12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Баликоева Альбина Мурзаевна602
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
ТЕМА: ««Проблемы, подходы и решения при разработке современного урока по физике»

 

Содержание:

Актуальность выбранной темы педагогической деятельности.

Важнейшая задача современной школы.

Пути достижения основной задачи современного образования путём внедрения современных инновационных образовательных технологий.

Виды здоровья ребёнка.

Интеллектуальное здоровье и развитие учащихся в образовательном процессе.

Пути сохранения духовно – нравственного здоровья ребёнка.

Социальное здоровье учащихся в школе.

Психологическое здоровье учащихся в образовательном процессе.

Эмоциональное здоровье ребёнка в процессе обучения.

Сохранение физического здоровья в образовательном процессе.

 

«Школа – это мастерская где формируется подрастающее поколение, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»

А. Барбюс

 

Согласно ВОЗ «здоровье – состояние полного физического и социального благополучия» Формирование культуры здоровья - изменение поведения с ориентацией на здоровье – педагогическая проблема, так как с аттестатом зрелости ребёнок ещё и зарабатывает проблемы здоровья. В связи с этим важнейшей задачей школы является формирование здоровой личности, способной принести пользу Государству.

Из послания Президента РФ Федеральному собранию РФ («Российская газета» 06.11.2008 г.): «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая… Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, который позволит уменьшить риски для здоровья учащихся в процессе обучения. Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом».

Согласно требованиям ФГОС – важно сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся, развитие условий здорового образа жизни.

В современных условиях вся деятельность педагога сводится к воспитанию всесторонне здорового гражданина нашей РФ. В этих условиях современный урок приобретает новые черты. В обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Изменения, которые претерпевает образование, вызваны социальным заказом современного общества. В нашем современном, стремительно развивающемся и меняющемся мире, необходимо уметь быстро адаптироваться в огромном потоке информации, уметь создавать новые цели, средства, возможности, осуществления собственных замыслов, быть автором своей деятельности, а для этого нужно вырастить и воспитать здорового гражданина нашего общества. Чтобы достичь образовательных результатов, необходимо искать и создавать условия для инициативности, самостоятельности, активности, а значит строить урок по современным инновационным технологиям. Конечная цель всех инновационных педагогических технологий – построение здоровье сберегающего урока.

Современный здоровье сберегающий урок, это урок, не принуждающий ученика к занятиям, а стимулирующий к познанию делающий учеников активными участниками познавательного процесса, дающий ответы на множество возникающих и интересующих их вопросов. К технологиям позволяющим вырастить здорового гражданина относятся современные образовательные технологии, основанные на активации деятельности учащихся, учёте индивидуальных особенностей. Данные технологии опираются на методы и приёмы работы, при применении которых, на первый план выходит ребёнок, его деятельность, личность и его здоровье. Без подключения познавательных интересов, невозможно сохранить здоровье.

Часто детей называют цветами жизни, потому в форме лепестков изображу все аспекты личности ребёнка.

t1604087444aa.gif

4.эмоциональное

ЗДОРОВЬЕ

 

 

t1604087444ab.gif

1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

 

 


 

t1604087444ac.gift1604087444ad.gif

5.ПСИХИЧЕСКОЕ

ЗДОРОВЬЕ

2.ДУХОВНО _ НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

 

 

t1604087444ae.gif

ВИДЫ ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА

 

 


 

t1604087444af.gift1604087444ag.gif

6.ФИЗИЧЕСКОЕ

ЗДОРОВЬЕ

3. СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

 

 


 


 

t1604087444ah.gif

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО _ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

 

t1604087444ai.gif

ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕНИКА.

 

 

t1604087444aj.gif
 


 


 


 

t1604087444ak.gif

УЧЕНИК

 

 

1.Интеллектуальное здоровье

2.Духовно – нравственное здоровье

3.Социальное здоровье

4.Психологическое здоровье

5.Эмоциональное здоровье

6.Физическое здоровье.

 

Д. Максвелла: «Нет лучше метода сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах»

 

 

1 Интеллектуальное здоровье

Сегодня каждый учитель знает и понимает важность обучения школьников не только воспроизводить знания, но и научить приёмам и методам самостоятельного поиска знаний, коммуникативных, интеллектуальных и оценочных умений. Важно не просто передавать знания школьнику, а научить его овладевать новыми знаниями. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС второго поколения определяют цель образования «научить учиться»

Основной фактор риска здоровью ребёнка это учебные перегрузки. Чтобы их снизить, надо подключить интерес. Познавательный интерес – вид деятельности или решение проблемы выполняемый учащимся с интересом. Если подключён познавательный интерес, то образовательный процесс никогда не будет источником перегрузок для всех видов здоровья, но только будет стимулировать к дальнейшим познаниям. Для сохранения интеллектуального здоровья и развития ребёнка большой эффект дают современные инновационные технологии.

В педагогической литературе  можно найти  множество определений понятия «педагогическая технология».

Например,  И.П.Волков определяет педагогическую технологию как описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

В.М.Шепель  определяет технологию как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

В.М.Монахов дает следующее определение:  педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).  

Метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский).

Методический приём - это структурный элемент метода; это действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия.

Методологические требования к  образовательным технологиям (Г.К. Селевко):

Концептуальность.  Предполагается опора на научную концепцию.

Системность. При реализации любой педагогической технологии должна проявляться системность, которая отражена логике процесса, взаимосвязи всех его частей и целостности.

Управляемость проявляется в возможности целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, с целью коррекции результатов.

Эффективность педагогической технологии проявляется в результатах и оптимальности по затратам, достижении определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость проявляется в возможности применения (воспроизведения) педагогической технологии в других образовательных организациях, другими субъектами.

При реализации любой педагогической технологии педагог должен помнить, что технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания, а разработка и применение педагогических технологий требуют высокой активности педагога и обучающихся. Педагогу очень важно при организации активной позиции обучающихся хорошо знать  психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносить индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность учащихся проявляется в возрастающей самостоятельности  в технологизированном процессе взаимодействия. И всё же педагогические технологии, являясь составной частью процесса обучения, не обеспечивают всем учащимся одинаково высокий результат обученности и воспитанности.

В современной образовательной системе обучение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от педагога  к обучающимся. Обучение выступает как сотрудничество — совместная работа педагога и учащихся в ходе овладения обучающимися знаниями и приобретения опыта решения проблем. Активная позиция учащегося  в учении приводит к изменению представлений о характере взаимодействия ученика с педагогом и одноклассниками.

Примеры современных образовательных технологий применяемых в преподавании предмета физика:

1.Технология развития критического мышления.[2]

Структура данной технологии состоит из трёх стадий:

ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ. Кратко ВОР.

1 стадия вызов, состоит из трёх этапов:

Мотивация – интерес к изучаемой теме ярким, интересным, актуальным материалом.

Актуализация – вспоминают предыдущий жизненный опыт, знания и выражает свою точку зрения.

Систематизация – что знаем и чего не знаем. Учащиеся сами выясняют, каких знаний не достаточно. Выдвигают гипотезы. Определяют цели и задачи урока. Строят проект выхода из затруднения.  Учащиеся называют предварительно тему урока.

2 стадия - осмысление включает получение новых знаний и корректировка поставленных целей, Первичное закрепление с проговариванием. При необходимости вторичное закрепление изученного материала.

3 стадия - рефлексия включает размышление над поставленными задачами и полученными знаниями, анализ полученных знаний, рождение нового знания, ответ на вопрос поставленной цели, вывод об эмоциональном восприятии полученных знаний.

Методы и приёмы данной технологии:

1. ФИШБОУН (рыбный скелет) [2]

Голова-вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, середина- основная часть темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи краткие и представляют собой ключевые слова или фразы отражающие суть темы.

2.КЛАСТЕР (гроздь) – предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

3.СИНКВЕЙН (пятистишье) нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используемое как дидактический приём на этапе актуализации или рефлексии.

4.ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере чтения.

«_»- думал иначе ; «+» -новые знания; «?»- не понял, есть вопросы; «у»- знал раньше

заполнение кластеров; установление причинно следственных связей между блоками информации; составление списка известной информации; заполнение концептуальных таблиц. Приём тонкие и толстые вопросы.

Стратегия решения проблем ИДЕАЛ

 

И - Идентифицируйте проблему

Д - Доберитесь до сути

Е – Есть варианты решения

А - А теперь - за работу

Л – Логические выводы.

Развивает умение сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать, формулировать вопросы, искать ответы, делать выводы.

По структуре технологии критического мышления ВОР эффективно планировать как классные часы, так и уроки по физике.

2. -Технология личностно - ориентированного подхода при организации интерактивных классных часов и уроков, предполагает ценностный подход к детской личности, понимание того, что ребёнок имеет свою жизненную историю, своё собственное «Я», своё мнение, свой внутренний мир, свои переживания. Технологии личностно-ориентированного образования направлены на организацию поисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся и характеризуются такими чертами, как сотрудничество, диалогичность, предоставление ребенку свободы принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения.

Развивает умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, осмысливать, обобщать. Приёмы данной технологии: оценочная линия, синквейн, ассоциативный куст, микрофон.

3. - Технология коллективного творческого дела КТД.

Применение технологии коллективного творческого дела на интерактивных классных часах и уроках позволяет увидеть ребёнка в процессе воспитания и обучения. Ребёнка надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую дело только тогда, когда это нужно только ему, когда у него имеются определённые мотивы для её выполнения. Приёмы данной технологии: соревнования, выпуск плакатов, лозунгов, коллективная работа при заполнении кластеров, игр, конкурсов, диалоги.

4. - Ситуативные технологии. Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой учитель столкнулся в повседневной работе, которая породила педагогические задачи, требующие решения. Учитель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа» Приём «эмпатия»

5. - Технология коллективного способа  обучения (КСО) – это такая организация открытого образовательного пространства в форме работы в малых или больших группах по решению возникшей проблемы. В.К.Дьяченко, автор технологии, подчеркивал, что “общение в паре - это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми. Благодаря коллективному способу обучения человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них — к знаниям и опыту всего человечества”. Работа в парах

организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:

статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.

динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.

вариационная пара - работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.
Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал). Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед Малой Группой. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.
Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию.

Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе. Ученик выступает перед группой, которая уже изучила данную тему. После выступления группа задает ему вопросы, побуждая отстаивать свои знания, «защищать» данную тему.

Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся. Один учащийся выступает в роли «учителя», два других – « ученики», все остальные учащиеся наблюдают, анализируют, фиксируют в «маршрутных листах» материал урока. По окончании работы осуществляются анализ обучающей деятельности «учителя». Учитель выступает как организатор деятельности, корректирует и оценивает.

Можно не сомневаться, что подобная организация учебной работы дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, и, главное, развитие самостоятельности, уверенности в себе, трудолюбия, умений, что не может дать ни одна существующая система обучения.

Приём: «Совместный поиск» установление причинно – следственных связей, синтез мыслей.

6. - Информационно - коммуникационные технологии ИКТ. На уроках используется для аудио, видео оформление, электронные носители информации и современные электронные ресурсы. Демонстрация учебных видеофильмов, роликов и презентаций. Применение всех видов современных цифровых технологий является неотъемлемой частью современной учебной деятельности.

7.--Технология сотрудничества предполагает работу в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для всех контактов.

Приёмы: «Выбор цвета» «Пословицы» « Афоризмы» «задания одной темы изучаемого материала»

8. - Дидактические технологии. Приёмы: игра, конкурс, соревнование. Они вводят учащегося в реальный мир сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.

9. - Кейс технология Название происходит от английского слова case – портфель, чемоданчик, дипломат, кейс. Происхождение термина отражает суть технологии. В кейс - технологии понятие «кейс» рассматривается как портфель с полным комплектом учебно-методических материалов, который может выдаваться учащимся, как в печатном, так и в электронном виде. Непосредственная цель метода кейс – технологии (метода ситуационного обучения) - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникшую проблему или поставленный вопрос. Отличительная особенность кейса – описание проблемной ситуации из реальной жизни. На данном уроке это вопрос о значимости законов сохранения. Кейс может содержать различную информацию, включать в себя документальные данные, сведения из учебного издания, информацию из газет, исторических фактов, видеороликов. Тексты с дополнительной информацией по изучаемой теме. К содержанию текста подбираются вопросы, на которые учащиеся должны дать ответы. Основная работа преподавателя направлена на разработку индивидуальных кейсов, тщательная подготовка учебного материала. Достоинства метода – не только в получении знаний, но и развитие системы ценностей школьников, жизненных установок. Кейс активизирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, происходит вовлечение учащихся в творчество. Кейс это полный набор всего рабочего материала для всей группы, который позволяет самостоятельно, без помощи учителя, в ходе всего урока выполнить поэтапно все требуемые задания. Может содержать маршрут деятельности и уточнения к работе. В ходе такой деятельности развивается самостоятельность ученика.

Кейсы могут быть: вопросный кейс, кейс – задание, сюжетный кейс, личностный и другие по форме работ.

10 - Технология мозгового штурма (Брэйнсторминг) стимулирует группу к быстрому генерированию большого количества новых оригинальных идей, которые могут быть использованы в получении новых знаний, решения проблем.

Приёмы: поиск ответов на поставленные вопросы, обсуждение в группах, вопросы по Блуму: Классификация вопросов:

-       Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти

-       Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

-       Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)

-       Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке

-       Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

-       Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

11. - Технология проблемного обучения – предполагает поиск ответов на данную проблему. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано со стремлением личности к гармонии.

12. - Технология проектирования - используется при составлении программ саморазвития личности и создания положительных перспектив. Приём: составление программ, схем самовоспитания.

13. - Технология поощрения и стимулирования даёт возможность сохранения активности работы на протяжении всего классного часа. Приём «Корзина идей», система баллов, очков, сюрпризов.

14.- Информационно аналитическая технология используется на уроках и классных часах для знакомства с историческими фактами или другой важной информацией. Приём: использование разрезного готового материала для всех участников или отдельных групп классного коллектива.

15. - Технология Коучинга - представляет собой форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей формирования новых навыков.  С 2010 года коучинг, появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях

16. - Технология «Шесть думающих шляп критического мышления» Технология шести шляп, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной. Метод шести шляп мышления позволяет развить  и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами.

Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию с разных точек зрения.

t1604087444al.png1.Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры, формулы, определения. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточиться на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть

2.Красная шляпа  – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Учащиеся делятся своими эмоциями: удивление, негодование, восхищение, радость, страхи и т.д.

3.Желтая шляпа -  позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой, применением обсуждаемой темы. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

4.Черная шляпа - полная противоположность жёлтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом. Критика во всём и других.

4.Зеленая шляпа шляпа творчества и поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривает всевозможные вариации, модифицируете уже существующие и присматривается к  поиску нестандартных подходов, ищет любую альтернативу.

4. Синяя шляпа шестая шляпа мышления предназначена для решения задач и проведения и эмпирического способа познания. Пример применения технологии шести шляп на уроке физике опубликовала в журнале «ФИЗИКА» Первое сентября №11 – 12. 2016 год.

17. -Здоровье – сберегающие технологии.

Какую бы деятельность не осуществляли в учебно – воспитательном процессе, всегда сопутствующими технологиями должны быть здоровье - сберегающие образовательные технологии, о них погорю в разделе физическое здоровье. Ключевым элементом модернизации образования является федеральный государственный образовательный стандарт, в котором основополагающими образовательными технологиями  является технологии, основанные на системно-деятельностном подходе. Все рассмотренные технологии основаны на применение системно - деятельностного подхода к обучению. Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Формирование личности ученика и его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «добывают» и «открывают» их сами в процессе исследований; ученики «превращаются» в маленьких ученых с собственными открытиями. Поэтому работа учителя не в том, чтобы объяснить, рассказать, показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую деятельность учеников с целью доведения их до решения проблемы урока и составления алгоритмов действий при возникновении новых задач

.Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  действий на выявление имеющихся знаний.
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;  выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- действия для выдвижения гипотез, решения проблемных ситуаций.

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.

- умение делать выводы, анализировать получения знания и навыки.

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, ключевыми  словами  в  характеристике  деятельностного подхода  являются  слова:  искать,  думать,  сотрудничать,  приниматься  за  дело,  адаптироваться.  Расшифруем  так:

ДУМАТЬ устанавливать  взаимосвязи  между  прошлыми  и  настоящими  событиями,  критически  относиться  к  тому  или  иному  высказыванию, предложению уметь  противостоять  неуверенности  и  сложности,  занимать  позицию  в  дискуссиях  и  вырабатывать  своё  собственное  мнение,  оценивать  социальные  привычки,  связанные  со  здоровьем,  а  так  же  с  окружающей  средой,  оценивать  произведения  искусства  и  литературы;

ИСКАТЬ  - получать  информацию, отвечать, консультироваться  у  учителя,  

СОТРУДНИЧАТЬ  уметь  работать  в  группе, улаживать  разногласия, принимать  решения,   договариваться,  разрабатывать  и  выполнять  обязанности;

ПРИНИМАТЬСЯ  ЗА  ДЕЛО - включаться  в  работу, войти  в  группу  или  коллектив  и  внести  свой  вклад,  доказать  солидарность,  организовывать  свою  работу

АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать  новые  технологии  информации  и коммуникации,   противостоять  трудностям,  находить пути  решения.

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Процесс познания должен быть организован, как самостоятельная деятельность познающего. Учитель - организатор процесса

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне. 5. Принцип психологической комфортности предполагает создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Благодаря деятельностному подходу у учащихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы, формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;

возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе; интерес к предмету побуждает к чтению.

При правильной, активной организации урока по стандартам ФГОС с применением различных технологий, приёмов и методов, подходов формируются и закрепляются основные знания, умения и навыки обучающегося.

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Т. Эдисон.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Все учащиеся максимально вовлечены в процесс решения поставленных во время занятия задач и получают возможность самореализации благодаря применению различных творческих методов и форм, в первую очередь работа в парах и малых группах.

Учитель работает в основном фронтально, то есть одновременно со всем классом. В результате того, что эта форма работы очень мало учитывает индивидуальные особенности учеников, активны обычно несколько лидеров, остальные учащиеся включаются в работу только время от времени или остаются пассивными.

Преобладает взаимодействие «ученик – ученик».

Преобладает взаимодействие « учитель - ученик».

Вопросы и задания составлены так, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение, продемонстрировать свои убеждения, обсудить и подискутировать со сверстниками.

Учащиеся чаще всего высказывают социально-ожидаемые мнения, которые не всегда совпадают с их собственными убеждениями.

Учитель организует учебные ситуации, в которых учащиеся приходят к выводам о возможных путях решения поставленных задач, выбирают близкие им ценности, самостоятельно принимают решения о наиболее подходящих для них моделях поведения.

Учитель выступает в роли « носителя истины», призывая усвоить готовые ценности и нормы поведения, при этом мнения учащихся, не совпадающие с тем, что было представлено учителем, обычно критикуются или игнорируются.

Учебное пространство организовано таким образом, чтобы учащиеся эффективно общались друг с другом в парах и малых группах и могли легко менять партнеров в процессе выполнения поставленных задач. Каждый ученик имеет возможность высказать своё индивидуальное мнение.

Учебное пространство (в первую очередь расположение парт) ориентирует внимание учащихся на учителя, который обычно находится перед классом, и мало способствует общению учащихся между собой. Ученик может не прийти к собственному мнению.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Духовно – нравственное здоровье

Моральные качества личности имеют большее значение,

чем интеллектуальные достижения.

А. Эйнштейн

 

Каким бы видом деятельности не занимался человек, он прежде всего должен быть здоровым. Часто под этим подразумевается здоровье физическое или психическое. Духовное здоровье игнорируется. Игнорируется тот факт, что духовность основа душевного и физического здоровья. Вопрос, что важнее духовное и нравственное состояние или интеллектуальный багаж и практические навыки – теоретически не вызывает сомнения – и то и другое важно для человека и они не противоречат друг другу. На современном этапе, обширность и разнообразность знаний становится главной задачей образования. На самом деле слово «образование» происходит от слова «образ» - восстановление в человеке образа Божия, воссоздание духовной красоты человека, смыслом жизни которого являются духовно – нравственные ценности. Личность, напичканная противоречивыми знаниями, становится разрозненной, она склонна к «душевной депрессии», к потери смысла жизни – к неврозу. Такая личность может видеть себя лишь носителем биологических потребностей, склонна к уходу от проживания своей жизни, своей индивидуальности, своей отдельности – Личности.

«Наука, облеченная светом религии, – это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира» [3] «Дом духа – это сердце. Сердце каждого человека просит, чтобы его облагородили. Кто подарит ему это благородство? Ты, он, она... Кто, если не мы Учителя? А что такое урок? «Форма организации учебного процесса». У – свет, РОК – судьба. Учитель дарит свет, чтобы ты нашел свою судьбу, свою миссию... А классный час, это урок посвящённый воспитанию ребёнка.
В каждом человеке от рождения заложено родительское чувство. То есть мы все уже по праву от рождения – педагоги.

Храм и Школа – стоят у истоков на страже Веры и Культуры.

Храм и Школа дают духовно-нравственные ориентиры наукам, искусствам, творчеству. Храм и Школа – стражи Света и враги тьмы.

Знания даются нам, чтобы мы пользовались ими только во благо. Мы открываем те тайны Природы и нашего внутреннего мира, которые соответствуют, с одной стороны, интеллектуальному уровню нашего развития на данном историческом этапе, с другой, созреванию нашего духовно-нравственного уровня. Но полученные знания часто попадают в руки людей, духовно-нравственный уровень которых ниже, чем мощь знаний.

Знания как незажжённые свечи: вот зажжёт человек свечу и поставит на алтарь храма человечности, чтобы светила она всем. Так знания послужат Свету. Но если он зажжёт свечу, чтобы осмотреться, что можно украсть из храма человечности, тогда знания послужат тьме. Знания же без Света есть мощнейшее оружие массового поражения. В нашей действительности это так и происходит: знания до той степени обслуживают тьму, что жизнь на земле доводится до грани разрушения. войны сильных со слабыми затеваются иногда только для того, чтобы испробовать убийственную и разрушительную мощь нового оружия. Наших учеников не следует вооружать знаниями, дула которых, сознательно или бессознательно, они могут направить против жизни. Лучше дарить и доверять им знания как жемчужины, которые пригодны только для украшения жизни, дарить так, чтобы творили они ими благо и красоту, облагораживали свою жизнь и жизнь других.

Как строить образование? Сначала отделите Ребёнка от злости, потом приближайте к знаниям. Сначала притупите в Ребёнке зависть, потом обостряйте его взор к знаниям. Сначала воспитывайте Ребёнка, потом обучайте его.

В них Чистота. Но они могут упасть в грязь, если не почувствуют, как мы сами мучаемся нашими низменными устремлениями и как нам в тягость чувство собственности. В них Любовь. Но они могут заразиться ненавистью, если покажем им, как попираем святые заповеди: «Не убий» и «Любите врагов своих». В них Созидание. Но они могут стать разрушителями, если вместе с вооружением их новыми знаниями вооружим ещё новым оружием и направим против мира. В них всё только Прекрасное. Но может всё стать безобразным. Сказано сурово: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих».

Что мы передаём молодому поколению? Что от нас достанется будущим поколениям?: Страх терроризма и насилия. Опасность войн и мирового господства. Мощнейшие средства разрушения и порабощения. Сотни тайных лабораторий, где учёные от тьмы создают более чудовищные и коварные средства для порабощения человеческого разума. Опасность, связанная с всё более возрастающими экологическими катастрофами. СПИД — чума на долгие времена и, может быть, создание более опасной заразы, с которой не справятся люди ближайших столетий. Попустительство к безнравственности, к наркомании и алкоголизму. Опустошённые понятия свободы и демократии. Загрязнённая и безнравственная речь. Злоба. Зависть. Ложь. Предательство. Невежество. Всё это признаки нашего времени. Культуре плохо. Культура задыхается.

Ребёнок рождается с чувством веры, и он доверяет это великое чувство нам, взрослым, не для того, чтобы навязывали ему свою веру или своё неверие, а для того, чтобы мы уберегли её для свободного насыщения Высшим Светом. Слово «духовный» в толковых словарях почти приравнивается к слову «нравственный». Духовный — это искренний, сердечный, добрый, отзывчивый. А духовность поясняется как интеллектуальная, внутренняя, нравственная сущность человека. В нашей современной действительности Чаша Педагогической Мудрости досталась нам (нынешнему поколению учителей). Мы можем взять из неё столько, сколько в состоянии взять, и можем обогатить её настолько, насколько наше творчество в состоянии открывать новые врата. А поколение, воспитанное нами, возвысит общество на новую эволюционную ступень, обогатит его новыми духовно-нравственными, культурными и научными ценностями» Шалва Амонашвили. [4]

Нравственное здоровье отражается в нравственно - духовных качествах человека. Основными являются способности: осознавать свободу воли или свободу выбора; испытывать чувство любви; осознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем; осознавать различия между добром и злом; способность к самооценке; осознавать качества собственной воли; испытывать чувство веры; испытывать чувство достоинства; осознавать присущее ему чувство стыда; способность к прогнозированию событий и оценок; способность помнить события и переживания; чувство времени; способность понимания красоты и стремление к ней; способность к творчеству способность удивляться; способность понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл; чувство смешного, чувство юмора; способность испытывать горе; способность испытывать зависть, ревность.

Предмет физика располагает огромными возможностями формирования духовно – нравственных ценностей, здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Систематически ориентировать ученика на значимые для него ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания: гражданственность, патриотизм; человечность, честность, альтруизм, трудолюбие, роль научных знаний, эстетическое воспитание, привитие духовности, вопросы экологии.

На стадии вызовы всегда необходимо включать элементы воспитания, которые дают очень сильную мотивацию. Причём, если раньше вопросы духовности поднимала с опаской, то в настоящее время, привожу открыто высказывания учёных физиков, например, Томас Эдисон (1847-1931) — американский изобретатель. «Величайшее мое уважение и восхищение — всем инженерам, особенно же самому великому из них — Богу!» Ганс Эрстед (1777-1851) — датский физик. «Всякое основательное исследование природы кончается признанием существования Бога». Высказывания подбираю согласно теме.

Эффективно использование биографического материала при обучении физике и астрономии. Сведения должны быть минимальными по объему и времени, но яркими по содержанию. Необходимо выделить выдающихся ученых-физиков, жизнь и деятельность которых должна быть изучена школьниками более или менее основательно.

Библейскую модель Вселенной рассмотреть на уроках астрономии. В нескольких местах Библии говорится о том, что вселенная «распростерта» или расширена. Например, в книге Исаии 40:22 написано, что Бог «распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья». Это означает, что с момента своего сотворения вселенная стала больше в своих размерах. Бог распростер её.

очень интересный стих - Иов 26:7. В нем говорится о том, что Бог «повесил землю ни на чем». Кто-то может представить, что Бог повесил землю, как игрушку на новогоднюю елку, но только в пустом космическом пространстве. Этот стих выражает (поэтическим образом) тот факт, что земля не поддерживается никаким другим объектом – нечто совершенно невообразимое и противоестественное для древних писателей. В действительности земля плавает в космическом пространстве. Сегодня у нас есть фотографии земли, сделанные из космоса, которые показывают, что земля плавает в космическом вакууме. Земля буквально висит ни на чем, как об этом и учит Библия.

Вопросы законов сохранения в 9 классе, 10 классе связать с духовно – нравственной темой «добро возвращается добром» Принцип сохранности энергии/массы – это именно то, что мы и ожидали бы обнаружить, исходя из Писания. Во-первых, Библия указывает на то, что никакого нового материала появляться не может. Об этом говорится в Иоанна 1:3 и Бытие 2:2. Иоанна 1:3 говорит нам о том, что все появилось через Бога и без Него ничего не появится. Энергия не исчезает бесследно и не возникает из пустоты.

Первый закон термодинамики: «общее количество энергии во вселенной остаётся неизменной», открытый в 18 столетии подтвердил утверждение, сказанное в библии, что акт творения закончен.

Энтропия определяет меру необратимого рассеивания энергии, это второй закон термодинамики, необратимость процессов в природе. В библии это написано, что во Вселенной всё истощается и разрушается и обратно не восстанавливается материя.

По опыту знаю, что эффект от правильного подбора материала велик.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Понятие патриотизма на уроках физики включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос на примере Циалковского;

- уважительное отношение к языку своего народа на примере Ломоносова;

--заботу об интересах Родины на примере Королева;

--осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества) на примере Курчатова. Он трудился не только над ядерной и водородной бомбами: основное направление научных исследований Игоря Васильевича было посвящено разработкам расщепления атома в мирных целях. Немало работы ученый сделал в теории магнитного поля: до сих пор на многих кораблях применяют изобретенную Курчатовым систему размагничивания. Помимо научного чутья, физик обладал хорошими организаторскими качествами: под руководством Курчатова было реализовано множество сложнейших проектов. Истинным ученым-патриотом являлся И.В.Курчатов, он буквально до последних дней своей жизни руководил работами в области атомной энергетики. «Быть советским ученым – большое счастье. Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке Великой страны Советов» – говорил ученый.

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине на примере Попова и Столетова;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны на примере Лебедева;

- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ на примере Алферова и Сахарова;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям на примере Попова. Не оставят равнодушными ребят слова А.С.Попова, который, работая в трудных условиях, без материальной поддержки не принял ни одного из заманчивых предложений зарубежных фирм продать им патент на свое изобретение. Он сказал: « Я – русский человек и мое изобретение может принадлежать только моему народу».

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины на примере Капица П.Л (1894—1984).

--В курсе физики 9 класса при изучении вопроса о достижениях нашей страны в освоении космического пространства рассмотреть работы К.Э. Циолковского и С.П. Королева, первого космонавта – Ю. А. Гагарина, показать, что наша Родина так же славится своими космонавтами.

- Великая Отечественная война явилась трудным испытанием не только для армии, но и для науки. Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых дней войны были полны решимости, передать знания, опыт великому делу разгрома фашизма. Развернувшаяся битва стала не только смертельной схваткой двух миров – социализма и фашизма, но и войной моторов», «дуэлью умов», «сражением мысли», призыв «Всегда опережать технику врага».

 

В нравственном воспитании на уроках физики эффективно применять народный фольклор. В пословицах – кратких изречениях, поучениях – проявляются национальная история, мировоззрение, быт людей. Из двухтомника В.И. Даля «Пословицы русского народа» выберем несколько и попытаемся объяснить их физический смысл. Например, пословицы, связанные с тепловыми явлениями.

Много снега – много хлеба. Снег, как известно, обладает плохой теплопроводностью и, подобно шубе, предохраняет озимые от вымерзания. Много снега – «шуба» толстая, мороз не доберется до нежной зелени.

Гвоздем (шилом) моря не нагреешь.  Гвоздь, как и шило, обладает небольшой массой, а металл, из которого он сделан, имеет относительно малую удельную теплоемкость. Поэтому количество теплоты, которую может отдать гвоздь, невелико и им нельзя нагреть большую массу воды.    

Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги. Почему гуси, куропатки и другие птицы зимой ходят по снегу и не мерзнут? Дело в том, что температура лап птицы отличается от температуры тела: так, температура тела белой куропатки может быть почти на 40 градусов выше температуры ее лап; низкая температура конечностей понижает теплоотдачу – такова защитная функция организма.

Дым столбом – к морозу. В безветренную погоду легкий теплый воздух устремляется вверх, не испытывая боковых воздействий атмосферного воздуха.

На каком амбаре снег, из того покупай хлеб. Потому что он сух, над прелым хлебом снег раньше сходит, так при гниении хлеба выделяется энергия, которая и идет на нагревание и плавление снега на амбаре.

Горел дрова жарко - было в бане парко, дров не стало – и все пропало. Пока горят дрова, выделяется энергия и температура повышается, как только перестанет выделяться энергия от горения дров, температура в бане начинает понижаться, так как есть связь с внешней средой, и часто энергия идет на ее обогрев.

    А вот несколько пословиц, связанных с молекулярным строением вещества.  

По капельке море, по былинке стог. Какое положение молекулярно-кинетической теории иллюстрирует эта пословица? Ответ: все вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов.

 Пословицы о таком свойстве тел, как смачиваемость.

Он сух из воды выйдет. Можно ли сухим выйти из воды? Конечно, но для этого нужно смазаться веществом, которое не смачивается водой, например каким-либо жиром.   Нанесите на палец тонкий слой масла и опустите в воду. Когда вы его вынете, вода стечет с него, так как она не смачивает жирные поверхности.

С гуся вода, а с меня, молодца, небывалые слова.  Перья гуся и других водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира, а он не смачивается водой. Выйдет птица из воды, встряхнется и оказывается сухой. В житейском смысле пословицу надо понимать так: молодцу все нипочем, ничто на него не действует, при всех обстоятельствах он остается «сухим».

Пословицы, в которой говорится о таком свойстве, как твердость.     

Алмаз алмазом режется.    Известно, что твердое тело вообще трудно поцарапать, а алмаз – самый твердый природный минерал. Поэтому ни одним другим минералом нельзя нанести царапину на алмаз, тем более разрезать его, это можно сделать только алмазом же.

  Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства материалов, так что многие металлы поддаются ковке лишь в сильно   нагретом виде. Раскаленным металлам довольно легко придать требуемую форму, поэтому: «Куй железо, пока горячо».

Пословицы на тему механика: С горы вскачь, а в гору хоть плачь. В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет. С горы работает сила тяжести, а в гору мы работаем против силы тяжести, которая направлена к центру Земли.

Вода близка, да гора склизка. По скользкой горе трудно добираться до воды, так как трение между подошвами и горой мало, то и идти трудно.

Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой.  Корабли спускают, так салом подмазывают. Они связаны с трением и использованием смазки для его уменьшения. В первом случае роль смазки выполняет утренняя роса, во втором – сало.

Пословицы о звуке: Ударь обухом в дерево, дупло само скажется. При ударе о дерево древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом звучат по-разному. Дупло в качестве резонатора усиливает звук, обнаруживая себя таким образом.

Оттого телега запела, что давно дегтю не ела. Деготь выполняет роль смазки, при трении колеса об ось. Нет смазки – трение велико, оно вызывает  колебание колеса на оси колеса.  При этом получается скрипучий звук.  

Вставка в форме пословицы увеличит познавательный интерес к изучаемой теме, внесёт разнообразие, при этом показать воспитательную функцию данной пословицы.

 

3. Социальное здоровье.

Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы. Он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся, при необходимости принять помощь самому, умеет поддерживать здоровые отношения с окружающими людьми, соседями, друзьями, родственниками. Умеет находить новых друзей, выразить свои потребности так, чтобы были понятны окружающим и не ущемляли права и желания окружающих. Иными словами, социальное здоровье – это коммуникативные умения ученика, его умение общаться. В 12-13 лет изменения происходят во взаимоотношениях детей с учителем и сверстниками. Несмотря на то, что в отношениях с учителем нравственный авторитет продолжает играть доминиру­ющую роль, возрастает самостоятельность ребенка, проявляю­щаяся в самооценке и регуляции поведения с позиций не только авторитета, но и усвоенной нормы. Отчетливо проявляет­ся стремление включиться в совместную деятельность и обще­ние группы сверстников. Деятельность и общение ре­гулируется учителем. Под его формирующим воздействием дети приобретают навыки коллективных взаимоотношений, которые имеют общественную направленность. Для формирования социального здоровья эффективны на уроках физики технологии, в которых ребёнок не остаётся сам с собой, а находится в работе в группе. Причём эти группы выбираются случайно, например, технологией сотрудничества, чтобы ученики умели работать со всеми одноклассниками и не отдавали предпочтение кому-то одному в общении. Например, учащиеся получают восемнадцать вопросов. Шесть из них на тему «Импульс тела» или «Импульс силы», шесть на тему «Энергия», шесть на тему «Масса» Как получат задания, собираются в группу. Или напечатать на бумаге разных цветов. Все у кого одного цвета карточка собираются в группу. Главная педагогическая идея данного опыта заключается в том, чтобы научить детей общению друг с другом в процессе обучения, а именно:

 умению слушать и слышать друг друга, воспринимать и уважать точку зрения своего собеседника.

умению договориться со своим собеседником  и распределить роли в паре.

умению грамотно и доступно излагать, объяснять любой материал по программе.

умению доводить свои знания по теме до совершенства.

умению постоянно оценивать результаты своего труда, сравнивая с работой других учащихся, работающих в паре или группе.

Такие же задачи прописаны в ФГОС при формировании коммуникативных УУД. Поэтому с уверенностью можно сказать, что работая  по технологии КСО, соблюдаются требования современного образовательного стандарта, что применение КСО даёт положительные результаты, а именно:

-- имеются большие успехи в знаниях;

-- развивается умение излагать изученный материал в доступной форме, вести обсуждение, задавать вопросы и отвечать на них;

-- у учащихся повышается интерес к учению;

-- происходит колоссальное развитие речи учащихся;

-- и что особенно важно, формируется дружный творческий коллектив.


 

Психологическое здоровье.

Данный вид определяется способностью ребенка правильно оценить ситуацию и ее сложность. Также психическое здоровье определяет образ мышления ребенка, его поведение и способ межличностной коммуникации. Этот вид здоровья сильно влияет на другие виды. Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную реакцию на действительность. Оно определяет уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой. Узнать все тонкости внутреннего состояния ребёнка в ходе урока невозможно, но создавать предпосылки для укрепления психологического здоровья необходимо. Применение всех рассмотренных выше технологий эффективно для укрепления психологического здоровья при сочетании:

Учёта возрастных особенностей

Дифференциации обучения с учётом способностей и особенностей ребёнка.

Вариативность методов и форм обучения, обеспечивающих смену деятельности, сочетание двигательных и статистических нагрузок.

Индивидуализация обучения – обучение в малых группах или в парах.

Использование наглядности.

Формирование положительной мотивации к учёбе.

Повышению мотивации способствуют:

Необычная форма изложения;

Игры, соревнования, дискуссии;

Применение жизненного материала;

Осознание необходимости получения знаний для будущего;

Обратная связь: поощрение, порицание, доброе слово;

Занимательная деятельность;

Творческий поиск;

Использование многокомпонентной системы оценивания: самооценка,

Оценка друг друга. Очень хорошо уменьшают неприятные переживания. Развивают честность и справедливость.

Для сохранения познавательной активности и снижения психологической нагрузки, необходимо подбирать дидактические приёмы, методы и технологии в сочетании с интересной формой изложения учебного материала.

 

Эмоциональное здоровье

Пятый вид здоровья – эмоциональное здоровье. В словаре русского языка Ожегова С.И. Эмоции - душевные переживания, чувства. Бывают положительные - эмоции радости, веселья, восхищения, ликования. Отрицательные эмоции - гнева, печали, огорчения, обиды, тоски. Эмоционально здоровый ребенок учится контролировать себя в стрессовых ситуациях, сдерживает эмоции, не поддаётся на влияние. Частые перепады настроения, уныние и пессимизм, а также чрезмерная радость и эйфория от сюрпризов и побед, все это влияет на эмоциональное здоровье.

Чтобы детям было интересно, радостно от процесса обучения, следует придавать эмоциональную окраску урокам. Дети всегда ждут чего-то интересного, захватывающего, нового. Они хотят радоваться своим успехам и удачам товарищей. Поэтому педагог ставит перед собой задачу: создать на каждом уроке условия, способствующие всестороннему проявлению стремлений – познавать, общаться, утверждаться, и поможет этому добрая улыбка учителя. Необходимо создать у детей такое настроение, чтобы повысилась их учебная мотивация, и, как следствие этого, качество обучения. Учитель в зависимости от содержания урока, должен организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл.

Учитель добьется прекрасных результатов, если:

постарается обеспечить деятельность эмоционально:

будет сам рассуждать вслух и на виду у всех действовать с предметами,

сделает наглядным то, как мыслить и действовать;

будет давать специальные задания, решение которых станет невозможным без напряженной мысли;

создаст условия, при которых дети смогут свободно рассуждать, доказывать;

четко организован учебный процесс, где школьников вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех;

умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения;

Включать в урок материал, который обеспечивает впечатление. Впечатление – не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт, явление. “Находиться под впечатлением” означает, что человек действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Чем сильнее впечатление, тем дольше оно может управлять человеком. Поскольку воспитывающими могут оказаться не все впечатления, от некоторых из них необходимо уберечь ребенка.

Включение в воспитательный процесс экспресс - методов, которые позволяют каждому ученику выразить свои чувства и отношения.

эрудиция учителя;

доброжелательность и справедливость.

Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни.

Руководствуясь принципом «Не навреди», использовать различные методы и приемы, направленные на формирование у детей учебной мотивации, познавательного интереса. Основная цель - это формирование у детей эмоционально-положительного отношения к школе, к урокам и учебному процессу.

У учащихся повысится активность на уроке, если материал не будет преподнесен в готовом виде, а возникнет проблема, решение которой осуществят сами ученики. Соревнование – явление, по существу, эмоциональное. Это не только вид деятельности, но и способ актуализации определенных эмоциональных состояний. Одна из удивительных особенностей соревновательной ситуации – мгновенный переход от эмоциональной взволнованности к стремлению действовать, добиваться.

Учащемуся с низким уровнем мотивации было предложить задание, сопровождающееся фразой: «Посмотрим, кто это задание выполнит лучше (или быстрее), «Посмотрим, какая группа будет активнее» и т.п. «Ты сомневаешься, что можешь выполнить эту работу? Что ж - покажи, на что ты способен!» «Подобное задание выполнил такой-то ребенок, а как получится у тебя?» То есть создается «звездный» эталон достижения. Похвалив при всех усердие этого ученика за его добросовестность и трудолюбие, тем самым вселяем в него уверенность в своих умениях. Быть среди неудачников всегда неприятно. Переживание возможного неуспеха заставляет прилагать усилия, проявлять активность, чтобы уйти от полосы отчуждения.

С низким и средним уровнем мотивации хорошо применять принцип внезапности, неожиданности. Это прием эмоциональной атаки на человека, своего рода сюрпризная ситуация. Используется классическое правило Аристотеля – мышление начинается с удивления.

Ожидаемые результаты:

Повышается активность учащихся;

Слабые ученики чувствуют уверенность в своих силах;

Сильные ученики почувствуют необходимость и пользу в помощи товарищу;

Укрепляется умение взять ответственность на себя,

Способность самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы;

Программный материал усваиваться более легко и прочно;

Отношение к учёбе становится более позитивное;

В выполнении работ появляется тщательность и добросовестность;

Учебную мотивацию можно повысить при помощи различных методов и приемов на короткий срок, если не работать над эмоциональным настроем и здоровьем учащихся.


 

6.Физическое здоровье.

Это не только нормальная структура и функции органов и систем, отсутствие жалоб и болезненных проявлений, но и уровень функциональных возможностей организма, диапазон его приспособительных реакций. От данного вида здоровья зависит работоспособность организма ребенка, его энергичность, сила, активность на уроке. Способность иммунитета противостоять вирусам и болезням зависит от того, как ребенок спит, питается, отдыхает, восстанавливается, может сказать, насколько силен или слаб физический аспект его здоровья. Конечно же, основная ответственность укрепления здоровья ребёнка на родителях. В образовательном процессе,  важно помнить, что все виды здоровья тесно связаны друг с другом, и характеристики каждого оказывают влияние друг на друга. Социальное здоровье неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к постижению смысла собственной жизни, ориентацией на высшие этические ценности. Понятие общего здоровья складывается из оценки всех видов в отдельности и зависит от многих факторов.

        Следовательно, однозначно сказать, что ребенок абсолютно здоров только потому, что он физически себя чувствует хорошо, нельзя. Необходимо знать и понимать ребенка, чтобы вовремя видеть ту или иную проблему, дабы свести к минимуму все риски, связанные с ее последствиями.

 

«Настоящий урок-это совместный поиск истины учителем и учеником. Где этого нет, там скука…». Т.И. Гончарова.

 


 

Дата проведения: 30 октября 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.