных школьных спортивных соревнованиях, олимпиадах и конкурсах, что окажет положительное влияние на его портфолио и в будущем поможет при поступлении в высшее учебное заведение.

Ульянова С. И. в научной работе под названием «Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников» пишет об этом следующее: «Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры школьников».





Популяризация спорта среди молодежи



На первый взгляд этот пункт очень похож на пункт укрепление здоровья и его сбережение, но на самом деле это не совсем так. Первый пункт предполагает важность того, чтобы научить заниматься физической культурой, тогда как этот пункт направлен на увеличение заинтересованности в спорте и здоровом образе жизни среди молодежи. Поэтому недостаточно лишь создать условия для эффективного занятия спортом, необходимо также и заинтересовать учеников в предмете, показать им, что занятия физической культурой имеют множество неоспоримых преимуществ.

Кроме того, как заметила Е. Г. Сайкина в своей научной работе «Фитнес в системе физической культуры», решающим фактором укрепления здоровья сегодня признана позиция самого человека, его отношение к собственному социальному, психологическому и физическому здоровью [5, 7].

Новые представления о человеческой жизнедеятельности ориентируют личность на достижение физического и духовного развития, улучшение самочувствия, психического и физического здоровья. Проще говоря, крайне сложно добиться значительных результатов, если сам человек не ставит перед собой такой цели, из-за чего возрастает важность формирования ценностно-мотивационных установок личности, которые будут направлены на создание и поддержание здорового стиля жизни. Чем больше людей будут заинтересованы в том, чтобы следовать такому образу жизни, тем глубже осознание важности здорового образа жизни войдет в современное общество, что поможет мотивировать все больше людей заниматься спортом, ведь это станет уже частью культуры.

Внедрение новых современных методик помогает детям проявить интерес к спорту и, возможно даже, полюбить его, тогда как отсутствие таковых может привести к повышению числа прогульщиков уроков и пар физической культуре, что со временем негативно скажется на их успеваемости и здоровье.

Заинтересовать учащегося и убедить его заниматься спортом – легкая задача лишь на первый взгляд. На самом деле, это очень сложная задача, и на то есть множество различных причин.

А. А. Ильин, К. А. Марченко, Л. В. Капилевич и К. В. Давлетьярова в научной статье под названием «Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой» составили следующую классификацию побуждающих мотивов:

- внутренние мотивы, связанные с удовлетворением процессом деятельности (эмоциональность, новизна, динамичность, любимые упражнения и т.д.);

- внешние положительные мотивы, основанные на результатах деятельности (приобретение знаний, умений, навыков, активный отдых и т.д.);

- мотивы, связанные с перспективой (укрепление здоровья, развитие физических качеств, коррекция фигуры и т.д.);

- внешние отрицательные мотивы (страх перед насмешками из-за неумения выполнять какое-либо движение, получить низкую отметку и т.д.).

Они комментируют виды мотивов в этой классификации следующим образом: «Однако наиболее важным мотивом для решения основных задач физического воспитания является укрепление здоровья, важны также подкрепляющие его мотивы: удовлетворить потребность в движении; приобрести дополнительные знания, умения и навыки; улучшить работоспособность и двигательные качества; расширить свои физические возможности с целью улучшения качества жизни».

Внутренняя мотивация должна соответствовать внешней положительной мотивации или преобладать, т. е. быть гораздо сильнее внешней отрицательной. При таком соотношении видов мотивации, возможно успешное решение задач физического воспитания в школе».

Кроме того, мотивация человека зависит и от оценки окружающих, и от самооценки. Этот фактор позволяет педагогу влиять на развитие личности, направлять деятельность индивида. Одним из условий формирования устойчивой мотивации является взаимопомощь на занятиях между субъектом и объектами воспитания, а также между объектами.

Проще говоря, не стоит недооценивать важность повышения заинтересованности к спорту у учащихся, ведь как бы ни были хороши преподаватель физической культуры и его методика обучения этой дисциплине, ее нельзя назвать в полной мере эффективной, если сами обучающиеся не заинтересованы в этом. Повышение заинтересованности у занимающихся – сложная, но важная задача.



Психологические преимущества



Под психологическими преимуществами подразумеваются любые положительные психологические последствия влияния на школьников после внедрения инновационных методик в физическую культуру. К одним из таких психологических преимуществ можно отнести, например, повышение у занимающихся уверенности в себе, а также улучшение настроения после выполнения спортивных упражнений.

