Статья на тему «Проблемы, подходы и решения при разработке современного занятия»

0
0
Материал опубликован 27 October 2020 в группе


Статья на тему «Проблемы, подходы и решения при разработке современного занятия»



Онищенко Ю.С.

Учитель истории и обществознания

МКОУ «ООШ с.Благословенное имени Героя Советского Союза Г. Д. Лопатина»


Методологической основой нового ФГОС профессионального образования в первую очередь является компетентностный подход, который предполагает в качестве результата обучения формирование не только профессиональных, но и общих компетенций. Выполнение поставленных задач происходит главным образом в процессе обучения, а основной формой обучения, как известно, является урок.


Что бы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, самого себя

Н.В. Гоголь


Становление профессиональных компетенций будущих учителей, педагогов, специалистов образования происходит в образовательном процессе на учебных занятиях, уроках, в лабораториях, в период практики.

На сегодняшний день, урок в образовательных учреждениях является основной формой организации образовательного процесса. Требования ФГОС, относятся, прежде всего к уроку, так как, во время урока происходит взаимодействие учителя и ученика, в результате которого происходит усвоение обучающимися необходимого багажа знаний и умений, формирование компетенций, развитие способностей, общения и т.д.

Урок является наиболее постоянной и вариативной формой организации образовательного процесса, он жестко реагирует на новые требования, модифицируется. Чтобы обеспечить ресурсы для развития общих и профессиональных компетенций будущих рабочих и специалистов, современный урок должен отвечать следующим требованиям:

Компетентностный подход в целеполагании, проведении и оценивании результатов, целостность формирования и развития профессиональных и общих компетенций.

Формирование компетенций возможно только в деятельности, поэтому на современном уроке должны быть обеспечены условия для полноценной учебной деятельности обучающихся (мотивация, создание учебных ситуаций, рефлексия) и проявления их субъективности.

Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности обучающихся, акцент должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также на взаимодействии самих обучающихся в группах.

Обеспечение оперативной обратной связи. Обучающийся должен самостоятельно подвергнуть анализу свою учебную деятельность и внести в нее коррективы.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий, ЦОРов (компьютеров, проекторов, интерактивной доски).

Урок является довольно сложным педагогическим предметом. Как и всякие сложные предметы, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам:

- урок усвоения новых знаний;

- урок усвоения навыков и умений;

- урок комплексного применения знаний;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок проверки, оценки и коррекции знаний и умений.

Каждый тип урока имеет обусловленную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.

Системно-деятельностная  технология  подготовки учеников  к ЕГЭ, ГИА включает несколько взаимосвязанных и последовательных  этапов. Такая поэтапная подготовка позволяет педагогу  сформировать учебный процесс как  автономный, творческий поиск самого обучающегося в партнёрском взаимодействии с учителем.

Обучать деятельности - значит делать учение не только мотивированным, но и учить ребенка оптимально организовывать свое занятие, помогать выработать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Одним из способов активизации образовательного процесса является применение инновационных методов обучения:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективная система обучения (КСО);

-технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);

-исследовательские методы обучения;

-проектные методы обучения;

-технология « дебаты»;

-технологию модульного и блочно- модульного обучения;

-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;

-технология развития «критического мышления»;

-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

-информационно – коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

- систему инновационной оценки « портфолио»;

- технологию дистанционного обучения

технология мастерских

групповое обучение  и др.

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно увеличивает эффективность процесса занятия благодаря его интенсификации, индивидуализации, наличию противоположной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяют во многом реализовать Новые Информационные Технологии (НИТ). Одним словом, они позволяют обладать значительным объёмом информации, тем самым, реализовывая потенциал лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и конечно усиления мотивации учеников  к учебной деятельности. Безусловно, эта возможность может и должна реализовываться как одна из форм работы.

Очень важно создать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, вкушал плоды своего труда и мог их оценить, но как это сделать? На уроках с использованием ИКТ обучающиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и показывает части информационной компетентности.  Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в обстоятельствах информационного общества.

Понятие современный урок безраздельно связано с понятием современный учитель.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

демонстрирует универсальные и предметные способы действий

инициирует действия обучающихся

консультирует и корректирует их действия

находит способы включения в работу каждого ученика

создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, модифицируют функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Ребенок же, становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно переработать информацию и употреблять имеющиеся знания  на практике.

В целом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура современного урока истории выстраивается из классической структуры любого урока в целом, но включает в себя те особенности и дополнения, которые необходимо включать в неё с учётом специфики данного предмета. Следует учитывать и те требования, которые предъявляются сегодня к преподаванию такого важнейшего, выстраивающего систему мировоззрения на себя и мир, школьного предмета, как урок истории. Поскольку с течением времени меняется не только наше общество, но и мир в целом, преподавание истории должно исходить из веяний и реалий современной ему эпохи, но ориентироваться на компромисс мнений и стремиться к объективизму.

Так что же для  нас современный урок?

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знаниям, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации