Выступление «Проблемы, подходы и решения при разработке современного занятия»
Мухаметзянова А.Р., учитель английского языка, ГБОУ БРГИ №1 им. Рами Гарипова
С введением в современное образование новых Федеральных государственных образовательных стандартов меняются и требования к качеству и результатам обучения, где важнейшим элементом школьного образования является развитие универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Перед нами педагогами стоит задача не просто дать ученику фундаментальные знания, а подготовить его к условиям жизни в конкурентной среде.
Подготовка успешного выпускника - наша основная задача. Процесс обучения должен быть интересным, динамичным и современным. Эта задача невозможна без внедрения современных технологий.
Итак, технологии, которые я применяю на своих уроках английского языка для формирования и развития УУД:
Методы и приёмы технологии ТРИЗ
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Практикую прием «Мысль другими словами» Нужно предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, выраженной другими словами.
Например, «начался учебный год».
- Закончилось лето.
- За окном сентябрь.
- Ученики идут в школу.
Прием «Найди и покажи» или же виммельбухи. Суть которого заключается в поиске предмета, так же можно устроить соревнование «кто быстрее», составлять истории с персонажем, кто он, откуда, куда идет и т.д., закрыть разворот и предложить назвать то, что было изображено. Активизирует память, внимание, фантазию, расширяет словарный запас.
Прием «Ассоциации» позволяет за короткое время активизировать словарный запас, случайные переключения дают возможность увеличивать количество ассоциаций, расширяя зону областей, из которых берутся активные слова. Данный прием позволяет активно вовлечь учащихся в начало урока, и так же позволяет завершить его. Например, по теме «Shopping» .
Наиболее известным и широко применяемым методом генерирования новых идей является метод мозгового штурма. Суть мозгового штурма — совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения.
Например, по теме “Free time activities” генерируем идеи, чем можно заняться в дождливый или жаркий день, и заполняем в тетрадях Mind map (интеллект карта).
Прием «What’s the news? » помогает легко и непринужденно начать урок, побуждает учеников разговориться на языке.
Наши ученики, дети, родившиеся в период с 2000 годов, период стремительно развивающихся технологий, в частности компьютера и мобильных телефонов. Они представители поколения Z.
Поколение Z лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Наглядность - главное условие. С каким бы мастерством мы ни рассказывали, какую либо тему, двухминутный ролик даст гораздо больший эффект. Поколение Z лучше воспринимает быструю информацию. Применение ИКТ необходимость продиктованная временем и требованиями общества.
Применяю прием «Виртуальная экскурсия» использование, как готового материала, так и создание самими учащимися. Прием «Тебе письмо (открытка)» в обучении разным видам письма, при необходимости использую мобильные приложения what’s app, vk.
Прием «Хочу знать» или «Банк уроков» создание своего банка уроков (мини видео-лекции для учеников)
Суть заключается в следующем:
готовится мини-видеолекции по теме и доступ к просмотру на уроке для тех учащихся, которые идут с опережением, либо для тех учащихся, которые отстают по темам; тем самым дифференцируем обучение.
учащиеся смотрят подготовленные учителем темы. Это позволяет им осваивать материал в своем темпе, не будучи зажатыми временными рамками урока, дает возможность обсудить со сверстниками и учителем;
урочное время используется для совместной деятельности по изученной теме: практической работе, создание мини-проектов и др.
Так же использую веб-квест технологию как одно из современных средств ИКТ на уроках английского языка.
Веб-квест технология представляет проблемные задания-проекты с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета. Данная технология сочетает в себе активные методы обучения с преимуществами информационно-интерактивных технологий.
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве.
По длительности выполнения веб-квесты делятся на краткосрочные и долгосрочные. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты. Другими словами, веб-квесты могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, а могут работать в связке с другими предметами. Вебквесты имеют четкую структуру. Нами разработан WebQuest “In the world of literature” на web конструкторе jimdo.com
Технология развития критического мышления – это один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.
Приведу в качестве примера некоторые приемы данной технологии:
Приём «ИНСЕРТ»ИНСЕРТ – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов при работе с новым текстом, видеоматериалом.
I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» отмечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» отмечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» отмечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V | + | - | ? |
| | | |
IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Приём «Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Может использоваться на любом уроке.
Прием Синквейн позволяет решить сразу несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить, как ученики запомнили важнейшие понятия темы.
Первая строка – выражение сущности темы одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в целом в двух словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – это описание действий в рамках темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающее личное отношение к данной теме.
Пятая строка – состоит из одного слова, являющегося синонимом к первому на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющая суть темы.
На уроках может быть использован на стадии рефлексии и стадии вызова.
Технология «Кейс-метод»
Кейс-метод может быть успешно использован на занятиях по английскому языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование.
У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и учителем.
При применении кейс технологии создаются так называемые «фокус-группы», состоящие из 4-5 человек. Каждая «фокус-группа» разбирает свою собственную ситуацию, работает над своей «проблемой».
Ситуация 1. Вы решили посетить Великобританию. Вы звоните в кассу и заказываете билет.
Ситуация 2. Ваш друг собрался посетить Великобританию. Он вам звонит и спрашивает ваших советов. Вы должны подсказать более удобный вид транспорта, описать погоду и подсказать, что ему лучше надеть.
Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение.
В заключение, хотелось бы отметить, применяя на своих уроках различные приемы и методы, уроки становятся живыми, интересными и на уроках обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать свои творческие способности. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов.
Литература
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. – М.: Дрофа, 2003.213 с.