Когда речь заходит о психологических преимуществах, необходимо вспомнить их важную роль в популяризации физической культуры среди школьников. Получение положительных эмоций от грамотно проведенного занятия можно отнести к внутренним мотивам, связанных с удовлетворением процессом деятельности в классификации побуждающих мотивов из научной работы А. А. Ильин, К. А. Марченко, Л. В. Капилевич и К. В. Давлетьярова «Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой». Можно сказать так что, если обучающийся получает удовольствие от процесса, то у него будет на один мотив больше стараться прилежно заниматься и не пропускать занятия, больше думать о своем здоровье.

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры

Организация спортивно-ориентированного физического воспитания открывает огромные перспективы освоения ценностей физического и спортивного воспитания в условиях массовой физической подготовки подрастающего поколения. В основу организации физической подготовки школьников положена концепция тренировки. Силу, выносливость, ловкость, высокий уровень работоспособности могут приобрести путём тренировки, с помощью использования эффекта целенаправленного организованного процесса адаптации организма школьников к физическим нагрузкам нужного объёма и достаточной интенсивности. Как считают исследователи, основополагающие принципы организационно-методической концепции учебной тренировки учащихся должны стать теоретико-методической основой новых форм организации занятий по физической культуре [10, 14].

На сегодняшний день, школа должна отвечать на большое количество запросов. Заказчиками школы являются ученики, родители, общество, профессиональные элиты при сохранении определенной позиции государства.

В современной школе изменились требования: сейчас уже не перспективно готовить выпускника на десятилетия вперед; на рынке труда, с точки зрения жизненных перспектив, более востребованными являются способности «учиться всю жизнь», переучиваться. Для эффективного обеспечения нового качества, одним из средств образования школьников, является использование учителем физической культуры современных образовательных технологий: здоровьесберегающих и информационных.

Выбор современных образовательных технологий строится на основе политики в сфере образования: федеральной, региональной и муниципальной. Выбор такой политики направлен:

1. Реализация основных приоритетных направлений школьной политики.

2. Выполнение запросов средних и высших учебных заведений;

3. Выполнение требований и запросов родителей по обеспечению конкурентоспособности их детей.

При использовании информационно-коммуникативных технологий происходит «ориентир» в условиях переизбытка информации, развивается





Здоровьесберегающий вид



Как уже заметил Литвинов C.A в своей научной работе «Инновационные здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания» – «На современном этапе развития инновационных технологий в разных областях жизнедеятельности человека все больше возникает потребность в здоровье- сберегающей деятельности, направленной на поддержание и повышение состояния здоровья учащихся и преподавателей. В школах преподаватели заняты учебным процессом и научно-исследовательской работой, вследствие чего их малоподвижный образ жизни создает предпосылки к различным заболеваниям. Обучающиеся, подверженны большим нагрузкам в учебе, также необходимы инновационные здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания, которые смогли бы обеспечить повышение физической подготовленности и уровня морфофункционального состояния организма, как в учебное, так и свободное от учебы время».

Исходя из всего этого, нет ничего удивительно в том, что именно данный вид является наиболее значимым среди других всех технологий, по степени влияния на здоровье занимающихся, так как основаны на особенностях тех или иных возрастных групп, оптимальном сочетании различных видов нагрузок, обучении в небольших группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации и т.д.

Солоненко А. В., основываясь на собственном опыте учителя физической культуры, приводит следующие примеры здоровьесберегающих технологий, которые она применяла на проводимых ею уроках физической культуры:

1. Чередование видов деятельности. Монотонная и однообразная деятельность не только отбивает у занимающихся интерес и удовольствие от процесса, но и негативно сказывается на их здоровье. Поэтому на уроках следует чередовать и распределять различные виды физической активности, обеспечивать их разнообразие. Кроме того, автор статьи заявляет, что разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся - один их способов повышения эффективности урока.

2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке и индивидуальный подход к каждому. Этот пункт подразумевает, что урок должен заинтересовать детей, увлечь их в физическую деятельность, а также уважительное отношение учителя или преподавателя к учащимся и учет их личностных и физических качеств. Солоненко А.В. комментирует его следующим образом: «Урок должен быть развивающим, интересным. На уроке я обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрю, как они воспринимают задания учителя, как оценивают его работу. Предъявляю требования и замечания только в дружественной форме». Безусловно, не только она одна считает благоприятную обстановку на уроке важной здоровьесберегающей технологией, которая также является и элементов личностно-ориентированного вида. Например, А. А. Ильин, К. А. Марченко, Л. В. Капилевич и К. В. Давлетьярова в научной работе «Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культуры» заявили, что психологический комфорт и демократический стиль общения являются одними из факторов, влияющих на формирование оптимального мотивационного комплекса к занятиям физической культурой [11, 15].

3. Дозировка заданий. Задания должны даваться в том количестве, в котором занимающиеся смогут их выполнить. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки учащихся говорит Солоненко А. В.

4. Занятия на свежем воздухе. Солоненко А.В., комментируя данный пункт, заявляет, что, как известно, дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из моих задач является повышение устойчивости детского организма такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма, производимое во время уроков на свежем воздухе, которые могут включать бег по пересеченной местности, лыжную подготовку, футбол и иные игры с мячом.

5. Внимательное и бережное отношение к инвентарю и помещению. Помимо различных новых техник и гуманного обращения с учениками, огромную роль в современной физической культуре играет оборудование и помещение, отведенное под занятия физической культурой. Очень подробно высказались на эту тему В. Е. Гармонова и Т. Н. Занина в научной работе «Эстетический аспект физического воспитания». В ней высказывается следующее: «Учебно-материальная база в каждой школе должна полностью удовлетворять выполнение требований программы: просторный гимнастический зал, удобно расположенные и хорошо спланированные спортивные площадки, бассейн для плавания. Учителю физической культуры необходимо помнить, что кроме чисто технических характеристик гимнастического зала, есть и такое понятие, как интерьер, о котором забывают. И вот итог: огромный зал с «загражденными» проволочной сеткой окнами, подвесными, съемными и передвижными снарядами, с самой совершенной аудиовизуальной аппаратурой. Все это является предметом гордости администрации. Однако их чувства далеко не всегда разделяются учениками. У детей возникают подчас иные ассоциации, чем у педагогов [2, 9, 13, 17]. Гимнастический зал, до отказа заполненный оборудованием и инвентарем, какими-то своими чертами напоминает школьникам складское помещение. Акустика в спортивных залах не предусмотрена нормами строительной техники, в связи с этим голос учителя не всегда звучит приятно на уроке. Речь становится нечленораздельной, а музыкальное сопровождение порой становится небезопасным для здоровья детей”. Проще говоря, данный пункт подразумевает не только бережное отношение к инвентарю и помещению со стороны учеников или студентов, но и внимательное отношение учителей, преподавателей и их руководств к состоянию оборудования и спортивного зала, принятие во внимание мнений учащихся по данному вопросу.

6. Применение специальных упражнений для профилактики различных заболеваний. Например, различные упражнения для коррекции осанки, глаз или применение дыхательных упражнений благотворно скажется на здоровье занимающихся. Существуют даже различные упражнения для разных групп людей: для женщин, для мужчин, для школьников, студентов, для людей, работающих за компьютером, для увлекающихся спортом. В современном мире каждый желающий может найти комплекс упражнений подходящий прямо для себя и предотвращающий именно те заболевания, которыми подтверждены именно Вы. Например, Евдокимова А.А в своей научной работе «Здоровый образ жизни студентов: гиподинамия и пути ее преодоления» называет конкретные виды физической активности наиболее предпочтительные для студентов, страдающих гиподинамией. К таким относятся: кардиотренировка, в программу которой входит ходьба, бег, прыжки и и езда на велосипеде, плавание, физические упражнения, спортивные игры и танцы.

7. Создание оздоровительно-инновационных центров Как утверждают В. М. Наскалов и Н. И. Жернакова в своей работе «Инновационные технологии в физическом воспитании студентов вузов как путь к здоровьесбережению» - одним из способов внедрения инновационных технологий в физическое воспитание студентов вузов является создание студенческих оздоровительно- реабилитационных центров, которые призваны снижать влияние таких факторов, как гиподинамия и гипокинезия ( о чем частично уже было рассказано ранее), действие стрессовых ситуаций [15, 18, 21].

Кроме того, В. М Наскалов и Н. И. Жернаков говорят, что целью информационно-управленческой деятельности оздоровительно-реабилитационным центром является организация физкультурно-оздоровительной работы со студентами во внеучебное время с реализацией инновационных проектов. Деятельность оздоровительно-реабилитационного центра позволяет решать два основных социальных вопроса. Первый связан с проблемой свободного времени студентов (отвлечение от пристрастия к вредным привычкам), а второй - со снижением влияния отрицательных факторов внешней среды и учебной деятельности. Для решения этих вопросов в оздоровительно-реабилитационном центре применяются средства физической реабилитации.

8. Создание условий для использования восточных оздоровительных систем и атлетической гимнастики. Как уже успел заметить Литвинов С. А. своей работе «Инновационные здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания вуза», в настоящее время из оздоровительных технологий получили широкое распространение в России и за рубежом упражнения из атлетической гимнастики, хатха-йоги и цигун. Они производят положительное воздействие на весь организм человека.



Укрепление здоровья и его сбережение



Организация подготовки по физической культуре с использованием инновационных подходов в общеобразовательных учреждениях обеспечивает устойчивое развитие школьников в формировании духовно богатой, физически здоровой, социально активной личности. Инновационные разработки являются существенным элементом развития образования и выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном процессе, которые в совокупности приводят к изменениям в сфере образования с изменением его содержания и качества.

Каждые уроки физической культуры, будь они в школе или же в иных учебных заведениях, ставят одной из своих первостепенных задач – укрепление и поддержание здоровья детей и подростков. Особенно явно это проявляется именно на занятиях у учеников начальных классов, так как именно тогда перед учителем стоит цель сформировать у детей необходимые базовые знания и умения, которые понадобятся им в повседневной жизни, чтобы следовать рациональному подходу по отношению к своему здоровью.

Здоровье - сберегающие образовательные технологии можно назвать наиболее значимыми из всех других типов технологий. так как те базируются на возрастных и когнитивных особенностях детей, благоприятном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных методов предоставления информации, что, несомненно, оказывает огромное влияние на физическое и психологическое состояния учащихся.

Кроме того, при занятиях спортом по новейшим и усовершенствованным методикам, снижается риск возникновения многих заболеваний.

Например, современные школьники замечают у себя симптомы гиподинамии.

Гиподинамия - это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Евдокимова А.А в работе «Здоровый образ жизни студентов: гиподинамия и пути ее преодоления» пишет, что гиподинамия сама по себе не является заболеванием, но приводит к серьезным нарушениям в организме.

Возможные последствия гиподинамии - увеличение риска ухудшения функционирования опорно-двигательной, пищеварительной и нервной систем, сидением перед монитором компьютера, возникновение тромбоэмболии легочной артерии, нарушений кровообращения в органах малого таза и т.д. Причины гиподинамии, кроме таких масштабных и общеизвестных как научно технический прогресс, благодаря которому произошло появление глобальной сети интернет, и как следствие, вовлечение большого процента людей в так называемую «сетевую жизнь» или развития систем коммуникации, это - ургентная аддикция ( нехватка времени), проблема прокрастинации (состояние, характеризующееся постоянным откладыванием важных дел на потом), наличие депрессии (депрессия как длительное подавленное психическое состояние оказывает " сковывающее" воздействие на ее обладателя, что в большинстве случаев предотвращает двигательную активность индивида), низкий уровень стрессоустойчивости. Передовые методики в сфере физического образования способны не только предотвратить развитие гиподинамии на ранних этапах ее возникновения, но и уменьшить проявления уже имеющихся симптомов [30].

Кроссфит как одна из инновационных технологий

На сегодняшний день актуальны инновационные технологии физкультурного образования, фитнеса и здоровьесбережения, а также пути генерирования физической подготовленности, ориентированные на личностно-центрированный, комплексный характер образования. К таким технологиям следует отнести функциональное многоборье – кроссфит, как технологии с идеологическими установками на здоровый образ жизни, привлекательной соревновательной программой и разнообразными упражнениями для коррекции телосложения. Функциональное многоборье (кроссфит), как констатируют В.В. Волков, В.Н. Селуянов отличается интенсивными короткими тренировками, включающими в себя кардио и кардио с силовыми нагрузками [1], специфика которых заключается в комбинировании тяжелой атлетики, гимнастики, бега, гиревого спорта, упражнений с собственным весом, плавания, гребли, пауэрлифтинга, скалолазания, упражнений с канатом [1, 2, 3, 4]. Вместе с тем, на сегодняшний день недостаточно интегрированных методик физического воспитания студентов на основе кроссфита, нет адаптированной методики кроссфита в рамках урочных занятий, недостаточно теоретико-методического обоснования кроссфита.

Кроссфит относится к силовому виду фитнеса, и отличается экстремальной системой общей физической подготовки, основанной на чередующихся базовых движениях из различных видов спорта (гиревой спорт, тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, легкая атлетика и т.д.). По программе кроссфит работает свыше 4500 (данные за 2013 год) сертифицированных залов по всему миру, также многие силовые структуры, органы правопорядка (США, Канада, Европа).

Сегодня кроссфит принял форму социального движения и распространился по всему миру в короткие сроки благодаря своей высокой технологичности, практичности и высокоэффективному подходу к фитнесу. Кроссфит предполагает тренировки для начинающих, подготовленных, профессиональных спортсменов, женский кроссфит, детский, а также силовой кроссфит, кроссфит для похудения и другие. Принципы, лежащие в основе системы, позволяют легко адаптировать кроссфитовские тренировки под людей различного уровня физической подготовки. Варьируется вес снарядов, нагрузка, интенсивность, суть методологии построения тренировочного процесса остается без изменений. В тренировках комбинируются элементы (В.А. Глубокий) тяжелой атлетики, гимнастики, пауэрлифтинга, прыжков, бега, гребли, лазания по канату, плавания, упражнений с гирями, скалолазание, поэтому соревнования легко можно провести на базе школы, вуза, тренажерного зала, отрытой спортивной площадки [2, 3, 4, 6]. Поэтому тренировка кроссфитера содержит множество силовых и локальных силовых упражнений (В.В. Волков, В.Н. Селуянов) [1].

Структура тренировочного занятия включает в себя разминку, отработку навыков, силовую часть, основную тренировку (WOD) и растяжку, при этом основными принципами построения занятия является постоянно варьируемые программы, функциональность движений; высокая интенсивность; работа в различных режимах. Так занятия, отличаются высокой интенсивностью, значительным количеством разновидностей выпрыгиваний, бега с отягощением, выполнением упражнений в быстром темпе, поэтому педагогический и медицинский контроль должен быть детальным, регулярным и включать допуск терапевта, контроль ЧСС, АД, электрокардиограмму, контроль самочувствия и координации движений, функциональную диагностику.

Структура занятия на начальном этапе обучения кроссфиту должна отличаться тем, что акцент должен быть сделан на повышении общей физической подготовленности, формировании выносливости, обучении технике выполнения разнообразных упражнений, при этом непосредственное выполнение высокоинтенсивного комплекса (WOD) не должно превышать 5-15 минут. Так в подготовительной части могут выполняться разновидности бега, общеразвивающие и гимнастические упражнения, запрыгивания на тумбу 60 см, сочетание бега с «отжиманиями», прыжки на скакалке, стретчинг 5-8 мин. В основной части выполняются серии силовых, аэробных упражнений и упражнений смешанного характера, и комплекс WOD. В содержание заключительной части вводятся упражнения на мышцы брюшного пресса на римском стуле 3-4 подхода по 15-25 раз, выпады с гантелями 2-3 подхода по 8-10 раз, стретчинг.

Функциональное многоборье представляет собой элементарную программу общей физической подготовки со специфическими компонентами, которые делают программу многоборья более разнообразной с движениями из разных видов спорта, особую привлекательность многоборью придает методика проведения кроссфита, разработанная Грегом Глассманом. Упражнения функционального многоборья повышают аэробные и анаэробные возможности организма, раскрывают огромное количество резервных капилляров, способствуют увеличению окружности грудной клетки, жизненной ёмкости легких, показателей динамометрии (сила кисти) и существенному развитию физических качеств, снижению жирового и увеличению мышечного компонентов тела. Однако в кроссфите недостаточно изучено соотношение аэробной и анаэробной нагрузки, нет детализации структуры занятия в урочной форме физической культуры, содержания физической подготовки, методики начального обучения кроссфиту.

