Проблемы, подходы и решения при разработке современного занятия
Виноградова Юлия Алексеевна
Учитель математики
МАОУ «Гимназия «Новоскул»
Великий Новгород
Проблемы, подходы и решения при разработке современного занятия
Современный урок сегодня значительно отличается от традиционного. Он предусматривает формирование не только навыков и умений у детей, но и должен быть ориентирован на развитие различных компетенций, причем их взаимосвязь должна быть межпредметной. То есть программа должна быть построена так, что на каждом предмете происходит целостное развитие личности ребенка.
Наиболее актуальной проблемой в построении современного урока является личностно-ориентированный подход. Впервые, термин «личностно-ориентированный подход» упоминается в работах К. Роджерса. Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению [1].
Отличительными особенностями такого подхода является: включение педагога в деятельность наравне с детьми, добровольное участие ребёнка, работа в собственном темпе, игровая форма занятия.
Основные принципы данного подхода являются:
Самостоятельное целеполагание и определение задач учащимися, которые в ходе учебного процесса помогут привести к правильному пониманию темы.
Опора учащимися на уже имеющийся у них опыт и использование его в процессе обучения
Учет социологических и психологических особенностей детей, поощрение их быть «самим собой»
Формирование учебных умений ребенка с учетом его возрастных возможностей
Роль учителя теперь не только ведущая на уроке, но использование роли наставника, консультанта, помощника.
Так как учащийся должен сам прийти к теме, цели и задачам урока, то на уроках математики учителя используют различные технологии. Например, в 5 классе при изучении темы «Решение задач с помощью уравнения», для выявления способа решения задач, который будут использовать дети на уроке, можно предложить разгадать ребус или математическую загадку. Далее с учащимся предложить вопрос для обсуждения: « Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться правильно составлять уравнения? Такой приём мы уже применяли при решении задач «по действиям». В ходе рассуждений, ребята приходят к мнению, что нужно попробовать самим составлять задачи [2]. Таким образом, дети активно включены в ход урока и принимают сами участие для составления цели и задач урока.
Еще одним способом использования на уроках технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе – это использование листа самооценки, на котором каждый учащийся себя анализирует. Например, как я работал на уроке – активно или пассивно; что я узнал нового; что я уже знал; достиг ли я цели и успел ли решить поставленные задачи; что не усвоил в данной теме и необходимо повторить и многие другие. Такой лист позволяет формировать самосознание учащегося, проводить связь между целью урока и его конечным результатом, позволяет понять ребенку, что он не успел выполнить и на что ему уделить внимание и самое главное учит ребенка самостоятельно анализировать себя, видеть его победы и неудачи [3].
На сегодняшний день существует огромное количество различных методик и технологий, направленных на личностно-ориентированный подход. Проблема заключается, только в выборе того самого, который подойдет учителю и который примут и полюбят дети. Задача педагога грамотно организовать урок. Для этого потребуется время для изучения данной технологии и колоссальный опыт применения подходящей на своем занятии.
Список литературы:
Якиманская И. Личностно – ориентированный урок. / Директор школы, 1998. - № 2.
Методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему: Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений», 2020 – URL: https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2015/02/25/lichnostno-orientirovannaya-tekhnologiya-na-urokakh-matematiki (дата обращения: 15.10.2020).
Инструменты самоанализа и самооценки образовательных достижений учащихся. Сборник методических материалов / Под научной редакцией О. Е. Лебедева, доктора педагогических наук, профессора Российской академии образования, 2014 г.– 46 с.