Проблемы, подходы и решения при разработке современного занятия
Иванова Екатерина Викторовна
Педагог дополнительного образования
БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»
Омск
«Проблемы, подходы и решения при разработке современного занятия»
Считаю, что основная проблема при разработке современного занятия это подбор правильной, интересной формы проведения занятия и его наполнение. Наполнение занятий должно быть максимально обширным, но вместе с тем максимально простым и понятным каждой отдельной взятой группе учащихся. Всякое знание возможно упростить. Это мастерство по-настоящему выдающихся педагогов. Хотелось бы привести в пример выступление Виктора Фёдоровича Шаталова https://www.youtube.com/watch?v=cmrFpokGS2s.
Если нет возможности изыскать способ упростить знание, его надо максимально приблизить к проблемам самих учащихся по средствам приведения правильных примеров. Современный педагог должен улавливать настроение аудитории и возвращаясь к примерам из математики, не считать количество литров в бассейне, а считать количество подписчиков, как бы странно это не казалось. Положительные эмоции, смех и неподдельный интерес способны завладеть вниманием учащихся куда сильнее, чем учительская указка и оценки в журнале.
Но это не должно обозначать, что современное образование является оторванной от классического. Напротив, оно должно иметь строгую систему из взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи, содержания образования, методов и средств обучения.
После проработки структуры занятия и его наполнения следующим важным пунктом будет являться выбор формы проведения занятия.
Считаю, что основная проблема большинства уроков именно в подаче: учитель говорит, ученики слушают и выполняют задания. Из урока в урок, из года в год эта система приедается и работает на автомате, лишая учащихся новых открытий и эмоций.
Считаю, что необходимо в большей мере внедрять такие формы проведения занятий как:
Соревнования, конкурсы, турниры и игры: деловые, ролевые;
Публичные формы общения: пресс-конференции, брифинги, диалоги, «живые газеты» и журналы;
Занятия основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочные экскурсии, экскурсии в прошлое, путешествия, прогулки;
Занятия опирающиеся на фантазию: занятия-сказки, занятия-сюрпризы
Интегрированные занятия, в следствии которых каждый из учащихся является экспертом в той или иной области;
Трансформация традиционных способов организации занятий: парные опросы, экспресс-опросы, занятия-консультации, занятия-практикумы.
Отличительная черта этих форм занятий от традиционных в том, что кроме самого знания они формируют еще и приятный опыт, новый статус или вполне себе физическое воплощение: газеты, брошюры, фильмы. Когда дети чувствуют, а еще лучше ощущают физически плод своих знаний он перестаёт считать знания поверхностными и абстрактными. Будет применять их самостоятельно, рассказывать и передавать свой опыт другим. А где повторил раз, повторил другой, там уже сформировалось крепкое целостное знание.
Список литературы:
Мякинченко Л.П., Ушакова Т.В. Современный урок. Схемы анализа урока.//Настольная книга завуча школы.– 2006г.
Рожкова Т.А. Доклад. Современные занятия в соответствии с ФГТ. Организация и формы проведения. - 2013г. URL - https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/16/sovremennoe-zanyatie-organizatsiya-i-provedenie
Никишина, И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007г.