Следует отметить, что силовые упражнения воздействуют на все органы и системы организма, вызывая в них морфологические и функциональные изменения. Скелетная мускулатура гипертрофируется, изменяется и костная ткань, увеличивается поперечный диаметр диафизов трубчатых костей, утолщаются компактные слои кости и прикрепление сухожилий к ней. Эти изменения обеспечивают большую прочность кости и устойчивость ее к нагрузке, также отмечаются функциональные изменения во всем аппарате кровообращения и дыхания. У систематически занимающихся фитнесом наблюдается снижение частоты сердечных сокращений.

Тренировки по кроссфиту предпочтительнее выполнять с использованием многоповторных силовых упражнений с отягощением собственным весом (подтягивания, приседания, отжимания, упражнения на развитие мышц живота) в различных вариантах и сочетаниях. Для более подготовленных в тренировочные комплексы следует включать тяжелоатлетические упражнения и упражнения из гиревого спорта. В содержание тренировочных программ по кроссфиту обязательно должен входить бег на 60, 100, 400 и 1000 м. Круговая тренировка по методике кроссфит повышает моторную и эмоциональную плотность занятий, делает занятия более разнообразными и интересными для обучающихся, давая простор индивидуальным возможностям и личной инициативе, повышая тем самым мотивацию к занятиям физической культурой.

Все циклические упражнения кроссфита (бег, работа на гребном тренажере, плавание), для повышения аэробных возможностей, можно выполнять двумя методами: методами непрерывного выполнения (однократно); методами прерывного выполнения (неоднократно). В свою очередь однократное упражнение можно выполнять с постоянной или с изменяющейся скоростью, т.е. равномерным и попеременными способами. К методам прерывного выполнения относятся повторный и интервальный. При использовании равномерного метода упражнения выполняются с относительно постоянной скоростью. Для переменного метода характерно многократное изменение скорости движений в непрерывной деятельности.

Упражнения силовой направленности, выполняются в следующих режимах: изометрическом (статическом); изотоническом (динамическом); изокинетическом (динамическом, с широким диапазоном сопротивления и скорости); в режиме переменных сопротивлений (с тренажерами, которые позволяют изменять величину отягощений в разных частях движения).

Также выполнение каждого упражнения состоит из двух фаз: концентрической (напряжение) и эксцентрической (расслабление и удлинение). Все мышечные волокна, иннервируемые одним мышечным окончанием, сокращаются одновременно. Сокращение происходит либо полностью, либо вообще отсутствует. Мышцы, совместно действующие в одной функциональной группе, называются синергистами. Мышцы, противоположные по действию, называются антагонистами.

Анализируя компоненты тестирования ГТО следует подчеркнуть, что функциональное многоборье содержит разнообразные прикладные навыки, также плавание как вид аэробной нагрузки, разновидности бега, атлетическую гимнастику, пауэрлифтинг, основы скалолазания как элемента туристских умений, что свидетельствует об адекватности и необходимости применения именно кроссфита в урочных и внеурочных занятиях со студентами [4, 7, 8].

Методика и организация исследования. Эксперимент осуществлен в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», так в экспериментальной группе проведены двухразовые урочные занятия по 90 минут с методикой применения кроссфита для юношей и девушек и дополнительное факультативное занятие 1 раз в неделю (60 мин). Объем кроссфита на учебных занятиях составил 50% от общего объема часов, в оставшиеся 50% включены традиционные виды спорта, базовые основы атлетической гимнастики, общая физическая подготовка, элементы функционального тренинга, разновидности бега, работа на кардио тренажерах [3, 4], также разработаны индивидуально-типологические программы сбалансированного питания [7].

В экспериментальной группе адаптирована структура и содержание процесса физической подготовки на основе кроссфита к условиям физического воспитания; разработана методика начального обучения функциональному многоборью; создана специальная физическая подготовка на занятиях по кроссфиту, позволяющая выполнять на высоком уровне нормы ГТО (табл. 1).

Начальное обучение атлетической гимнастике (табл. 1) → упражнения на силовых и кардио тренажерах →гимнастические упражнения с весом собственного тела и на снарядах → базовые упражнения со штангой (бодибаром) → сложно координационные упражнения (приседания со штангой, становая тяга, выпады со штангой или бодибаром, гантелями) → «сплит» программы → атлетическая гимнастика и функциональный тренинг → аэробная и силовая тренировка → интервальный и круговой метод → метод сопряженного воздействия → комплексы WOD из атлетической гимнастики.


Таблица 1 – Методика начального обучения кроссфиту

Показатели

1 курс

2 курс

1.Направленность, теоретические и практические основы, особенности

Оздоровительно-развивающая направленность занятий, обучение базовым упражнениям, адаптация организма к аэробным и силовым нагрузкам, контроль ЧСС и АД

Спортивно-развивающая направленность, сложно координационные упражнения, приобщения к соревнованиям, знания программ кроссфита

2. Соревнования

Соревнования в студенческой группе и среди курса, доступные упражнения кроссфита, контроль ЧСС и АД.

Соревнования среди курса и вуза, сложные кроссфит упражнения, нестандартные виды отягощений

3.Подготовка к нормативам ГТО

Кроссфит комплексы с «подтягиваниями», сгибаниями и разгибаниями рук в упоре лежа, подготовка плаванию в виде отдельного занятия по плаванию и временем преодоления отрезка 50м, бег 3-6 мин к кроссу 2-3 км

Кроссфит комплексы узкой направленности с упражнениями ГТО и функциональным тренингом, интервальная тренировка, применение метода сопряженного воздействия, бег 6-10 мин для кросса 2-3 км.

4.Методы обучения

Метод повторных усилий, изометрический метод, метод круговой тренировки, метод строго регламентированного упражнения

Метод интервальной тренировки, метод сопряженного воздействия, метод круговой тренировки, метод, «поточный» метод выполнения упражнений

5.Средства физического воспитания

Плавание, общая физическая подготовка, атлетическая гимнастика, легкая атлетика, аэробика (девушки), элементы функционального тренинга 5-20 минут, кардио тренажеры

Плавание, легкая атлетика «тай-бо» тренировка (элементы единоборств), элементы силовых видов спорта, функциональный тренинг 15-25 минут, соревновательная форма работы на гребном тренажере, бега, челночного бега и др.

6.Контрольные

упражнения

Контрольные упражнения ГТО, выполнение комплекса кроссфита №1, контрольные упражнения по ОФП.

Контрольные упражнения ГТО, дополнительные упражнения на выбор студента (плавание 50м, гиревой спорт); выполнение комплекса кроссфит №1-2, ОФП

7.«Берпи» базовое упражнение кроссфита

Юноши 10-30 раз - 1 семестр, 30-50 раз в конце года.

Девушки 10-20 раз – 1 семестр, 20-35 раз

Юноши 30-55 раз - 1 семестр,

40-60 раз в конце года.

Девушки 20-30 раз – 1 семестр, 35-55 раз


Атлетическая гимнастика (Т.Н. Шутова, 2016) является вектором развития личности студента, так как предоставляет широкий спектр физического и интеллектуального развития юношей и девушек, их целеустремленности, способности достигать поставленных целей, развивать общекультурные и коммуникативные ценности, что, несомненно, значимо в образовательном процессе. Воздействие силовых гимнастических упражнений может быть, как общего характера (на организм в целом), так и локального (на группу мышц, звено опорно-двигательного аппарата) [9].

Гиревой спорт → «рывок» → «толчок» гири с минимальным весом гири → приседания → махи с гирей минимального веса → сочетание упражнений гиревого спорта с атлетическими упражнениями → выполнение упражнений на время → увеличение веса гири → соревновательная форма выполнения.

«Берпи» → «отжимания» → выпрыгивания вверх с хлопком над головой → комбинация упор присев упор лежа с одновременным «отжиманием» → «слитное выполнение» всех фаз упражнения → «берпи» 10 раз → «берпи» 15-20 раз → 20-30 раз → 30-40 раз → 30-50 раз → метод сопряженного воздействия → интервальный метод → «берпи» в комплексе упражнений (табл. 1).

Бег в медленном темпе способствует расширению мелких кровеносных сосунов (в коже, органах пищеварения, печени, мышцах), благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему; улучшаются терморегуляция и процессы выделения, при этом содержание сахара в крови поддерживается благодаря запасам его в печени, а углеводных запасов хватает на несколько часов, ибо в этих условиях организм расходует в основном жировые запасы. Аэробная нагрузка является функциональной основой повышения общей физической подготовленности.

Результаты исследования. Исследование показало, что кроссфит занятия эффективно повлияли на физическую подготовленность (табл. 2), так практически во всех контрольных упражнениях достигнуты достоверные различия результатов (Р<0,05), особенно в упражнении на статическую выносливость мышц - «планка» с акцентом на мышцы брюшного пресса, в сгибаниях и разгибаниях рук на брусьях – показатель силы, в скоростно-силовом упражнении – выпрыгивания, из положения присед. Следует отметить, что в группе девушек не достигнуты достоверные различия результатов только в челночном беге, в остальных упражнениях значимые различия результатов в течение одного года (табл. 2).


Таблица 2 – Результаты физической подготовленности юношей и девушек

Контрольные упражнения

пол

До (t1604056941aa.gif±σ)

После(t1604056941aa.gif±σ)

1. Упражнение «планка» (сек.), комплексное статическое упраж. – упор на предплечья и стопы

юн.

57±9,7

138±10,6*

дев.

37,2±9,4

77±10,2*

2. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (раз, юн.) / «обратные отжимания» от скамьи (дев)

юн.

16,5±5,7

25,3±5,5*

дев.

10,3±3,9

20,5±3,2*

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (раз)

юн.

30,0±5,6

50,0±3,3*

дев.

13,8±3,7

26,1±3,9*

4. Челночный бег 4×10 м (сек.)

юн.

13,1±0,7

10,0±0,7*

дев.

12,7±1,0

11,6±0,7

5. Подъем штанги над головой на время (юн., раз, за 1 мин.) / подъем бодибара 3 кг на время (дев)

юн.

24±8,2

48±5,9*

дев.

31,6±6,2

43,1±4,7*

6. Выпрыгивания из положения присед за 1 мин (раз)

юн.

32,9±4,3

53,2±3,9*

дев.

19,1±2,8

31,3±5,1*

Примечание: t1604056941aa.gif – среднее арифметическое значение, σ – среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (р<0,05).


Выводы. Разработанная инновационная методика применения функционального многоборья (кроссфита) доказала свою эффективность, о чем свидетельствуют результаты физической подготовленности девушек и юношей. Помимо этого, достигнуты достоверные различия в функциональном состоянии обучающихся и в уровне компетенций по физической культуре, а также в ценностном отношении к физической культуре.

























Список литературы

1. Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org

2. Гармонова В. Е., Занина Т. Н. Эстетический аспект физического воспитания [Электронный ресурс] // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskiy-aspekt-fizicheskogo-vospitaniya.

3. Евдокимова А. А. Здоровый образ жизни студентов: гиподинамия и пути ее преодоления // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №3

4 . Пиянзина О. П., Семенова Т. Б. Использование информационно- коммуникационных технологий в формировании физического развития в педагогической деятельности ДОО [Электронный ресурс] // Наука и перспективы. 2017. №1. URL:

5. Сайкина Е. Г. Фитнес в системе физической культуры [Электронный ресурс] // 2014. С. 3-8

6. Солоненко А. В. Инновационные технологии на уроках физической культуры [Электронный ресурс] // 2015. С 12-19

6. Методические подходы к комплексной оценке физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. 2016. №9. С. 9-11.

7. Шутова Т.Н. Практические рекомендации моделирования тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров. В сборнике: Современное образование, физическая культура и спорт. Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 25-летию образования факультета зимних видов спорта и единоборств Уральского государственного университета физической культуры. 2015. С. 12-19.

8. Шутова Т.Н., Бодров И.М., Везеницын О.В., Сидоренко Н.А. Сбалансированное питание и оптимизация двигательной активности как факторы здорового образа жизни студентов. В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. 2016. С. 1-10.

9. Шутова Т.Н., Гаджиев Д.М., Пихаев Р.Р. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов. В сборнике: Физическая культура, спорт, туризм: Научно-методическое сопровождение. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 7-20.

10. Шутова Т.Н., Везеницын О.В., Выприков Д.В., Крылова Г.С., Бодров И.М., Кокорев Д.А., Буров А.Г. Атлетическая гимнастика в физическом воспитании студентов. Учебное пособие / Москва, 2016.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Горбункова Ольга Ивановна, 31.10.20 в 14:59 1Ответить Пожаловаться
Аэробика была очень популярна в 90-х годах!А сейчас кроссфит. Спасибо за материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.